Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) ООО «Одежда».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно точке зрения Т.А. Черных, в основе различных определений конкурентоспособности, как правило, лежит один из следующих ключевых факторов, характеризующих высокую конкурентоспособность предприятий: конкурентоспособность товара (услуг), эффективность деятельности и способность конкурировать[13].

Систематизация различных точек зрения на проблему определения конкурентоспособности предприятия представлена также Е.А. Сысоевой. По мнению Е.А. Сысоевой, содержание категории «конкурентоспособность предприятия» может быть отражено с помощью нескольких основных подходов к трактовке понятия, среди которых: способность выдерживать конкуренцию на рынке, степень удовлетворения конкретной потребности, степень эффективности использования ресурсов предприятия, способность предприятия занимать определенную долю рынка.

На настоящий момент наиболее современной является систематизация определений конкурентоспособности, предложенная Е.А. Арбатской, которая выделяет пять основных подходов к пониманию конкурентоспособности предприятий в зависимости от критериев конкурентоспособности, учитываемых в рамках определений: четыре частных подхода и комплексный. К частным подходам Е.А. Арбатской отнесены маркетинговый, продуктовый, экономический и конкурентный[14].

Маркетинговый подход предполагает учет таких критериев конкурентоспособности, как доля рынка и удовлетворенность потребителей[15]. С точки зрения некоторых исследователей, конкурентоспособность предприятия определяется наличием спроса на продукцию и, соответственно, оценивается через рыночную долю, занимаемую продукцией данного предприятия на рынке: чем больше занимаемая доля, тем конкурентоспособнее предприятие. Здесь характерной является трактовка С.Г. Светунькова, в рамках которой конкурентоспособность определяется как свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов[16].

В данном случае необходимо отметить, что доля рынка может рассматриваться только в качестве одного из показателей, по которым можно оценить конкурентоспособность конкретного предприятия, однако интерпретация категории «конкурентоспособность предприятия» посредством отождествления с категорией «рыночная доля» не является исчерпывающей и универсальной, так как не определяет сущность исследуемого явления[17].


Другая позиция заключается в понимании конкурентоспособности предприятия как способности выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг и представляет собой продуктовый подход к конкурентоспособности. В качестве одного из примеров подобного подхода может рассматриваться определение Э.В. Минько и М.Л. Кричевского, которые под конкурентоспособностью понимают совокупность потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке»[18].

Отметим, что, хотя конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями и предприятие является опосредованным носителем свойств конкурентоспособности через свои товары или услуги, однако определение конкурентоспособности предприятия исключительно через конкурентоспособность продукции представляет собой достаточно узкий подход, не учитывающий иные факторы, также оказывающие влияние на конкурентоспособность организации. Кроме того, ограничения применения продуктового подхода связаны с различием жизненного цикла предприятия и продукции и сложностями в установлении единых критериев оценки уровня конкурентоспособности при наличии диверсифицированного портфеля продуктов.

Экономический подход заключается в использовании различных экономических показателей деятельности предприятия, и конкурентоспособность предприятия в таком случае характеризуется через величину и эффективность использования ресурсов, факторов производства и, как следствие, через результативность деятельности предприятия. Согласно данному подходу, конкурентоспособность предприятия тем выше, чем эффективнее оно использует имеющиеся ресурсы. Так, по мнению, Н.И. Перцовского, О.Ю. Ворожбит, Д.В. Мухиной, О.Н. Оковкиной и А.М. Чупайда конкурентоспособность предприятия представляет собой возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка[19].

Одним из наиболее распространенных подходов является конкурентный, в рамках которого конкурентоспособность определяется через конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия. Под конкурентными преимуществами чаще всего понимается «какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами, a конкурентный потенциал предприятия трактуется как «совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности в будущем»[20].


В рамках конкурентного подхода М.В. Маракулиным конкурентоспособность понимается как способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше – с положительной динамикой). Таким образом, согласно конкурентному подходу, способность эффективно использовать имеющийся потенциал в конкурентной борьбе, создавая на его основе конкурентные преимущества, является основой конкурентоспособности предприятия.

Ввиду того, что в зависимости от сферы деятельности, жизненного цикла, особенностей хозяйствования предприятия для достижения конкурентоспособности необходима различная совокупность конкурентных преимуществ, определения конкурентоспособности в рамках данного подхода значительно отличаются друг от друга в пределах от максимальной обобщенности до высокой степени конкретизации набора конкурентных преимуществ. При этом вопросы поиска, создания, развития конкурентных преимуществ оказываются не всегда неразрешенными[21].

Безусловно, многообразие трактовок, характеризующих один или несколько аспектов конкурентоспособности как экономической категории и не соответствующих требованиям комплексности, способствовало развитию интегрированного подхода и появлению определений, учитывающих различные аспекты конкурентоспособности.

В последнее время стали появляться подходы к конкурентоспособности, учитывающие возрастающий интерес к проблеме формирования позитивного имиджа, деловой репутации, социальной значимости организации, реализуемым социальным программам[22].

Так, согласно определению А.И. Бондаренко[23], конкурентоспособность предприятия – это его способность к завоеванию и устойчивому удерживанию необходимой позиции на конкурентном рынке посредством производства востребованной на рынке продукции, достижения более высокой производительности труда и более низкой, чем у конкурентов, себестоимости производимой продукции, а также формирования позитивного имиджа (бренда) и положительной деловой репутации. Позитивный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения предприятиям устойчивого и продолжительного успеха на рынке, так как способствует уменьшению чувствительности к цене, снижению степени заменяемости продуктов/услуг, повышает лояльность и облегчает доступ предприятия к ресурсам разного рода: финансовым, информационным, человеческим и т.д[24].


Усиление влияния данных тенденций с учетом уровня развития современной российской экономики позволяет прогнозировать, что в ближайшее время на первый план выйдут новые подходы к определению конкурентоспособности, основывающиеся на таких факторах конкурентоспособности, как имидж и бренд, интеллектуальный капитал, социальная значимость, согласованность интересов, рост стоимости бизнеса.

1.2.Факторы конкурентоспособности предприятия

В условиях рыночной экономики, по мнению А. Смита, действует «невидимая рука рынка» – конкуренция. Поэтому экономическим агентам необходимо поддерживать или улучшать своё положение на рынке и противостоять угрозам, исходящим от внешней среды, при этом максимально оптимизируя положение дел внутренней. Отсюда следует дать понятие конкуренции[25]. Конкуренция – непрекращающаяся деятельность хозяйствующих объектов, связанная с адаптацией к условиям конъюнктуры рынка и соперничеством за своё выживание в условиях жёсткого закона конкуренции как главного способа саморегуляции рынка.

Рассматривая понятие конкуренции применительно к фирме, мы выделяем понятие конкурентоспособность.

Большой Энциклопедический словарь трактует: «конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Европейский форум по проблемам информации и управления выделил, что конкурентоспособность – это реальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать, и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов[26]. П.В. Забелин, Н.К. Моисеева дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Чтобы подробнее раскрыть сущность конкурентоспособности организации, мы введем две составляющие этого понятия: эффективность и устойчивость. Казалось бы, термины несут в себе похожее значение, но каждый отражает уникальную сущность.


Под эффективностью предприятия мы можем понимать привлекательную деятельность в краткосрочном периоде с высокими доходами, объёмами продаж и прибылью, а также долей рынка благодаря высокой производительности и уникальности конкурентной позиции[27]. Устойчивость же несёт в себе способность фирмы противостоять изменениям конъюнктуры рынка. Если давление недостаточно велико, то организация может продолжительное время стабильно существовать. Чаще это относится к фирмам, обладающим монопольной властью или стремящимся её получить, направляя свободные ресурсы на достижение этих задач и используя дискриминационную систему цен, необоснованно высокие транспортные издержки.

Важно отметить, что организация при этом может быть[28]:

  • неэффективной и устойчивой;
  • эффективной и неустойчивой;
  • неэффективной и неустойчивой;
  • конкурентоспособной[29].

В первом случае фирма может существовать довольно долго, но только в условиях некоего набора ограничений и защитных барьеров. Во втором она сможет функционировать только в течение короткого периода, т.к. прекрасная операционная эффективность не станет основой успешной стратегии. Неэффективность и неустойчивость очень быстро заставят организацию прекратить существование, а полная конкурентоспособность, наоборот, позволит удержать позиции в самых суровых условиях состояния рынка.

Существуют разные мнения по поводу классификации факторов конкурентоспособности. Мы не можем сказать, что одни из них верные, а другие – нет. Каждый труд разрабатывался в своё время и применялся в отдельных отраслях, поэтому стоит ознакомиться с каждой точкой зрения.

Профессор Гарвардской бизнес-школы М. Портер предложил систематизировать все факторы, которые влияют на конкурентоспособность, на основе трёх подходов[30]. Касательно первого, он связывает конкурентоспособность с основным факторами производства:

1. Людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

2. Физические ресурсы – количественные и качественные оценки земельных и водных угодий, климатического и географического положения организации и принадлежащих ей земель.

3. Ресурс знаний – совокупность всей информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг.

4. Денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.