ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.12.2019
Просмотров: 752
Скачиваний: 3
43.
Русский театр 90-х гг. ХХ столетия.
Принятие Закона о культуре. Влияние Закона о культуре на театральный процесс.
Рождение театральных студий, муниципальных и частных театров, восстановление антрепризы.
Возвращение к русскому и зарубежному репертуару: «Гамлет» В.Шекспира в постановке Р. Стуруа («Сатирикон») и П.Штайна, «Гроза» А.Н.Островского в постановке К.Гинкаса ТЮЗ, «Пиковая дама» в постановке П.Фоменко театр им. Евг.Вахтангова.
Открытие театра-студии под руководством П.Фоменко и театра-студии «Табакерка».
Актерское искусство А.Калягина, К.Райкина, И.Чуриковой и др.
44. Русский театральный авангард 20-х гг. ХХ века. Теория и практика (Мейерхольд, Вахтангов, Таиров).
Новое место театра в жизни народа. «Декрет об объединении театрального дела» и его значение для отечественного театра.
Новые театральные течения в России 20-х гг. ХХ столетия. «Театральный Октябрь» и его идеологи: Вл.Маяковский и Вс. Мейерхольд.
Спектакли, созвучные революции. «Зори» Э.Верхарна в постановке Вс.Мейерхольда.
Педагогическая деятельность и режиссерское творчество Е.Б.Вахтангова.
«Фантастический реализм» Евг. Вахтангова в спектаклях: «Эрик ХIV» Стринберга во МХАТ -2 и «Принцесса Турандот» К.Гоцци в Мансуровской студии.
Творчество А.Таирова.
«Гроза» А.Н.Островского и «Федра» Ж.Расина в Камерном театре.
М.Чехов в МХАТ-2. Роль Гамлета в исполнении М.Чехова.
45. К.С.Станиславский и мировой театр.
К.С.Станиславский – великий русский актер, режиссер, организатор МХТ. К.С.Станиславский – создатель новой реалистической школы актерской игры и системы подготовки актеров.
Актерское и режиссерское творчество К. Станиславского: «Отелло» В.Шекспир, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Горячее сердце» А.Островский и пр.
Влияние системы К.С.Станиславского на развитие мирового театра.
Организация МХТ и первые постановки «Чайка» А.Чехова и «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого.
Создание научно-обоснованной системы актерской игры.
Гастроли МХТ в Европе и Америке. Признание заслуг К.С.Станиславского перед мировым театром. Триумфальное шествие системы по театрам мира.
46. Рождение европейской режиссуры.
Режиссерское искусство в современном понимании возникло в конце 19 века.
Крупнейшие драматурги и мастера театра, создавшие трактаты о теории искусства театра (Лопе де Вега, Э.Лессинг, Д.Дидро).Смысл «Парадокса об актере».
Мастера театра, сыгравшие значительную роль в развитии режиссуры (Г.Ирвинг, А.Тик и пр).
Роль Менингенского театра и его режиссеров: Л.Кронека и герцога Георга II в становлении современной режиссуры.
Режиссура «Свободных театров» А.Антуана, О.Брама и пр.
Режиссура начала ХХ века. Г.Грег и М.Рейнхард.
47. МХАТ и его место в мировой театральной культуре.
Работа МХАТ после революции: новый зритель и новый репертуар (пьесы, созвучные революции).
Постановка спектакля «Дни Турбиных» М.Булгакова во МХАТе.
Европейские и американские гастроли МХАТ в 20- ые годы ХХ столетия и их значение для развития мирового театрального процесса
Открытие К.С.Станиславским законов актерского и режиссерского творчества и создание им Системы подготовки актеров и ее значение.
Система Станиславского как основа деятельности большинства театральных школ мира.
Мировое значение творчества актера МХАТ М.Чехова.
48. Л.Толстой и театр.
Л.Н.Толстой (1828-1910 гг.) – великий русский писатель, мыслитель и драматург. Интерес Л.Толстого к вопросам театрального искусства. Мнение Л.Толстого о драме как самом значительном виде литературы по силе воздействия на общество. Первые драматургические опыты 50-60 годов ХIХ в.
