ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.12.2019
Просмотров: 750
Скачиваний: 3
1949 год – драма «Смерть коммивояжера», за которую А.Миллер получил Пулицеровскую премию, рассказывает о крахе иллюзий маленького человека в мире наживы. В драмах А.Миллера говорится о духовных исканиях типичного человека первой половины ХХ века, утверждая мысль об ответственности каждого за творимое в мире зло.
Для творчества А.Миллера были характерны: зоркость художественного видения, гуманистический пафос и высокая гражданственность.
Значение творчества А.Миллера для американской драматургии и театра.
20. Театр Т.Уильямса.
Тенниси Уильямс (настоящее имя Томас Ланир) – американский писатель и драматург.
Творчество Т.Уильямса как продолжателя лучших традиций американской психологической драмы. Первые драматургические опыты 30-х годов.
Лучшие пьесы Т.Уильямса – «Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание» – о беззащитности чистых натур и неизбежности гибели добра в современном мире.
В 1947 г. Т.Уильямс получает Пулицеровскую премию как драматург-авангардист.
Отражение противоречивости развития культуры США в творчестве Т.Уильямса.
Сложность и противоречивость мироощущений Т.Уильямса, сказавшееся на его художественном методе (идеалистические идеи, утверждение чувственности, зоологического начала и пр.).
Значение драматургии Т.Уильямса. Сценическая судьба его пьес.
21 .Театр Э.Ионеску.
Эжен Ионеску (1912 г.) – французский поэт и драматург, румын по происхождению. Окончил Бухарестский университет и Сорбонну. Литературную деятельность начал в 1931 г. Э.Ионеску - лидер авангардистского направления в драматургии, появившегося в 50-х годах ХХ столетия и позже получившего название «драматургии абсурдизма».
Наиболее известные пьесы Э.Ионеску: «Лысая певица», «Урок», «Стулья», «Носорог» и др. В них автор издевается над современными обывателями, внешне респектабельными, а по сути ничтожными и способными на все ради сохранения своего маленького и мнимого благополучия. Сарказм Ионеску направлен против избитых идей, бессодержательных заученных фраз. С позиций анархического индивидуализма он разоблачает всякие идеологические построения, отрицает смысл бытия, осмеивает все формы политической жизни.
Творчество теоретика «абсурдного театра» Э.Ионеску направлено на утверждение мысли о торжестве бессмысленного над разумным.
Сценическая судьба пьес Э.Ионеску.
22. Ж.Ануй и театр.
Ж.Ануй - французский поэт и драматург. Литературную деятельность начал в 1932 г.
На его первую пьесу «Горностай» большое влияние оказало творчество Ф.М.Достоевского.
В пьесах Ж.Ануйя второй половины 30-40-х годов «Путешественник без багажа», «Бал воров» и пр. в остро сатирической форме изображаются противоречия буржуазного общества, конфликт между богатыми и бедными.
В творчестве Ж.Ануйя отразился кризис мировоззрения современной буржуазной интеллигенции. Этой теме посвящен цикл пьес на античные сюжеты, написанный в 40-е годы. Лучшей из них является «Антигона» - главная мысль этой пьесы «Лучше погибнуть, чем покориться». «Антигона» была написана и показана в годы оккупации во Франции в 1943 г.
Творчество Ж.Ануйя противоречиво. Декларируя аполитичность, он тем не менее отражает в своих пьесах актуальные проблемы современности. Так, в пьесе «Жаворонок», посвященной Жанне Де Арк, прославляется подвиг, совершенный во имя народа.
23. Русский классицизм: Драматургия. Театр.
Основоположник русского классицизма А.П.Сумароков (1717-1777 гг.).
Отличие русской классицистской традиции от западноевропейской. Правило трех единств.
Трагедии А.П.Сумарокова: «Хорев» и «Димитрий самозванец»и их значение для становления и развития отечественной драматургии и театра.
