Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) ООО «Одежда».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что современный этап развития экономики характеризуется нестабильностью внешней среды, непрерывно меняющейся рыночной ситуацией, динамичностью современного производства, сокращением жизненного цикла продуктов, что приводит к усилению конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. В данных условиях конкурентоспособность представляет собой важнейший критерий успешности на рынке, основополагающее свойство предприятия, без которого невозможно обеспечить эффективность и безопасность и, соответственно, инвестиционную привлекательность деятельности. В связи с этим изучение вопросов конкурентоспособности предприятия в современных условиях становится одной из первостепенных научных задач. Поэтому сегодня значительные усилия ученых направлены на исследование сущности конкурентоспособности, факторов, от которых зависит ее уровень, методов воздействия на нее, а также инструментальных средств, позволяющих управлять конкурентоспособностью.

Вместе с тем, текущий уровень развития теоретико-методологических подходов к проблемам конкурентоспособности предприятий свидетельствует о нерешенности целого ряда основополагающих вопросов, среди которых отсутствие единого взгляда на определение понятия конкурентоспособность предприятия. Вышеизложенные аспекты обусловливают необходимость изучения конкурентоспособности как экономической категории, проведения анализа основных подходов к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» и его содержания.

Целью работы является проведение анализа конкурентоспособности ООО «Одежда» и разработка рекомендаций по повышению эффективности стратегии конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • исследовать понятие конкурентоспособности предприятия;
  • рассмотреть подходы к определению конкурентоспособности;
  • провести анализ конкурентоспособности ООО «Одежда»;
  • дать оценку эффективности стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Одежда»;
  • разработать мероприятия, направленные на совершенствование стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Одежда»;
  • провести расчет эффективности разработанных мероприятий.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Одежда».


Предмет исследования – методы анализа и пути совершенствования маркетинговых стратегий организаций.

Исследование деятельности ООО «Одежда» проводилось за 2014-2016 гг.

Научно-методическая основа исследования включает в себя монографии и научную литературу по исследуемым вопросам, материалы периодической печати, информационные ресурсы Интернет. Сущность стратегий повышения конкурентоспособности предприятия, подходы к их классификации наиболее полно и последовательно изложены в работах Ф.Котлера, И.Ансоффа, М.Портера, С. Попова, Н.Носовой и др.

Источником информации по исследуемому предприятию явилась финансовая отчетность, результаты маркетинговых исследований ООО «Одежда» за 2014-2016 гг.

Для решения поставленных задач в работе применены методы индукции и дедукции, обобщения, анализа теоретического и практического материала, анкетирования.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Исследовано понятие конкурентоспособности, подходы к определению.

Вторая глава посвящена анализу конкурентоспособности и эффективности стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Одежда». Представлена краткая характеристика предприятия; проведен анализ конкурентоспособности предприятия. Дана оценка эффективности стратегии повышения конкурентоспособности, применяемой на предприятии.

В третьей главе представлены рекомендации, направленные на совершенствование стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Одежда». Целесообразность внедрения представленных мероприятий обоснована экономическими расчетами.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

Понятие и современные подходы на конкурентоспособность предприятия


Результаты анализа существующих в экономической литературе теоретических взглядов на экономическую сущность дефиниции «конкурентоспособность предприятия» позволяют утверждать, что на настоящий момент в научной литературе не сложилось единого подхода к определению конкурентоспособности предприятия. При этом наличие различных трактовок связано, по мнению большинства исследователей, со сложностью самого явления конкуренции, много аспектностью и многомерностью категории конкурентоспособность, которая может быть применена к объектам разного рода (государство, регион, предприятие, продукция и др.)[1].

Вместе с тем, по результатам проведенного анализа ряда литературных источников, несмотря на различия в подходах к определению конкурентоспособности отдельными исследователями, может быть выделен ряд основополагающих аспектов, безусловно, важных для определения и объяснения данного понятия[2].

Прежде всего, исследователями однозначно признается, что, конкурентоспособность предприятия может быть определена как способность одерживать победу в конкурентной борьбе, превосходить своих конкурентов[3]. Как подчеркивает абсолютное большинство исследователей, конкурентоспособность имеет релятивистскую природу, определяется относительно предприятий-конкурентов либо эталонных предприятий и зависит в целом от уровня конкуренции на конкретном рынке. Также справедливо отмечается, что конкурентоспособность является динамическим показателем, ее необходимо рассматривать применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому многими авторами термин «конкурентоспособность» в общем виде определяется как способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на конкретном рынке в определенный период времени.