Социальный перелом в жизни России - столкновение патриархальной Руси с нарождающимися капиталистическими отношениями и создание Л.Толстым в 1886 г. драмы «Власть тьмы» на реальном судебном деле. Отражение в пьесе враждебного отношения основной массы крестьян к волчим правилам капитализации, порождающим самые чудовищные преступления. Покаяния Никиты как освобождение от власти тьмы.
Комедия Л.Толстого «Плоды просвещения» 1889 г. Комедия осмеивает пустую и никчемную жизнь помещиков, паразитирующих на народном труде. В пьесе сталкиваются два мира - тунеядцев и тружеников. Для мужиков земля – это вопрос жизни и смерти, а землевладельцы решают его на спиритическом сеансе. Благодаря ловкости горничной Татьяны, вопрос о продаже земли решается положительно.
В «Плодах просвещения» Л.Толстой высмеял не частный случай, в его изображении есть широкий обобщающий смысл.
Последней пьесой Л.Толстого, найденной в архиве писателя после его смерти, стал «Живой труп». Как и «Власть тьмы», он создан на основе реального судебного дела.
Судьба драматургии Л.Толстого.
49. Основные направления западной режиссуры 60-80-х гг. ХХ столетия.
Режиссер Ж.Л.Барро, пьеса И.Эонеску «Носорог» в «Театре Одеон», Париж, 1960 г.
После постановки «Носорога» реж. Ж.Л.Барро и автор пьесы И.Эонеску становятся наиболее политизированными театральными деятелями Франции. В спектакле рассказывается о том, как на улицах некоего счастливого городка вдруг стали появляться носороги. Позже выясняется, что в носорогов превращаются сами жители городка.
В конце концов в городке остается лишь один человек, не пожелавший стать носорогом – Беранже. «Из честных людей вышли носороги», - задумчиво говорит Беранже-Барро.Он стоит перед сложным внутренним конфликтом , в котором сгущен смысл всей французской и европейской культуры. Режиссер сформулировал его так: «Носорог Ионеску – символ истории фашистского угнетения, но и критика всех закостеневших правительств, бросающих лозунги, распространяя глупость».
В последнем действии режиссер превращает фарс в трагедию, заставляя Беранже сделать выбор. Герой на середине сцены, один на один вступая с миром в неравный бой. Слова не имеют значения, Барро подчинил себе все пространство. Как всегда во французской культуре смыслом целого и причиной является человек, он творит мир.
Ежи Гротовский (1933-1999 гг.) – польский режиссер-реформатор и теоретик современного театра.
Основные спектакли: «Дзяды», «Студиум о Гамлете», «Апокалипсис кум фигурис», «Фауст» и др.
Ученик Ю.Завадского.
Начинал в камерном театре «13 стульев», который позже получил статус «Театра-лаборатории». Все, что отныне он делал, превращалось в дерзкие театральные опыты.
Действие спектаклей Е.Гротовского обычно разворачивалось в одной комнате, оформления не было. Это был период так называемого бедного театра, он закончился постановкой спектакля «Апокалипсис кум фигурис», литературной основой которого были цитаты из Библии, «Братьев Карамазовых» и произведений Т.С.Элиота.
Театр Гротовского объездил с этим спектаклем весь мир.
В 1968 г. увидела свет книга Гротовского «На пути к бедному театру».
Последний период его жизни был посвящен паратеатральной деятельности- выходу за рамки театра. Отказавшись от режиссуры, он основал центр, где изучал физические и психические возможности человека в области сценического творчества.
Питер Штайн (родился в 1937 году) – немецкий театральный режиссер. Основные спектакли: «Коварство и любовь», «Мать», «Оптимистическая трагедия», «Орестея», «Три сестры», «Гамлет» и др.
В спектаклях начального периода Штайн преследовал прежде всего просветительские цели, стремился показать связь минувшего с сегодняшним днем.
