Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) ООО «Одежда».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ рыночных позиций предприятия

Для оценки рыночных позиций предприятия на первом этапе оценим воздействие на него внешней среды. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния, то есть условиями, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе. Внешняя среда имеет две сферы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Проведем анализ среды косвенного воздействия.

1. Политико-правовые факторы.

Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ООО «Одежда» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики Правительства РФ, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.

2. Экономические условия.

В целом экономические условия в России можно оценить как негативные. За 2014 г. инфляция составила 11,36 %. Начиная с декабря 2014 г. как по всей России отмечается рост цен на одежду. Основа в ценообразовании на одежду — это стоимость материала, а она с сентября 2014 г. повысилась с 6,5 до 11 тыс. руб., то есть почти в два раза.

3. Международные изменения.

Экспортная пошлина на вывоз из РФ текстильного материала с 1 февраля 2015 г. составляет 15% таможенной стоимости плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну. На сегодняшний день внутренние цены начали расти из-за того, что падение курса рубля подтолкнуло производителей к массовому экспорту.

4. Технологический фактор.

Влияние технологического фактора на ООО «Одежда» выражается в развитии технологий производства текстильной продукции; использовании новых материалов, оборудования, упаковки. Появляются новые технологии, процесс производства становится более технологичным, разрабатываются новые материалы.


5. Социокультурные факторы.

На рынке увеличиваются продажи разнообразных синтетических изделий. Это связано с тем, что синтетический материал дешевле нежели хлопок.

Для определения обобщающих и интегрального показателей оценки рыночной позиции используются экспертные методы. Обобщающие показатели рыночной позиции предприятия определяют во взвешенных баллах. Если показатель соответствует высокому уровню рыночной позиции, то весовое значение балла 1,0; среднему – 0,5; низкому – 0,1. Взвешенная сумма итогов по группам параметров деятельности и по всему предприятию – интегральный коэффициент величины рыночной позиции предприятия. Интегральный показатель характеризует рыночную позицию предприятия и позволяет проводить ее анализ во времени. Потенциальная максимальная оценка рыночной позиции составляет 100 баллов. Тип рыночной позиции определяется по шкале от 0 до 100 баллов. 0-40 баллов характерно для низкой рыночной позиции, 40-60 – для средней рыночной позиции, 60-100 – для высокой рыночной позиции. Интегральный показатель рекомендуется определять в динамике лет по анализируемому предприятию и по основным конкурентам.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что увеличение стоимости промышленного предприятия предопределяет не только его устойчивое функционирование, но и стратегическое развитие.

В таблице 2 представлены результаты данной методики к ООО «Одежда» для определения его конкурентоспособности на рынке спецодежды.

Таблица 2

Оценка рыночной позиции ООО «Одежда»

Группа параметров

Показатели

Значение

Уровень рыночной позиции

Оценка в баллах

Ранг

1.Производственная группа параметров

Коэффициент использования производственной мощности

85%

высокий

5,0

1,0

Коэффициент износа ОПФ

40%

средний

2,5

0,5

Производительность труда

1467,3 тыс.руб./чел

высокий

5

1

Маржинальный доход

25037,0 тыс.руб.

высокий

5,0

1,0

Взвешенная по рангу сумма

13,0

2.Финансовая группа параметров

Коэффициент автономии

1,0

высокий

5,0

1,0

Коэффициент ликвидности

0,21

высокий

5

1,0

Коэффициент устойчивости экономического роста

1,0

высокий

5

1,0

Взвешенная по рангу сумма

3,0

3.Рыночная группа параметров

Доля рынка

9,0

средний

2,5

0,5

Диверсификация бизнеса

узкая

низкий

1

0,1

Эффективность маркетинговой деятельности

25,0<35,5

средний

2,5

0,5

Взвешенная по рангу сумма

1,1

4. Экономическая группа параметров

Рентабельность продаж

0,6%

низкий

1

0,1

Рентабельность производства

-

-

-

-

Фондоотдача

24,0 руб./руб.

высокий

5

1,0

Взвешенная по рангу сумма

1,10

5.Научно-техническая группа параметров

Коэффициент механизации труда

45%

средний

2,5

0,5

Доля нематериальных активов в затратах

-

-

-

-

Совершенствование производимой продукции

+

средний

2,5

0,5

Взвешенная по рангу сумма

1,0

6. Управленческая группа параметров

Квалификация руководства и персонала

<50%

высокий

5

1,0

Показатель эффективности управления

5,0<6,8

средний

2,5

0,5

Коэффициент текучести кадров

~1%

низкий

1

0,1

Взвешенная по рангу сумма

1,6

Интегральный показатель рыночной позиции предприятия

20,8


Таким образом, для предприятия ООО «Одежда» характерна низкая рыночная позиция (шкала 0-40 баллов). Это объясняется такими причинами как снижение выпуска продукции, следовательно, недоиспользование производственных мощностей; высокий уровень конкуренции; отсутствие эффективно функционирующей сбытовой политики, а также рекламы.