Сумароков – организатор и руководитель театра Шляхетного корпуса в Санк-Петербурге. Ярославский театр «охочих-комедиантов» Ф.Г.Волкова.
Значение деятельности А.П. Сумарокова для становления отечественного профессионального театра.
24. Русское театральное искусство второй половины ХVIII века.
Указ об учреждении Российского публичного театра (30 августа 1756 г.).
Первая национальная труппа и создание театра на Васильевском острове.
Жизнь и творчество Первого актера российской труппы – Ф.Г.Волкова (1729-1763 гг.).
Деятельность А.П.Сумарокова на посту первого директора национального русского театра (1756-1761гг.). Борьба за зрителя и репертуар. Отношения с гр. Сиверсом и Придворной конторой. Уход А.П.Сумарокова с поста директора русского национального театра.
Значение деятельности А.П.Сумарокова для становления и развития российского театра.
25. Русская драматургия второй половины ХVIII века.
Драматургия и взгляд на театр Екатерины II.
Я.Б.Княжнин (1742-1791 гг.) – «Вадим Новгородский» как вершина художественных достижений русского классицизма ХVIII в.
Я.Б.Княжнин – основоположник русской классической комедии и его комедия «Хвастун».
Русская комическая опера как национальный жанр. «Мельник, колдун, обманщик и сват» А.А.Облесимова (1741-1783 гг.).
Д.И.Фонвизин – основатель русского реалистического направления в драматургии и его комедии «Бригадир» и «Недоросль». Значение творчества Д.И.Фонвизина для становления русской драматургии и театра.
26. А.С.Грибоедов и театр.
Театральная атмосфера юности, Московский университет и первые драматургические опыты.
Война 1812 года и встреча с А.А.Шаховским.
Работа над комедией «Горе от ума». Творческое новаторство комедии «Горе от ума» – появление двух равнозначных сюжетных линий (любовной и общественно-политической), архитектоника, разговорный язык стиха и пр. «Горе от ума» как широчайшая картина дворянского общества перед декабристским восстанием.
Сценическая судьба комедии.
Значение творчества А.С.Грибоедова для развития русского сценического искусства.
27. А.С.Пушкин: Драматург и театральный критик.
Театральные впечатления детства и юности. Лицей и первые драматургические опыты.
Значение статьи А.С.Пушкина «Мои замечания о русском театре».
Новаторство А.С.Пушкина в трагедии «Борис Годунов». Значение «Бориса Годунова» как первой национальной реалистической народной трагедии.
«Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» и вторая попытка преобразовать русский театр на принципах сценического реализма.
Сценическая судьба драматургии А.С.Пушкина.
Значение драматургии А.С.Пушкина для развития национального театра.
28. Театр Н.В.Гоголя. Детство и юность Н.В.Гоголя. Первые театральные опыты.
Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин.
Создание комедии «Ревизор» и ее первые постановки. Новая развязка «Ревизора».
«Женитьба» и «Ревизор» – продолжение линии русской сатирической комедии.
Дружба Н.В.Гоголя и М.С.Щепкина.
Значение драматургического наследия Н.В.Гоголя.
Лучшие постановки «Ревизора» и «Женитьбы» на отечественной сцене.
Значение творчества Н.В. Гоголя как драматурга и театрального деятеля.
29. Русский романтизм («Маскарад» М.Ю.Лермонтова).
Рождение русского романтизма. Идейные противоречия романтизма как художественного стиля.
Прогрессивный реализм М.Ю.Лермонтова. Его ранние драматургические опыты: «Странный человек», «Люди и страсти».
«Маскарад» – вершина русской романтической драмы. Тема рока в «Маскараде».
Сценическая судьба «Маскарада».
Значение драматургии М.Ю.Лермонтова для отечественного театра.
30. Театр А.Н.Островского.
А.Н.Островский – певец Замоскворечья.