Проработав в театре «Шаубюне» в Зап. Берлине 20 лет, Штайн приходит к выводу, что «изначально главное в театре – включение интеллекта в эмоциональный праздник».Штайн говорит о том, что европейский театр покоится на 3 китах: античной традиции, Шекспире и Чехове.
Штайн много ставит за границей. В нашей стране он поставил «Орестею», «Гамлета», «Три сестры».
Джоржио Стреллер (1921-1997 гг.). – итальянский режиссер и теоретик театра. Лучшие спектакли поставлены им в Пиколло театре, к ним можно отнести следующие: «Арлекин, слуга двух господ», «Киоджинские перепалки», «Король лир», «Вишневый сад» и др.
Творческий путь начал после Второй мировой войны, работал вместе с Паоло Грасси.
Стреллер и Грасси с первых дней сотрудничества вынашивали идею театра как культурного центра с библиотекой, музеем, залом для конференций и пр.
Среди своих учителей Стреллер называл Копо и Брехта.
С мая 1969 года в течение нескольких лет, Стреллер возглавлял молодежную группу «Театр-действие», он экспериментировал, искал новые формы.
В 1972 г. он возвращается в «Пиколло», где ставит свой самый мрачный спектакль «Король Лир», в нем показан мир без любви.
В 1974 г. в «Вишневом саде», критики отметили некоторое сходство этого спектакля с шекспировской трагедией. Режиссер говорил, что обе пьесы – об отражении истории,смене поколений, о страдании, которым платят за зрелость. С 1986г. Стреллер начинает преподавать в школе драматического искусства.
В 1997 г. Стреллера не стало.
Питер Брук (родился в 1925 г.) - английский режиссер тетра и кино. Основные спектакли: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Маркиз Сад», «Вишневый сад», «Трагедия Кармен» и др.
В 1946 г.Б.Джексон
пригласил его в Шекспировский
театр.Спектакль П.Брука «Ромео и
Джульетта» стал сенсацией, до 1954 г.он
работает только в Англии. В 1955 г. гастроли
в Москве, «Гамлет» проходит на ура! В
1970-ые Брук ставит праздничный легкий
«Сон в летнюю ночь» - это был чистый
праздник искусства театра.
В своем
творчестве режиссер использует приемы
разных народов и времен – комедии
дель-арте, восточного цирка, мейерхольдовской
биомеханики и пр.
В 1985 г. он поставил «Махабхарату», а с 1987 г. - начал с этим спектаклем гастроли по всему миру.
Питер Брук не только режиссер, но и теоретик театра. Им написаны книги «Пустое пространство», «Блуждающая точка» и др.
По мнению Брука: «миссия театра – показать что-то новое, необычное, обнадеживающее в каждой человеческой ситуации, каждом существе».
50. Основные направления отечественной режиссуры 70-80 годов ХХ столетия.
Смена поколений режиссеров, учившихся непосредственно у К.С.Станиславского, Вс.Мейерхольда, Евг.Вахтангова (Охлопков, Бабочкин, Завадский, позже - Г.Товстоногов, Б.Равенских и др.).
Молодая режиссура 70-80-х годов: А.Васильев, Л.Додин, Ю.Еремин, К.Гинкас, Б.Морозов, Р.Виктюк, А.Бородин.
Разнообразие направлений и стилей в режиссуре и театре 70-80-х гг.
Движение малых сцен.
Приход О.Ефремова во МХАТ, М.Захарова - в Ленком, жизнь «Современника», БДТ и пр.
Деятельность В.Плучека, А.Гончарова, А.Эфроса.
Молодая режиссура Московского драмтеатра им.К.С.Станиславского. «Первый вариант Вассы Железновой» М.Горького и «Взрослая дочь молодого человека» В.Славкина в постановке А.Васильева.
51. Мировое значение русского театра ХХ в.
История русского советского драматического театра, начавшаяся с первых дней октября 1917 г. Развитие советского театра в русле классических традиций мировой и отечественной сцены, внесшее неоценимый вклад в общемировой театральный процесс.
Созданная К.С.Станиславским и проверенная на практике система подготовки актеров.
Русский театральный авангард 20 г. ХХ столетия. Творчество Вс.Мейерхольда, Евг.Вахтангова, А.Таирова и др.
Создание первого в мире профессионального театра для детей.
Актерского мастерство М.Чехова, П.Хмелева, М.Яншина, О.Андровской и др.
Гастроли ведущих коллективов в зарубежных странах: МХАТ, БДТ, Малый, Т-р им. Моссовета и т.д.
52. Искусство итальянского театра дель-арте (К.Гоцци, К.Гольдони).
Появление в Италии профессиональных труп ознаменовалось рождением нового театрального жанра – комедии масок или комедии дель-арте.
Существуют три основных признака нового жанра: маски, импровизация, буффонада.
К ним можно добавить музыку, танцы, использование с комической целью придуманных языков и наречий.
В основном это были комедии любовной интриги, когда влюбленные с помощью разбитных слуг преодолевали сопротивление старых и жадных отцов.
Маски носили не все актеры, а только исполнители стариков и двух слуг.
В комедии участвовали в основном 10 масок: 2 старика, 2 слуг, 2 любовника, 2 любовницы, капитан и служанка. В комедии масок функцию драматурга исполнял автор сценария, представлявший сюжетный костяк, текст его заполняли актеры.
Крупнейший драматург, писавший для театра дель-арте, К.Гоцци.
53. Искусство театра французского классицизма.
Основоположник французского классицизма - драматург Пьер Корнель (1606 – 1684 гг.) Именно его трагедия «Сид», имевшая оглушительный успех, положила начало новому направлению в театральном искусстве – классицизму. Однако уже в первой трагедии автор достаточно вольно обошелся с правилом трех единств: он удлинил время действия до 30 часов, ввел роль инфанты, не связанную напрямую с сюжетом, кроме того, трагедия написана на средневековую, а не на античную тему и имела счастливый конец.
Основная новизна пьесы заключалась в том, что ее динамика определялась не внешними событиями, а психологическим конфликтом между любовью и долгом, который переживали герой и героиня.
Создав классицистскую трагедию, как полноценный театральный жанр, Корнель не сумел пойти дальше, а стал повторяться.
Литературная политика Н.Буало (1676-1711 гг.) и его любимый драматург Ж.Расин(1639-1699 гг.)
Трагедии Ж.Расина «Александр Великий», «Андромаха» и др.
В противовес корнелевскому культу долга, Расин выдвинул на 1-е место поэзию любовной страсти. Активная роль в его трагедиях выпадала на долю женщин.
Ж.Б.Мольер (1622-1672 гг.) – величайший комедиограф Франции и новой Европы, определивший пути развития комедии на 2 века вперед, занимал особое место среди театрально-литературных деятелей своего времени. Он отрицал правила трех единств, менял в своих комедиях место действия («Дон Жуан», «Лекарь поневоле» и др.) Широко использовал на сцене импровизационную технику комедии дель-арте. Кроме того, комедии, поставленные Мольером при дворе, сопровождались музыкой и танцами, образовав новый жанр «комедии балета».
54. Русское актерское искусство середины второй половины ХVIII в.
Актеры первой русской профессиональной труппы:
Ф.Г.Волков – первый актер русской труппы. Творческий путь Ф.Волкова.
Репертуар великого актера: Оскольд (трагедия А.П.Сумарокова «Семира»), Американец (балет с текстом «Прибежище добродетели»), Марс (Пролог «Новые лавры»).
Ф.Волкова вдохновляла тема тираноборчества, утверждения гуманизма и справедливости.
Режиссерская деятельность Ф.Г.Волкова.
Творчество первых русских актрис – Т.М. Троепольской и А.М.Мусиной-Пушкиной.
Жизнь и творчество великой крепостной актрисы П.М.Жемчуговой-Ковалевой.