ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 749

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55. Реализм на русской сцене (М.С.Щепкин).

М.С.Щепкин (1788-1863 гг.) – актер, основоположник реализма на отечественной сцене, великий реформатор русского театра.

Родился в семье крепостных гр.Г.С.Волькинштейна, получил хорошее образование, окончив Курское губернское училище.Творческий путь начал в труппе бр.Барсовых, экспромтом сыграв роль Андрея-почтаря в драме Мерсье «Зоа».В 1816 г.переходит в труппу известного Харьковского антрепренера Штейна. В 1818 г. Щепкина, уже известного провинциального актера, по подписке зрителей хотят выкупить из крепостной неволи, но это событие состоится лишь в 1822 г. Работая в провинции, Щепкин переиграл огромное количество ролей, приобрел неоценимый сценический опыт. В одной из поездок Щепкин увидел игру знаменитого любителя – кн. П.В.Мещерского, встреча с которым открыла ему первые подступы к реализму в сценическом искусстве. Вскоре Щепкин приходит к выводу, что «искусство настолько высоко, насколько оно близко к природе».

В 1822 г. Щепкин дебютирует на московской казенной сцене и с 1824 г. становится актером Малого театра, в котором будет служить до конца жизни.

Лучшие роли актера: Городничий, Фамусов, Кочкарев, Подколесин и пр.Прекрасно играл он и в водевилях. В конце жизни Щепкин блестяще исполнил роль Кузовкина в «Нахлебнике» И.С.Тургенева.

Даже играя в пустых бессодержательных пьесах, Щепкин пытался утвердить в них правду жизни. Законченную систему взглядов на актерское искусство он выразил в многочисленных высказываниях, письмах, выступлениях. Требуя подчинения всего творческого процесса общей идеи, призывая актеров пристально изучать окружающую действительность, Щепкин считал, что актер не должен копировать жизнь, а проникать в душу роли. Многолетняя деятельность Щепкина утвердила критический реализм как ведущий творческий метод на русской сцене.


56. Великие русские актеры-романтики (П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин).

П.С.Мочалов (1800-1849) был сыном известного московского актера Степана Мочалова крепостного по происхождению. Окончил частный пансион Терликовых, где получил хорошее образование. Актерскому мастерству его учил отец. Дебютировал 4 сентября 1817 г. в роли Полиника в драме В.А.Озерова «Эдип в Афинах». Яркий пример актера, игравшего в духе революционного романтизма.Основной репертуар соответствует его творческой манере – Фингал, Танкред, Карл Моор, Фердинанд и пр. Мочалов восхищал зрителей свободой выражения чувств, независимостью от классицистских канонов. Им были созданы образы страстных бунтарей, людей с открытым забралом, выступающих против зла, творимого в мире, защищающего высокие идеи гуманизма.

Вокруг творчества Мочалова велась ожесточенная идейно-эстетическая борьба. его игру противопоставляли игре В.А.Каратыгина.В 1837 г. Мочалов сыграл Гамлета. Его трактовка вызвала резко отрицательные отзывы реакционных кругов, но была поддержана демократической публикой.


Мочалов был актером огромной интуиции, яркой фантазии. Его творчеству были свойственны минуты гениальных сценических озарений, за которые зритель прощал ему все.

В.А.Каратыгин (1802-1853 гг.) происходил из актерской семьи. Окончил Горный кадетский корпус и начал успешную карьеру чиновника, но встреча с П.А.Катениным и игра в его любительской труппе в 1820 году привела его к дебюту на сцене Александринского театра.

Он играл роль Фингала в одноименной трагедии В.А.Озерова.

На раннем этапе творчества Каратыгин был тесно связан с классицистскими традициями. Репертуар Каратыгина – играл в трагедиях В.Озерова , Сумарокова, Корнеля, Расина и пр.В трагедиях Шекспира подходил к персонажам с точки зрения классицистской эстетики, принебрегая психологической сложностью образов.В роли Отелло - только ревность, в роли Гамлета – борьба за престол и пр.

В 1830-е г. гастролировал в Москве и играл Гамлета, как и его коллега Мочалов. Мнение публики о том, кто лучший исполнитель этой роли, разделились. «Высшая часть публики была к этому довольно равнодушна, а низшая признала выше искусство Мочалова».

В.Г.Белинский, высоко оценивая творчество П.С.Мочалова и В.А.Каратыгина, сказал: «…что если Каратыгин – ум, то Мочалов – это сердце и при их слиянии мы можем получить идеального актера, которого видим в лице М.С.Щепкина».


57. Русское актерское искусство конца ХVIII в.

В конце ХVIII века начинает формироваться национальная школа актерской игры. Появляется обширный репертуар, включавший пьесы разных направлений, помогавший выявить талант и совершенствовать актерское искусство. Обогащению профессиональных навыков способствовали выступления драматических актеров в операх, балетах, музыкальных спектаклях.

Первое место среди актеров конца ХУШ века без сомнения принадлежит И.А.Дмитревскому (1734-1821).Свой сценический путь он начал в театре «охочих комедиантов» Ф.Волкова. Вместе с остальными ярославцами прибыл в Петербург, учился в Шляхетном корпусе, играл в первой национальной труппе. Дмитревский был единственным из российских актеров, который дважды побывал в Европе: первый раз - для дополнения к образованию; второй - для ангажирования французской труппы.

Дмитревский создал огромное количество сценических портретов. Выступал в классицистской трагедии, драме, комедии.Лучшие его роли – Синав и Дмитрий Самозванец в трагедиях Сумарокова, Добросердов - в комедии В.И.Лукина «Мот, любовью исправленный». Стародум в «Недоросле» Д.Фонвизина, последняя роль писалась для него.Последний раз он появился на сцене в 1812 г. в спектакле С.И.Висковатого «Всеобщее ополчение», вызвав восторг зрителей.

Дмитревский был первым реформатором на русской сцене, он не признавал напевной декламации, статичности героев классицистской трагедии. Речь его было согрета естественным чувством, актер стремился внести в спектакли правду человеческих чувств.



58. Театр И.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).

И.А.Крылов(1769-1844 гг.) - русский писатель, баснописец, драматург. Родился в семье небогатого армейского офицера и уже в10 лет начал работать писцом в тверской канцелярии. С детства был увлеченным зрителем любительских спектаклей.

В 1783 г.Крылов перебирается в Петербург, где сближается с актерами И.А.Дмитревским и П.А.Плавильщиковым.

Драматургическую деятельность начал в 15 лет, написав комическую оперу «Кофейница», сатирически обличавшую нравы помещиков. Ранние комедии Крылова «Бешеная семья», «Сочинитель в передней» и др. носят влияние новиковского ж. «Трутень», где Крылов долго сотрудничал, естественно, что за остроту пьесы его не допускали на сцену.

В 1800 г.Крылов пишет шуто-трагедию «Трумф или Подщипа», явившуюся пародией на классицистские трагедии и сам исполняет роль Трумфа в домашнем театре кн.Голицына, находившегося в оппозиции к Павлу 1.

В 1806-1807 гг. он пишет свои лучшие комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». В этих комедиях, отличающихся правдивыми характерами персонажей, остроумными развязками действия, Крылов высмеивает галломанию дворянства, его рабское поклонение всему французскому.

Драматургии Крылова свойственна реалистичность, демократическая направленность, сочувственное изображение людей из народа.

После 1807 г. Крылов полностью посвятил себя басенному творчеству.

Драматургия И.А.Крылова оказала большое влияние на развитие русской сатирической комедии, его продолжателями стали: А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и пр.


59. Творчество Фредерика Леметра.

Фредерик Леметр (1800-1876 гг.) - настоящее имя Луи Проспер Леметр. Французский актер, крупнейший представитель демократического романтизма и зачинатель критического реализма в искусстве театра. Играть на сцене начал в 16 лет, в 1820 году был приглашен в труппу театра «Одеон», однако Леметра не устроил репертуар, в котором ему доставались лишь небольшие роли второго плана. В 1823 году он уходит в так называемые «театры бульваров», где играет до конца жизни.

В 1827 году он впервые играет роль Ж.Жермани в пьесе Дюканжа «Тридцать лет или жизнь игрока», ставшую одной из лучших в его репертуаре.

Решающее значение в его творчестве сыграла революция 1830 года, подвигшая Леметра к созданию образов четкой политической направленности с усилением протестующего критического начала.

Вместе с Дорваль Ф.Леметр осуществил реформу французского театра, отказавшись от классицистского принципа идеализации роли, от обветшалых норм классицистского театра.

На сцене ему были одинаково доступны трагизм и эксцентрика, поэзия и реалистическая достоверность.

Оценка творчества Ф.Леметра В.Гюго, А.Герценым, И.Тургеневым.


60. Творчество Т.Сальвини.

Томазо Сальвини (1829 – 1915 гг.) родился в семье профессионального актера и творческий путь начал в 13 лет. В 1843 году вместе с отцом был приглашен в труппу Модены, под непосредственным влиянием которого развился его талант. Впоследствии Сальвинии работал в разных труппах и даже был антрепренером.


В юности играл любовников в комедии и драме: Мешем «Стакан воды» Э.Скриба и т.д.

В 1848 году принял активное участие в освободительной борьбе итальянцев за свободу.

После революции играл роли в пьесах, где герои обладали сильными характерами: 1856 год – «Отелло», позже – Гамлет, Король Лир, Макбет, Кориалан. Искусство Т.Сальвини сформировалось на почве итальянского национально-освободительного движения (Рисорджименто) и было пронизано его идеями. Сальвини увлекал зрителей духовной силой, страстью, способностью к самопожертвованию.

Творчество Т.Сальвини стало вершиной итальянского и западноевропейского сценического искусства.


61. Творчество Э.Дузе.

Элеонора Дузе (1858 – 1924 гг.) – итальянская актриса. Родилась в актерской семье и вышла на сцену в 4 года. В 14 лет играла Казетту в «Отверженных» В.Гюго. В 1873 г. в 15 лет успешно сыграла роль Джульетты, но первое серьезное зрительское признание получила после исполнения роли Терезы Рокен (Э.Золя) в 1879 г.

1880-1886 гг. успешные гастроли по Италии с труппой Ч.Росси. В 1887 г. организовала собственную труппу. Вскоре она становится самой популярной актрисой Италии и начинает зарубежные гастроли по странам Европы, принесшие ей оглушительный успех. Затем она провела гастроли в Египте, .США и странах Южной Америки.

Репертуар актрисы обширен – Джульетта, Клеопатра (Шекспир) Нора, Геда Габлер, Ребекка Вест (Ибсен), «На дне» М.Горький и др.

Играя в этих пьесах, Дузе обогащала образы, лишь намеченные автором. Несмотря на налет модернизма и декаденства, она сохранила в своем творчестве верность гуманистическим идеалам своих предшественников. Искусство Э.Дузе утверждало красоту и благородство человеческой души, отстаивало права и достоинство женщины.

Дузе обладала виртуозной техникой, которая никогда не становилась для нее самоцелью, а использовалась для глубокого проникновения во внутренний мир героинь.

В 1916 г. она оставляет сцену, но вновь возвращается в 1921 г., и лучшей ее ролью этого периода становится Фру Албвиг.

После захвата власти итальянскими фашистами Дузе навсегда покину Родину.

Она умерла в 1924 г в г. Питсбурге (США).

Творчество великой итальянской актрисы высоко ценили К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко.


62. Творчество С.Бернар.

Сара Бернар (1844-1923гг.) – французская актриса. Окончила драматические классы Парижской консерватории и в 1862 году дебютировала в «Комедии Франсез» в роли Ифигении в трагедии Ж.Расина «Ифигения в Авлиде». Играла роли молодых героинь в классическом и современном репертуаре: Федра, Андромаха (Ж.Расин), Заира (Вольтер) и пр. Особым успехом пользовалась в пьесе А.Дюма-сына «Дама с камелиями», сыграла роль Гамлета.

Бернар обладала красивым голосом, четкой дикцией, изощренной актерской техникой, художественным вкусом. Она умела дать своим героиням социальную характеристику, но все это сочеталось с нарочитой эффектностью игры. В конце ХIХ века ее искусство приобрело признаки мистицизма и декадентства.


К.С.Станиславский считал игру Сары Бернар примером технического совершенства.


63. Театр С.Беккета.

Самюэль Беккет – французский писатель и драматург, сторонник европейского «театра абсурда».

Автор ставшей хрестоматийной для абсурдистов пьесы «В ожидании Годо». В пьесе слышны апокалипсические мотивы и звучит мысль о полной бессмысленности человеческого существования, заключенного между рождением и смертью человека и ведущие к ожиданию неминуемого прихода последней. Пьеса состоит из отдельных эпизодов, лишенных четкой последовательности развивающегося сюжета и действия.

В более поздних пьесах Беккета «Последняя лента Крепа» и «О прекрасные дни» намечается тенденция к более определенному сюжету и созданию психологических характеров персонажей. Но и в них побеждает абсурд, совершается исчезновение человека, умолкает его живой голос.

В творчестве С.Беккета отразился духовный кризис западной буржуазной интеллигенции и театра.


64. Документальная драма ( П.Вайс).

Документальная литература, зародившись в середине ХIХ века, подлинного расцвета документальных жанров получила после 2-ой мировой войны. В этот период на первый план выходит тема осмысления минувших событий, приведших к краху фашизма.

Документальная литература успешно осваивает опыт смежных жанров. Такой новый жанр документальной литературы представляют собой документальные пьесы, построенные на монтаже и сопоставлении документов.

К ним относятся: «Состояли или состоите?» Э.Бентли (США), «Розенберги должны умереть» А.Деко (Франция), пьесы М.Шатрова (СССР) и, пожалуй, самая значительная из них - «Дознание» П.Вайса (ФРГ).

«Дознание» освобождено от всех элементов вымысла - реальной обстановки, сюжета и даже индивидуализации характеров, эта оратория в 11 песнях представила Освенцим во всех его ужасающих подробностях, давая в диалогах подлинные отрывки из материалов процесса над нацистскими преступниками во Франкфруте, чтобы показать, что нацистские лагеря смерти представляли собой не бесчеловечное извращение, «но логический конечный итог» экономической эксплуатации. Автора «Дознания» интересуют не исторические события, как таковые, а назревшая необходимость уничтожить существующую систему; цель Вайса – заклеймить капитализм как «заказчика газовых камер», восстановить статус немецкой сцены как «праведного суда».

17 театров ФРГ поставили эту пьесу в 1965 г.


65. Театр Ф.Дюрренматта.

Фридрих Дюрренматт (1921-1990 гг.) – швецарский писатель, драматург, теоретик искусства. Родился в семье протестанского пастора, изучал философию, литературу, историю искусств в Бернском университете. Выступал как театральный рецензент.

К драматургии обратился в 1947 году, написав пьесу «Так написано».

Наибольшую известность получила пьеса «Визит пожилой дамы»(1956 г.), в которой сатирически изображены буржуазные нравы. Используя приемы гротеска и пародии, Ф.Дюрренматт в сатирическо-иронической манере показал отсутствие морали и звериную жестокость капиталистического общества.