ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.12.2019
Просмотров: 748
Скачиваний: 3
-
УТВЕРЖДЕНА
протоколом заседания
Ученого совета
от «____» ___________ 200___ г. № _______
Программа итоговых государственных экзаменов
по специальности «Актерское искусство»
Итоговая государственная аттестация выпускника по специальности «Актерское искусство» включает в себя выпускную квалификационную работу и государственный экзамен. На подготовку и проведение итоговой государственной аттестации отводится 1 неделя.
Государственные экзамены выпускников 2009 года по специальности «Актерское искусство» проходят в срок с 22 июня 2009 года по 30 июня 2009 года.
Итоговый государственный комплексный экзамен для студентов специализации «Артист драматического театра и кино» включает вопросы по дисциплинам: «История зарубежного театра», «История русского театра», «История искусства драматического театра».
Экзаменационный билет содержит 3 вопроса.
1. Европейский театр Средневековья.
Общая характеристика средневековой культуры и место в ней театра. Религия, господствующая и «народная», и их проявление в средневековом театре.
Народные истоки средневекового театра. Гистрионы и театр. Литургическая и полулитургическая драма, миракль. «Игра о Робене и Марион».
Мистерия и моралите. Организация показа и три типа мистериальных представлений (беседочный, повозочный и кольцевой). Судьба жанра.
Становление и развитие комического театра. Реализм и сатира фарса, его значение для формирования профессиональных актеров, ограниченность фарса.
2. Античный театр: Архитектура. Драматургия. Актер.
Мифология и рождение театра из культа Диониса. Устройство хороводного театра и его эволюция. Греческий амфитеатр как выражение «жизни города и мира». Актер и хор.
Эсхил – отец древнегреческой трагедии» и поэт персидских войн. «Персы», «Орестея», «Прометей» (на выбор), Софокл – создатель трагедии рока. Трагическое у Софокла. «Царь Эдип» или «Антигона».
Еврипид и психологизм древнегреческой трагедии. «Медея».
Творчество Аристофана и политическая направленность его комедий. «Мир», «Лягушки», «Облака».
3. Театр и культура эпохи Возрождения.
Значение Ренессанса как начала новой исторической эпохи - основные идеи и особенности. Периоды становления ренессансной культуры.
Противоречивость ее развития в социальной и творческой областях.
Два главных направления в театральной культуре Италии - учено-гуманистическое и народное.
Придворный театр: «ученая комедия» и «итальянская сцена».
Значение театрального искусства Ренессанса для развития театра Нового времени в Европе.
4. В.Шекспир в истории мирового театра.
Особенности английского Ренессанса и расцвет национальной драматургии.
Шекспир как поэт сценического искусства.
Периоды творчества Шекспира.
Комедии Шекспира как «приветствие будущему»; их карнавальная природа «Укрощение строптивой».
«Ромео и Джульетта» - синтез комедии, хроники и трагедии, предощущение кризиса гуманизма. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» - трагический конфликт мечты и реальности и рождение философской трагедии.
Театральная деятельность Шекспира. Особенности устройства театра «Глобус». Характер постановок.
Значение творчества Шекспира для мирового театра.
5. Самые значительные постановки В.Шекспира на российской сцене.
В.Шекспир и Россия. «Гамлет» А.П.Сумарокова.
Гамлет в переводе А.Полевого, вошедший в историю мировой театральной культуры как «московский Гамлет».
Творческое соперничество исполнителей роли Гамлета П.Мочалова и В.Каратыгина (сравнительная характеристика).
«Гамлет» в постановке Н.Охлопкова. «Гамлет» в постановке В.Любимова. «Гамлет» в исполнении И.Смоктуновского.
Современное прочтение «Гамлета» - Р.Стуруа, П.Штайн и т.д.
6. Театр Ж.- Б. Мольера.
Ж.-Б. Мольер как родоначальник мировой комедиографии и создатель «высокой комедии». Нарушение критериев классицистской эстетики: замена разума здравым смыслом, приоритет мнения широкой публики перед мнением мудрецов. Отказ от правила трех единств и пр.
Этапы развития комедии Мольера: фарс, ученая комедия, комедия дель-арте.
Связь комедий Мольера с придворной культурой его времени.
Герои комедий Мольера и иерархия их пороков. «Тартюф», «Дон Жуан».
Театральная деятельность Мольера.
Значение творчества Мольера для мировой театральной культуры.
7. Испанский театр Золотого Века.
Реконкиста и ее влияние на формирование испанской национальной культуры.
Положение театра в условиях союза монархии и католической церкви. Публичный, демократический характер театра и актерского искусства Испании.
Лопе де Вега – создатель национальной драматургии. Героические драмы Лопе де Вега.
«Овечий источник» и «Звезда Севильи». Комедия плаща и шпаги Лопе де Вега. «Собака на сене», «Учитель танцев». Высокая поэтичность поэзии Лопе де Вега.