Далее проведем анализ внешней среды прямого воздействия.

  1. Госорганы и законы.

Существует проект программы развития легкой промышленности до 2025 года, согласно которой доля российской продукции должна увеличиться с 25% до 50%. Анализ, проведенный в рамках разработки данной программы показывает, что наибольшим потенциалом обладает сегмент производства синтетических волокон, который может быть основан на уже существующем нефтехимическом комплексе. Это даст в 2,5 раза больший эффект, чем развитие натурального текстильного производства.

2. Потребители.

Потребителями продукции ООО «Одежда» являются розничные покупатели (75 % продукции реализуется через три собственных магазина).

Для оценки потребительских предпочтений в рамках маркетингового исследования проведен опрос розничных покупателей ООО «Одежа». Число опрошенных респондентов составило 250 чел. В результате исследования установлена частота покупок текстильных изделий потребителями, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Частота покупок текстильных изделий[34]

Вид изделия

Частота покупок

один раз в месяц

Один раз в сезон

Один раз в год

один раз в 2 года

не покупают

Куртки зимние

-

10

51

54

5

Куртки осенние

-

12

35

24

8

Пальто

-

5

12

13

10

Жилетки

-

4

6

14

13

Ветровки

1

12

11

16


По данным таблицы 3 видно, что наиболее часто потребители приобретают куртки зимние, а редко – ветровки.

Качество текстильных изделий респонденты оценили следующим образом: 75 % опрошенных потребителей продукции ООО «Одежда» отметили, что качество изделий «отличное». 10 %, что текстильные изделия «хорошего» качества, и 2 % высказали мнение о том, что текстильные изделия «удовлетворительного» качества. Категории «цена – качество» текстильных изделий ООО «Одежда», по мнению 94,2 % потребителей, покупающих продукцию данного предприятия, соответствуют друг другу. Но 5,8 % респондентов отметили их несоответствие, аргументируя тем, качество продукции должно быть выше.

4. Конкуренты.

Основными конкурентами ООО «Одежда» являются: ОАО «Борская Войлочная фабрика»; ЗАО «Ивановоискож»,ООО «TDL Текстиль», ОАО «Искож»,ООО «Моршанская мануфактура».

Распределение рынка между конкурентами представлено в таблице 4.

Таблица 4

Распределение рынка между конкурентами[35]

Предприятие

Доля рынка, %

Отклонение, п.п.

2014 год

2015 год

2016 год

2016/2014

2016/2015

ООО «Одежда»

12

14

15

3

1

ОАО «Борская Войлочная фабрика»

56

55

54

-2

-1

ЗАО «Ивановоискож»

9

9

10

1

1

ООО «TDL Текстиль»

6

5

5

-1

-

ОАО «Искож»

8

8

10

2

2

ООО «Моршанская мануфактура»

5

5

5

-

-

Прочие

4

4

1

-3

-3

Как видно из представленных данных, на долю ООО «Одежда» приходится 15 % рынка. Это – вторая позиция после ОАО «Борская Войлочная фабрика», на долю которого приходится 54 % рынка.


В таблице 5 представлен анализ конкурентоспособности предприятия.

Таблица 5

Анализ конкурентных позиций ООО «Одежда»

Показатель

ООО «Одежда»

Конкуренты

ОАО «Борская Войлочная фабрика»

ООО «Ивановоискож»

ООО «TDL Текстиль»

ОАО «Искож»

ООО «Моршанская мануфактура»

Продукция

Качество продукции

3

4

4

5

3

5

Ассортиментный ряд

4

5

2

2

1

1

Доступность

5

3

3

1

4

1

Стабильность поставок

5

4

3

2

5

2

Скорость обслуживания

5

5

3

2

4

1

Цена

Цена продукции

4

5

3

4

4

5

% скидки с цены для оптовых покупателей

3

4

0

0

4

3

Продвижение услуг на рынке

Реклама

3

3

1

1

0

0

Стимулирование потребителей.

1

2

1

0

0

0

ИТОГО по баллам

33

35

20

17

25

18

Основным конкурентом ООО «Одежда» является ОАО «Борская Войлочная фабрика». Предприятие уступает основному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Если общий балл конкурентных позиций ООО «Одежда» составляет 33 балла, то у ОАО «Борская Войлочная фабрика» конкурентные общие балы 35 ед. Кроме того, конкурентами на рынке хлебобулочной продукции являются ООО «Ивановоискож» - 20 баллов, ООО «TDL Текстиль» - 17 баллов, ОАО «Искож» - 25 баллов, ООО «Моршанская мануфактура» - 8 баллов. Конкуренция между указанными поставщиками текстильной продукции очень сильная.