Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения налоговой система РФ и проблемы еe совершенствования
1.1 Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»
1.2 Существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны
1.3 Принципы налогообложения, как основы построения любой налоговой системы.
ГЛАВА 2 Направления совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Критерии оптимальности налоговой нагрузки и совершенствования налоговых систем
ВВЕДЕНИЕ
Процесс развития общества сопровождается изменениями социально-экономических потребностей, что влечет не только изменение самого общества, но его экономических парадигм, в том числе теории о налогах и их администрировании.
Эти изменения должны улучшать жизнь общества, сохраняя все лучшее и модифицируя неактуальное в налогообложении или вообще вводя новое, которое увеличивая налоговые поступления государства для расширения его социальных функций, одновременно не ущемляя интересы предпринимательства.[1]
Налоговые системы каждой страны могут оцениваться по-разному[2] различными политиками, учеными и учитывая все разнообразие этих мнений мы, для объективной оценки налоговой системы, можем использовать независимые оценки или исследования, отражающие мнение большинства налогоплательщиков относительно простоты, быстроты уплаты налогов, их количества, методики исчисления.
По мнению независимых исследований, в Российской Федерации действует большое количество налогов, усложнена система их начисления и уплаты[3]. Законодательство по налогам запутано, у налогов существует большое количество льгот, различных ставок, методов расчета налоговой базы[4]. Сложный налоговый учет, который вынуждены вести хозяйствующие субъекты приводит к завышенным расходам государственного бюджета на содержание налоговых (контролирующих) органов, которые проверяют верность и своевременность начисления, уплаты налогов[5]. А противоречивость и сложность налогового законодательства вызывает разночтение в трактовке налоговых норм, вызывая споры между налогоплательщиками и контролирующими органами, которые вынуждены разрешать арбитражные суды, что, опять же, отвлекает ресурсы государства и налогоплательщиков на налоговые процессы. Наличие «законных лазеек», вызванных не оптимальностью налогового законодательства и самостоятельного применения налоговых льгот, позволяет «оптимизировать» налоговые отчисления, приводя к необоснованной налоговой выгоде налогоплательщика и ущербу для государственного бюджета. При этом, текущая налоговая система позволяет ведение учета в «теневой экономике», искусственно, через «серые и черные» компании, завышать себестоимость российской продукции и, как следствие, создает ее неконкурентоспособность на мировом рынке, а это опять негативно отражается на бюджетных доходах РФ. Все это приводит, по нашему мнению, к сложности точного прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, к непрозрачности и запутанности российского экономического законодательства, подтвержденной статистикой налоговых споров в арбитражных судах РФ[6].
В ходе изучения в рамках курсовой работы литературы существует множество мнений о том, как должно происходить совершенствование налоговой системы. При этом необходимо отметить налоговые реформы, предлагаемые такими авторами как: Романовский М.В., Врублевская О.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Сорокин А.В. и др. содержали конкретные мероприятия налогового совершенствования, но не описывали в целом векторы возможного реформирования налоговой системы страны. Поэтому одной из предпосылок данной работы являлось не только исследовать предлагаемые различными учеными методы налогового совершенствования, но и консолидировав их, предложить единые векторы такого совершенствования.
Накопленный опыт рыночных преобразований в России обуславливает необходимость обобщить различное видение научного сообщества по вопросу совершенствования налоговой систем, выявить имеющиеся противоречия, рассмотреть возможные направления. Определить методы, которыми может проводиться такое совершенствование, предложить конкретный механизм совершенствования налоговой системы РФ, позволяющий: облегчить и упростить ведение налогового учета (начисление и уплату); сократить время составления и сдачи налоговой отчетности; сгладить противоречия и устранить неясности в налоговом регулировании; сократить количество налоговых споров. В этой связи, актуальность данного исследования очевидна.
Объект курсовой работы - действующая налоговая система РФ, регулируемая законодательством о налогах и сборах.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических проблем, обуславливающих неэффективность действующей налоговой системы РФ.
Цель курсовой работы – разработать и обосновать направления совершенствования налоговой системы РФ, позволяющие сократить количество налогов, обеспечив прогнозируемость их поступлений и исключить возможность уклонения хозяйствующих субъектов от их уплаты.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
- Изучены сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов», и существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны.
- Исследованы принципы налогообложения, как основы построения любой налоговой системы.
- Классифицированы действующие в РФ налоги и изучена их взаимосвязь и взаимозависимость.
- Определены критерии оптимальности налоговой нагрузки и совершенствования налоговых систем.
- Предложены показатели, позволяющие оценить эффективность налогового совершенствования.
- Обоснованы экономически целесообразные направления совершенствования налоговой системы РФ.
Степень разработанности проблемы. На текущий момент многие аспекты совершенствования налоговой системы исследованы достаточно подробно. Но автором не выявлено исследований, которые бы рассматривали совершенствование налоговой системы целостно, определяя векторы возможного совершенствования налоговых систем.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные разработки в области теории и практики финансовой, бюджетной, налоговой систем, федеральной и региональной политики, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов.
В работах отечественных ученых-экономистов, посвященных проблемам, затрагиваемым в соответствующей курсовой работе, можно выделить труды А.В. Брызгалина, В.А. Галкина, С.В. Глазьева, В.И. Гусева, Н.Н. Демчука, В.С. Дьяченко, В.К. Исправникова, Л.П. Куракова, Д.А. Львова, Ю.И. Любимцева, А.Я. Поленова, В.Н.Фроловой, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Н.Б. Грибковой, Н.Н. Селезнёва, А.А. Соколова, В.В. Титова и других. Анализ этих работ был положен нами в основу сравнительного сопоставления категорий «налоговая система» и «система налогов».
Рассмотрение вопросов методологического и теоретического характера содержится в работах А.Смита, У. Пети, Д. Рикардо, Дж. Миля, К.Маркса, Дж. Кейнса, Дж. Гэлбрейта, Л. Эрхарда, Г. Стайна, А. Леффера, Г. Джорджа, Э. Селигмена и многих других экономистов различных исторических периодов. Эти работы были положены автором в основу анализа принципов налогообложения.
Значительный вклад в развитие теории налоговой системы внесли российские ученые Л. Абалкин, К. Астапов, A. Александров, С. Афонцев, С. Баткибеков, А. Батяева, М. Бобоев, А. Боброва, В. Брызгалина, Е. Витте, А. Виссарионов, В. Вишневский, И. Горский, С. Глазьев, И. Гусева, В. Елагин, П. Кадочников, В. Кашин, В. Кулеш, Р. Капелюшников, Д. Липницкий, В. Логинов, А. Логвина, Н. Новицкий, Б. Пеньков, В. Пушкарева, А. Семенов, Н. Сидорова, А. Силин, В. Сенчагов, С. Синильников-Мурылев, О. Тимофеева, В. Твердохлебов, Н. Тургенев, А. Травиус, И. Федорова, Д. Черник, Т. Юткина, И. Янжул, А. Яковлев, Г. Яковлев и другие. Эти работы были исследованы нами на предмет выделения методов или векторов налогового совершенствования.
Современные зарубежные экономисты Т. Армор, Дж. Бьюкенен, Р. Боадуэй, М. Девере, М. Кин, Дж. Тобин, Д. Уайлдасин, К. Хейди, К. Эрроу и другие исследовали вопросы совершенствования налоговой системы.
При разработке конкретных вопросов налогового совершенствования применялись различные эмпирические методы: сравнение, измерение, моделирование, а также методы теоритического исследования: аксиоматический, анализ и синтез, идеализация и другие. Особо следует отметить анализ доходной части консолидированного бюджета России, сформированной за счет налоговых поступлений, за период с 2009 по 2016 годы.
Достоверность данных курсовой работы достигнута корректным использованием достоверной исходной информации, применением теории налогообложения, практического управленческого опыта, а также в достаточной степени согласуется с результатами исследований Н.Н. Лычкиной, О.В. Мещеряковой, Н.Н. Снеткова, А.В. Шишко, И.В. Яцкива.
Научная новизна курсовой работы состоит в обосновании направлений совершенствования российской налоговой системы, обеспечивающих снижение налогового бремени действующих хозяйственных субъектов и разработке механизма налогообложения, позволяющего повысить собираемость налогов во все уровни бюджета РФ.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработаны конкретные рекомендации по изменению действующей системы налогов, упрощению налогообложения и налогового администрирования.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения налоговой система РФ и проблемы еe совершенствования
1.1 Сущность и содержание дефиниций «налоговая система» и «система налогов»
В социально-политических, экономических исследованиях и в правовой сфере термин «налоговая система» часто применяют как понятие, характеризующее налоговый правопорядок в целом. Можно отметить, что большинством ученых признается наличие политической, экономической и правовой составляющих в налоговой системе, но никто из авторов не разделяет элементы налоговой системы по их принадлежности к соответствующим подсистемам и прямо не выделяют правовую составляющую налоговой системы.[7]
Как научное понятие «налоговая система» представляет собой сложную социальную категорию, объединяющую положения политического, экономического и правового характера, устанавливающее в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.
Для достижения целей курсовой работы следует уточнить следующее определение:
«Налоговая система – это совокупность общественных отношений по поводу формирования доходной части бюджета, стимулирования развития производительных сил страны и социально-экономического благосостояния граждан, складывающихся в сфере налогообложения, или влияющих на эту сферу, и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.
Основные элементы любой налоговой системы:
-
-
- текущие и перспективные направления налоговой политики (налоговая стратегия, как составная часть экономической стратегии);
- экономические характеристики налоговой системы;
- принципы налоговой системы;
- система налогов;
- система налоговых и иных фискальных органов;
- условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем, порядок распределения налогов по бюджетам;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность субъектов налоговых правоотношений;
- порядок и условия налогового производства;
- способы защиты прав и интересов налогоплательщиков».
-
Перечисленные выше элементы должны быть в обязательном порядке не только определены, но и подвержены постоянному, системному совершенствованию.
В рамках курсовой работы акцент сделан на двух элементах налоговой системы (третьем и четвертом), поскольку, по мнению автора, их совершенствование, так или иначе, влияет на все оставшиеся элементы. Принципы налоговой системы являются основой для ее функционирования и совершенствования, а система налогов, как видно на рисунке 1, непосредственно определяет содержание большинства элементов налоговой системы.
ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СИСТЕМА НАЛОГОВ
ФОРМЫ МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ФИСКАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЮДЖЕТНЫХ И НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ ПО БЮДЖЕТАМ
КОЛИЧЕСТВО НАЛОГОВ
КАЧЕСТВО НАЛОГОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД
НАЛОГОВАЯ СТАВКА
ОБЪЕКТ НАЛОГА
СУБЪЕКТ НАЛОГА
НАЛОГОВАЯ БАЗА
ИСТОЧНИК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЛОГОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Рисунок 1. Налоговая система[8]