Кризис гуманизма и драматургия Тирсо де Молина – «Севильский озорник», «Дон Хиль – зеленые штаны».
Творчество Кальдерона и его попытка возродить высокую поэзию в духовной драме «Жизнь есть сон», «Стойкий принц», «Дама-невидимка».
Значение испанского Возрождения для развития национального театра и мировой культуры.
8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.
Эпоха просвещения как решающий этап борьбы третьего сословия с абсолютизмом, феодализмом, клерикализмом. Программа просветителей и место театра в ней.
Этапы развития театра: просветительский классицизм, просветительский реализм, предреволюционный классицизм. Особенности национального просвещения Англии и Франции.
Существование двух течений в английской драматургии: сатирической комедии (Г. Филдинг, Д. Грей) и сентиментальной нравоучительной пьесы или «мещанской драмы» как выражение противоречий.
Творчество Р.Б. Шеридана как представителя позднего Просвещения («Школа злословия»). Творчество Девида Гарика – актера новатора.
Просветительский реализм Вольтера и Дидро. «Парадокс об актере» Д. Дидро.
Э.Бомарше как представитель «Поздне-просветительской комедии» и крупнейший наследник Мольера. Революционно-просветительский смысл комедии «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро». Общая характеристика старейшего театра Европы – «Комеди Франсез».
9. Европейский Романтизм: Философия. Искусство. Театр
Романтизм и его эволюция. Романтические ощущения как реакция на Великую французскую буржуазную революцию 1789 г. и ее итоги. Социально-философские основы эстетики романтизма: тема трагического конфликта личности и общества. Погружение во внутренний мир человека, находящегося в духовном кризисе.
Национальные особенности романтизма.
Логика французского романтизма в четкой последовательности смены этапов в драматургии и в театре. Героическая драма Гюго - «Рюи Блаз».
Историческая хроника П.Мериме «Жакерия», антифеодальные мотивы в «Театре Клары Газуль» и пр.
Своеобразие немецкого романтизма. Патриотические и националистические мотивы в драматургии Г.фон Клейста. Социальная критика в «Разбитом кувшине», элементы психодрамы в «Принце Гомбургском».
Значение европейского романтизма для драматургии и театра.
10 .Генрих Ибсен и мировой театр.
Социально-историческая и культурная ситуация в Европе на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Г.Ибсен – ключевая фигура эстетических, драматургических и театральных поисков рубежа столетий.
Романтические драмы первого периода как выражение нравственно эстетических критериев - «Пер Гюнт».
Социально-психологические драмы второго периода – «Кукольный дом», «Приведения».
Новаторские приемы, структура, атмосфера, подтекст.
Символические мотивы третьего периода как попытка выбраться из прозы буржуазного существования «Строитель Сольнес».
Значение творчества Г.Ибсена для мирового театра.
11. Театр Б.Брехта.
Политический и социальный театр Б.Брехта вырос на фундаменте русского пролетарского агитпропа 20-х годов ХХ столетия и открытий послевоенного экспрессионизма.
Б.Брехт осуществил в своей драматургии девятый тезис К.Маркса и Л.Фейербаха - «задача не в том, чтобы объяснить жизнь, но в том, чтобы ее изменить».
Брехтовская эстетика «неарестотелевского театра» строится на особом способе организации игры актера, эффектом отстраненности, использованием зонгов, что вызывает активизацию познавательных возможностей зрителя, через разрушение сценической иллюзии. «Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошевая опера».
Влияние Б.Брехта на мировой театр: Ф.Дюрремата, М.Фриша, П.Вайса и т.д.
12. Европейский театр абсурда.
Возникновение направления «абсурдизма» в литературе, кинематографии, драматургии, театре, исходящего из тезиса, что «Цивилизация Освенцима» (выражение Хайдеггера) не поддается рациональному постижению», относится к послевоенным 40-м годам ХХ столетия.
Ярчайшими представителями этого направления являются: Э.Ионеско - «Урок», Ж.Жене - «Служанки», С.Бекетт – «В ожидании Годо» и пр. В произведениях абсурдистов звучат апокалипсические мотивы гибели всех и всего, отрицается и осмеивается смысл бытия. Противоядием абсурдистскому театру стал политический театр Б.Брехта.
13. Драматургия «Бури и натиска» (Ф.Шиллер).
Революция в немецком театре, совершенная благодаря усилиям теоретика Г.Э. Лессинга. Теоретический труд Г.Э.Лессинга «Гамбургская драматургия» и пьеса «Эмилия Галотти», приобщившие немецкий театр к передовым идеям и открытиям в области театра ХVIII века. Значение достижений Лессинга, позволивших Гете и Шиллеру превратить современный им театр в «школу немецкого народа».