Основные этапы творчества: славянофильский период – «Свои люди - сочтемся»; критика «темного царства» - «Гроза»; пореформенный период – «На всякого мудреца довольно простоты» и пр.
Женские образы в пьесах А.Н.Островского.
Особенности реализма А.Н.Островского, значение языка в его пьесах.
Роль и место А.Н.Островского как драматурга, режиссера и театрального деятеля в истории национального театра.
31. Русская сатирическая комедия первой половины ХIХ века.
Особенности сатирической драматургии И.А.Крылова: «Модная лавка», «Трумф или Подщипа», «Урок дочкам». Язык в пьесах И.А.Крылова.
Значение его драматургии для развития русской сатирической комедии.
Драматургия А.А.Шаховского – «Урок кокеткам или Липецкие воды», особенности литературной композиции и языка.
Роль литературной, педагогической, режиссерской деятельности А.А.Шаховского в развитии русской драматургии и театра.
32. Русская сатирическая комедия второй половины ХIХ века.
Творчество А.В.Сухово-Кобылина (1817-1903 гг.) и написанная им театральная трилогия на основе собственного судебного дела: «Свадьба Кречинского», «Дело», «СмертьТарелкина».
Создание А.В.Сухово-Кобылиным драматического жанра политической буффонады в пьесе «Смерть Тарелкина». Особенности литературной композиции и язык его произведений.
Сценическая судьба пьес А.В.Сухово-Кобылина.
Значение драматургии А.В.Сухово-Кобылина для развития русской сатирической драматургии.
33. А.П.Чехов и мировой театр.
Ранние драматургические опыты А.П.Чехова.
Театральная традиция и художественное новаторство в пьесах А.П.Чехова: «Иванов» и «Чайка». Провал «Чайки» на казенной сцене. Встреча с МХТ и триумф «Чайки».
«Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - пьесы интимно-лирического направления драматургии. Чехов как основоположник жанра социальной драмы.
Пьесы–шутки: «Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Свадьба».
Постановки пьес А.П.Чехова за рубежом. Значение художественного новаторства А.П.Чехова для мирового театрального искусства.
34. М.Горький и театр.
М.Горький – рецензент, драматург, теоретик театра.
Создание нового типа героя - пролетария-борца в пьесе «Мещане».
Пьеса-притча «На дне» – протест М.Горького против философии утешительства. Постановка пьесы «На дне» в МХТ.
«Васса Железнова» как социальная драма. Создание М.Горьким жанра политической драматургии.
Поздний период творчества: «Егор Булычев и другие» на советской сцене.
Значение драматургии М.Горького в развитии отечественного сценического искусства.
35. Театр Л.Андреева («Жизнь человека»).
Л.Андреев и его программная пьеса «Жизнь человека».
Показ непрочности и скорби человеческого существования и бесцельность сопротивлению судьбе в пьесах Л.Андреева.
Тяга к символизму при реалистических мотивах пьес.
Жестокое обвинение российской действительности в пьесах Л.Андреева.
Сценическая судьба его драматургии.
Значение творчества Л.Андреева.
36. Драматургия и театр серебряного века.
А.Блок – создатель литературно-поэтического театра. Пьесы «Балаганчик» и «Король на площади». Открытая условность драматических форм, условные персонажи, метафоричность языка.
Театральная судьба произведений А.Блока.
Н.С.Гумилев и его пьеса «Дон Жуан в Египте». Перенесение мирового мифа о Доне Жуане в современный мир. Борьба двух начал – вечного стремления к высокому идеалу обыденным уютным существованием, которые не могут существовать друг без друга.
Вс.Мейерхольд и В.Комиссаржевская – пути творчества, «Свободный театр» А.Марджанова.
37. Театр В.Маяковского («Мистерия буфф», «Клоп»).
Новые театральные течения. Лидеры «Театрального Октября»: Вл. Маяковский и Вс.Мейерхольд.