При попытке дальнейшей конкретизации определения конкурентоспособности предприятия мнения исследователей расходятся, и порой достаточно значительно. Помимо того, что на настоящий момент в современной экономической теории и практике нет единого универсального набора факторов, по которым предприятие может быть определено как конкурентоспособное, неоднозначность в толковании понятия конкурентоспособности различными исследователями связана еще и с тем, что каждый автор в зависимости от целей и задач исследования, изучаемых объектов чаще всего дает собственное определение конкурентоспособности предприятия, акцентируя внимание на тех или иных аспектах конкурентоспособности[4].


Для разработки целостного подхода к проблеме определения понятия конкурентоспособность предприятия необходимо проведение анализа обширной совокупности представленных в экономической литературе определений[5]. Для достижения данной цели исследователями был разработан ряд классификаций, систематизирующих понятие, что позволяет утверждать, что при всем многообразии трактовок конкурентоспособности могут быть выделены несколько основных подходов к определению данного термина.

На настоящий момент в основе большинства классификаций, предложенных различными исследователями, лежит методология Х.А. Фасхиева, которая используется в работах И.М. Збориной, А.В. Крайновой, Т.М. Плотициной, Э. Хандамовой и др. В рамках методологии Х.А. Фасхиева выделяется три основных подхода к определению понятия конкурентоспособность предприятия.

В основе определений конкурентоспособности, которые относятся к первому подходу, лежит товарная составляющая конкурентоспособности. К данной группе, по мнению Х.А. Фасхиева, относятся определения, согласно которым конкурентоспособность товара является главной, определяющей компонентой конкурентоспособности предприятия. В качестве примера такого подхода Х.А. Фасхиев приводит определение З.А. Васильевой: «Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) – способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров»[6]. В данном определении находят отражения такие аспекты конкурентоспособности, как удовлетворение нужд потребителей, оценка конкурентоспособности на основе определенного набора параметров, превосходство над конкурентами и относительный характер конкурентоспособности предприятия[7].

Для определений, формирующих второй подход к конкурентоспособности, по мнению Х.А. Фасхиева, характерно сочетание и товара и производственной деятельности субъекта при определении конкурентоспособности. В качестве одного из примеров, характеризующих данный подход, Х.А. Фасхиев рассматривает определение, предложенное Л.В. Донцовой, которая под конкурентоспособность понимает способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Положительным аспектом представленного подхода является включение в состав факторов, определяющих конкурентоспособность, не только товаров, способных удовлетворять потребности, но и характеристик производственной деятельности предприятия.


Третий подход представлен определениями, характеризующими внутреннюю и внешнюю деятельность фирмы, без упоминания товара. Согласно определениям, относящимся к данному подходу, конкурентоспособность может быть представлена как совокупность факторов внешней и внутренней среды предприятия, взаимодействие которых позволяет предприятию одерживать победу в конкурентной борьбе. По мнению Х.А. Фасхиева, для данного подхода характерна трактовка конкурентоспособности, используемая А.В. Дементьевой: «Конкурентоспособность предприятия – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках»[8]. В целом, данный подход позволяет более комплексно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия, охватив большее количество факторов, ее определяющих[9].

Классификация Х.А. Фасхиева позволяет выявить предложенные различными учеными составляющие конкурентоспособности предприятия, а также учитывать факторы конкурентоспособности предприятий, имеющие наибольшую значимость в конкурентной борьбе для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования и развития предприятий[10].

Другая классификация определений конкурентоспособности предложена Н.З. Сафиуллиным. Соглашаясь с точкой зрения Х. А. Фасхиева, Н.З. Сафиуллин к первой группе относит те определения конкурентоспособности предприятия, которые основаны на конкурентоспособности продукции. В рамках данного подхода, по мнению Н.З. Сафиуллина, конкурентоспособность предприятия может быть определена как возможность предложить товар, удовлетворяющий конкретным требованиям потребителя в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях. Вторую группу определений конкурентоспособности, по мнению Н.З. Сафиуллина, формируют представления ученых о данной категории, в основе которых лежит возможность эффективной производственнохозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Третий возможный подход к определению конкурентоспособности предприятия охарактеризован Н.З. Сафиуллиным как факторный. В основе факторного подхода лежит большой комплекс экономических характеристик[11], определяющих положение предприятие на отраслевом рынке (национальном или мировом). Как отмечают И.Н. Герчикова, Н.К. Моисеева, Ю.Г. Анискин данный комплекс может включать характеристики товара, формируемые сферой производства, а также факторы, определяющие в целом экономические условия производства и сбыта товаров предприятия[12].