Творчество Ф.Шиллера в «штюрмерский период»: «Коварство и любовь», «Разбойники» – сочетание достижений «мещанской драмы» и высокой трагедии, синтез политической и национальной проблематики.
Увлечение Ф.Шиллера философией Канта. Роль идей, концепция истории личности в драмах Ф.Шиллера. Переход на позиции классицизма, служение идеалу и нравственному перевоспитанию личности – «Мария Стюарт».
Значение творчества Ф.Шиллера.
14. Театр Б.Шоу.
Б.Шоу (1856-1950 гг.) – драматург, критик, публицист. Влияние драматургии Г.Ибсена на творчество Б.Шоу. Политические воззрения Б.Шоу и создание им драматургии идей.
Основные периоды творчества:
1-й период (1892-1900 гг.) – формирование творческого метода, определение принципов «драматургических идей» («Профессия миссис Уоррен»);
2-й период (1901-1918 гг.) – критика пороков капиталистической цивилизации («Человек и сверхчеловек»);
3-й период (1918-1928 гг.) – развенчание тунеядствующей буржуазии, утратившей все человеческие нормы и традиции («Дом, где разбиваются сердца»);
4-й период (1929-1950 гг.) – пьесы острой сатирической и политической направленности («Миллионерша»).
Значение творчества Б.Шоу для мирового театра.
15. Европейский театральный символизм.
Символизм как субъективистское направление в европейском искусстве. Символизм сложился во Франции в 80-90 гг. ХIХ века и его основоположники – П.Верлен и М.Метерлинк. Теоретическая основа символизма выросла из философии Э.Маха, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
Символизм – эстетическая платформа для художников различной направленности: реакционное крыло символизма, приобретя упадническое декаденско-мистическое содержание, отразило растерянность буржуазного общества перед острыми социальными проблемами.
В творчестве крупнейших драматургов-символистов Э.Верхарна, М.Метерлинка, Г.Ибсена символизм сочетался с сочувственным отношением к борьбе масс за социальную справедливость.
В театре символизм выдвигал принцип автономности творчества режиссера и художника по отношению к драматургии как основе спектакля.
Значение символизма для развития мировой драматургии и театра.
16. Юджин О'Нил и американский театр.
Ю. О'Нил (1888-1953 гг.) – начало творчества и выпуск первого сборника пьес «Жажда» в 1914 г.
Сотрудничество Ю. О'Нила с труппой «Провинстаунс плестерс» и постановка на сцене его «морских пьес». Появление в американской драматургии новых героев, шокирующих публику, – матросов, бродяг, людей низов.
Главные остро-критические пьесы драматурга:
«Косматая обезьяна» – обесчеловечивание личности в капиталистическом обществе;
«Негр» – проблема расовой дискриминации;
«Любовь под вязами» – тема доведенных до абсурда и преступления собственнических инстинктов.
Драматургия Ю. О'Нила как зеркало американской действительности первой трети ХХ столетия.
Значение драматургии Ю. О'Нила.
17. Театр В.Гюго.
В.Гюго (1802-1885 гг.) – французский писатель, драматург, теоретик, глава крыла прогрессивного романтизма.
Ведущая роль драматургии В.Гюго в развитии романтического театра.
Этапы творчества:
1. Предисловие к драме В.Гюго «Кромвель» как манифест, программа прогрессивного романтизма.
2. «Марион де Лорм» как шедевр романтической драматургии. Антимонархическая пьеса – протест против тирании королевской власти. Защита прав личности.
3. «Эрнани», «Рюи Блаз» - страстные поиски человечности, непримиримость ко злу.
Значение творчества В.Гюго.
18. Немецкий экспрессионизм ( Э.Толлер, Г.Кайзер).
Экспрессионизм – направление в литературе и искусстве, возникшее в Германии в 10-х гг. ХХ столетия. Предпосылками для его возникновения стало резко усиливавшееся недовольство демократической интеллигенции общественно-политической жизнью и культурным развитием Германии.
Экспрессионизм возник в полемике против натурализма и эстетского ухода от действительности, провозглашаемого символистами.
Экспрессионизм как течение, объединившее художников самых разных философских и эстетических взглядов на платформе открытой вражды к немецкой действительности и стремлении создать новое искусство, способное активно воздействовать на читателей и зрителей, вызывая гнев и энтузиазм.
Крупнейшие представители немецкого импрессионизма: Э.Толлер - «Гоп-ля, мы живем!»,
Г.Кайзер – «Газ-I», «Газ-II».
Значение немецкого импрессионизма для развития драматургии и театра.
19. Артур Миллер и американский театр.
Артур Миллер (1915 г.) - начало пути. Творчество А.Миллера как автора социально-психологических пьес, развивающих лучшие традиции американской драматургии.
Ранние пьесы 30-х годов – проблемы классовой борьбы в США.
В конце 40–х годов известность приходит с пьесой «Все мои сыновья» - конфликт разных поколений, представителей одной семьи.