Первая советская пьеса «Мистерия буфф» и ее постановка к 7 ноября 1918 года (режиссура Вл. Маяковский и Вс.Мейерхольд).
Сатирические комедии «Клоп» и «Баня» в театре им. Вс.Мейерхольда.
Сценическая судьба пьес Вл.Маяковского на российской сцене.
Значение творчества Вл.Маяковского.
38. Русская советская драматургия 20-х гг. ХХ столетия (В.Билль-Белоцерковский, К.Тренев, М.Булгаков).
Драматургия, рожденная революцией. Новая драматургия и зритель.
Героические свершения масс – главная идея новых пьес.
«Шторм» Вл.Билль-Белоцерковского и «Любовь Яровая» К.Тренева - особенности композиции, язык, герои.
Постановка «Шторма» О.Ланским в театре МГСПС.
«Дни Турбиных» М.Булгакова – традиционность формы и новизна содержания (Неизбежность краха Белого движения). Спектакль «Дни Турбиных» во МХАТе.
Значение новой драматургии для развития театра.
39. Русская советская драматургия 30-40 годов ХХ в. (А.Арбузов, К.Симонов и т.д.).
Попытка унификации художественного творчества на базе идеи о единственно верном методе - «социалистическом реализме».
МХАТ - образцовый театр страны.
Споры о «потолочной» и «беспотолочной» драматургии:
драматурги-беспотолочники – Вс. Вишневский «Оптимистическая трагедия», Н.Погодин «Мой друг»;
драматурги-потолочники – А.Афиногенов «Машенька», В.Киршон «Чудесный сплав».
Историческая драматургия: «Ключи Берлина», «Полководец Суворов» и пр.
Новые пьесы М.Горького - «Егор Булычев и другие», «Васса Железнова».
Антифашистская тематика в драматургии: «Парень из нашего города» К.Симонова.
Роль и значение драматургии 30-40 гг. для развития национального театра.
40. Драматургия и театр ВОВ.
Обращение ЦК РАБИС (23 июня 1942 г.) - «Главная задача – художественное обслуживание фронта». Создание фронтовых бригад и фронтовых театров. Репертуар фронтовых театров.
Эвакуация стационарных театров в глубокий тыл и работа театральных коллективов в тылу. Репертуар театров в годы войны: пьесы на историко-патриотические темы - отечественная и зарубежная классика.
Театры Москвы и Ленинграда в дни войны.
Драматургия ВОВ: Л.Леонов «Нашествие», К.Симонов «Русские люди», А.Корнейчук «Фронт».
Значение новой драматургии для фронта и тыла.
Роль театрального искусства в подготовке Победы.
41. Театр А.Вампилова.
Театральная жизнь страны в 70-е годы ХХ столетия.
«Новый Чехов» или поэтический театр А.Вампилова.
Актуальность проблематики пьес и неоднозначность героев в пьесах А.Вампилова: «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне», «Старший сын».
Значение драматургии А.Вампилова для отечественного сценического искусства.
Сценическая судьба произведений А.Вампилова.
Постановка А.Г.Товстоногова «Прощание в июне» в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского.
42. Русская драматургия и театр 70-80 гг. ХХ в.
Развитие психологической драмы: В.Розов, А.Володин, М.Рощин.
Социально-обличительный пафос молодой драматургии – «Порог» или «Свалка» А.Дударева, «Звезды на утреннем небе» А.Галина, «Мурлин Мурло» Н.Коляды и др. Обращение театров к историко-публицистическим инсценировкам: «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева и пр.
Новое прочтение классики: «Бесы» Ф.Достоевского в постановке Ю.Еремина, «Луна в форточке» М.Булгакова в постановке Б.Морозова.
Разделение МХАТа. Творчество И.М.Смоктуновского. Режиссура новой волны. А.Васильев – «Первый вариант Вассы Железновой» М.Горького и «Взрослая дочь молодого человека» В.Славкина в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского.