Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(6)

Следовательно:

(7)

Налоги, зависящие от затрат

Пусть: ЗатратыБН() – функция затрат без налогов. НалогСЗ() – функция налогов с затрат. СуммНЗ – сумма налога с затрат, тогда налоги с затрат равны:

(8)

следовательно

(9)

Налоги, зависящие от прибыли

Пусть: СуммНП – сумма налога с прибыли,

тогда налоги с прибыли равны:

(10)

Взаимное влияние групп налогов

Определим подставив в выражение (5) формулы (7), (9), (10) получим

(11)

Осуществив, преобразования получим:

(12)

Далее раскрывая, скобки получим:

(13)

Пусть выражение:

,

которое по сути, является ставкой налога с оборота, равно коэффициенту β1.

А выражение

пусть будет равно коэффициенту β2, по сути, являющимся ставкой налога с потребления.

В результате получаем:

  1. (14)

Пусть α - единая ставка налога с оборота и потребления, тогда для её определения преобразуем формулу (14) следующим образом:

Итоговая ставка налога с оборота и потребления может быть найдена из следующего выражение:

Таким образом, все налоги, могут быть заменены единым налогом с оборота и потребления.

Чтобы такая замена стала экономически целесообразной необходимо: убедится, что налоговая нагрузка на предприятия не станет больше, а реальные налоговые поступления в бюджет – не станут меньше. Для этого мы должны выбрать оптимальные методы оценки налоговой нагрузки и убедится, что они подходят для нашей оценки совершенствования налоговой системы, также нам надо будет найти ставку нового налога с оборота и потребления.

ГЛАВА 2 Направления совершенствования налоговой системы РФ


2.1. Критерии оптимальности налоговой нагрузки и совершенствования налоговых систем

Осуществляя любое совершенствование налоговой системы, в итоге мы должны получить такое значение налоговой нагрузки (НГ), которое с одной стороны стимулировало бы налогоплательщиков к законной деятельности, а с другой стороны удовлетворяло потребности государства.

Для выявления отчетливого противоречия в целях налогоплательщиков и государства, в лице его налоговых органов, приведем желаемые цели каждого: налогоплательщик стремиться к тому, чтобы НГ[21] → (стремилась к) 0; государство стремиться к тому, чтобы НГ→ выручке предприятия.

То есть, для налоговой нагрузки всегда выполняется неравенство:

0 ≤ НГ ≤ выручка предприятия

Совершенно очевидно, что ведение бизнеса становится бессмысленным для государства в первом случае, для предпринимателя - во втором.

Только в случае, если: НГ< НГгос, государство, в лице уполномоченных органов, должно предпринимать меры налогового контроля; НГпред < НГ, предприятия, в лице его финансовых органов, должны предпринимать меры налоговой оптимизации.

«Налоговая система будет сбалансированной при условии выполнения следующих условий:

0 ≤ НГгос ≤ НГ ≤ НГпред ≤ выручка предприятия;

НГгос = НГ = НГпред = НГопт[22];

НГгос → к выручке предприятия; НГпред → 0».

При этом НГ – это функция следующего вида = f(n1..nm), где ni – налог, обязательный для применения.

Значение НГопт может быть найдено, как математически, если функция f() определена, и эмпирически.

Для последнего случая, целесообразно построение определяющей таблицы:

Таблица 1. Классификатор налоговой нагрузки[23]

Система налогообложения

Сфера деятельности

Регион

Тип предприятия

НГгос

НГопт

НГпред

Обычная система налогообложения

Машиностроение

СФО

Малое

Среднее

Крупное

ДФО

Малое

Среднее

Крупное


Для налогового совершенствования всегда характерно следующее: «Правильная» оптимизация: когда налогоплательщик пытается, используя законные основания, изменить соотношение:

НГнач t0 > НГнач t1 = НГопл t0

Где: t0 – состояние до налогового совершенствования; t1 – состояние после налогового совершенствования; НГнач – налоговая нагрузка по начислению; НГопл – налоговая нагрузка по оплате.

Это неравенство буквально следует читать так: использование законных методов оптимизации налогообложения приводит к уменьшению налоговой нагрузке, при этом оптимизированные налоги платятся своевременно и в полном объеме.

«Налоговая реформа, при которой налогоплательщики станут платить меньше, а государственный бюджет будет получать больше, возможна если изменется механизм взимания налогов.

      1. 0 ≤ НГгос t0 ≤ НГ t0 ≤ НГпред t0 ≤ выручка предприятия;
      2. НГ t1 = НГпредр t1 < НГпред t0;
      3. НГ t1 = НГгос t1 < НГгос t0;
      4. НГоплр t1 > НГопл t0».

Но оценка налоговой нагрузки задача совершенно нетривиальная, поскольку, проводя налоговое совершенствование, мы должны учесть различия значений налоговой нагрузки для предприятий различного масштаба, отраслей, регионов и т.п.

В этой связи необходим такой алгоритм расчета налоговой нагрузки, который учитывает существующее многообразие действующих хозяйствующих субъектов и позволяет корректно оценить результаты любого налогового совершенствования, как со стороны государства, так и со стороны налогоплательщика.

Для отражения налоговой нагрузки, в соответствии с предложенным классификатором (см. таблицу 1), введем следующие обозначения: f() – налоговая функция, а нп – налоговый период; нс – налоговые ставки; нб – налоговая база; л – льготы; псу – порядок и срок уплаты; оу – особые условия и d – количество налогов, обязанных для применения налогоплательщиком, тогда сумма текущих налогов будет равна:

, это значение можно разбить на составляющие по масштабу предприятий:

, где Wk – веса или частота появления признака и p – количество различных видов предприятий по масштабу (крупные, средние, мелкие).

Каждое полученное значение можно разбить по регионам ведения бизнеса:


, где Wl – веса или частота появления признака и o - количество регионов.

Аналогично можно определить сумма текущих налогов по сферам деятельности:

, где Wj – веса или частота появления признака и n - количество сфер деятельности.

И наконец, каждое значение можно разбить по видам налогообложения:

, где Wi – веса или частота появления признака, а m - количество видов налогообложения (ОСНО, УСНО) и в котором мы можем применить любую формулу определения налоговой нагрузки.

Для своих расчетов возьмем следующую:

Здесь g – вид коэффициента налоговой нагрузки (1..3, НГвыр, НГсеб, НГсебфот), где НГвыр – налоговая нагрузка от выручки (налоги/выручка), НГсеб – налоговая нагрузка от себестоимости (налоги/себестоимость), НГсебфот – налоговая нагрузка от фонда оплаты труда (налоги/ФОТ).

Полученные значения усредненной налоговой нагрузки НГ можно использовать для определения единой налоговой нагрузки (эталонной нагрузки) для определенной налоговой системы (страны). Таким образом, с помощью данной формулы мы можем получить как значение налоговой нагрузки на предприятие в определенной сфере деятельности, в конкретном регионе, учтя его масштаб и систему налогообложения; так и среднюю налоговую нагрузку по всей стране.

Также мы предлагаем использовать следующие критерии налогового совершенствования с точки зрения государства: абсолютное увеличение поступления налогов в бюджет; доля налогов в ВВП ([сумма налогов, подвергнувшиеся совершенствованию]/[ВВП]); количество налогов; время, потраченное на исчисление налога; время, потраченное на уплаты налога; доля затрат на налоговое администрирование в сумме налоговых поступлений ([затраты на налоговое администрирование]/[сумма, налогов поступивших во все уровни бюджета]).

Для определения налоговой нагрузку при совершенствовании нами налоговой системы, мы будем использовать формулу НГсрфот[24].

Но прежде, чем это сделать, необходимо определить значение ставки нового налога с оборота и потребления, базой для его исчисления предлагается принять ВВП.

Тогда ставку нового единого налога с оборота и потребления можно будет определить следующим образом:

Где: ЗамНалоги() – налоги, которые мы планируем оптимизировать (заменить), ВВП() – функция валового внутреннего продукта.


Тогда

Желая уменьшить налоговое бремя и упростить расчеты, ставку единого налога с оборота и потребления примем в размере 3%.

Эту ставку будем использовать при юридическом определении нового налога в следующем разделе, а также при расчетах, которые позволят нам убедиться, что выбранная ставка и, как следствие налоговая нагрузка, удовлетворяет условия оптимальности налоговой нагрузки и теореме сбалансированности налогового совершенствования, т.е. в итоге мы должны получить уменьшение налогового бремени для налогоплательщиков и повышения поступлений налогов в бюджет[25].

Сформулировав определение налоговой системы, позволяющее определить векторы налогового совершенствования, исследовав принципы налогообложения и показав, что большинство налогов может быть заменено единым налогом с оборота и потребления. В курсовой работе на основе определения его возможной ставки и методики оценки налоговой нагрузки (налогового совершенствования), предложено заменить целевую группу существующих налогов, описанных выше, которые не соответствуют принципам математической прогнозируемости и неизбежности уплаты, новым прогнозируемым налогом.

Единый налог с оборота и потребления может заменить следующие налоги[26]: 1) налог на добавленную стоимость; 2) «социальные налоги»; 3) налог на прибыль организаций; 4) налоги, связанные с упрощенной системой налогообложения; 5) единый налог на вмененный доход; 6) налог на имущество организаций.

Охарактеризуем элементы единого налога с оборота и потребления.

Плательщики: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Налог будет применяться ко всем сделкам, связанным с переходом права собственности на активы, принятия работ, услуг.

Объект налогообложения, налоговая база: стоимость купленного, проданного товара, работы, услуги. Цена на товары, работы, услуги предполагается рыночной, в связи с этим необходимо сохранение налоговой нормы, определенной в статье 40 Налогового Кодекса РФ.

Ставка: 3%[27]. Ставка налога может быть установлена (изменена) решением правительства РФ каждые 3 года, исходя из параметров бюджета на предстоящий период.

Льготы: НЕТ. Все налоговые льготы, должны иметь заявительный, а не самостоятельный характер, так как их наличие создает предпосылки к недобросовестному использованию, нелегальному уменьшению поступлений в бюджет и требует повышенного налогового администрирования. Т.е. в момент начисления и уплаты налога никакие льготы налогоплательщиком самостоятельно не применяются, а заявляются к возмещению после фактической уплаты налога. Такой подход требует дополнительного пояснения.