Файл: Международный валютный фонд : цели, функции, особенности, история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В наше время МВФ играет ключевую роль в обеспечении глобального финансового стабильности. В этом контексте фонд определил три основные цели финансирования:

  • минимизацию ценовых шоков и содействие надлежащему обслуживанию задолженности;
  • создание благоприятных условий для привлечения финансирования от инвесторов и доноров;
  • раннее предупреждение возникновения кризисов [5].

Низкая процентная ставка является основной преимуществом кредитов МВФ. Реальная процентная ставка по кредиту МВФ всегда ниже средней рыночной ставки на рынках капитала.

Эффективная процентная ставка составляет 1.9-2.5% при получении кредитования в объеме до 1 000% квоты страны-члена и возрастает до 2.3-3.2% для больших объемов кредитования. МВФ постоянно пересматривает и адаптирует финансовые инструменты, используемые для нужд стран. Для предоставление финансовой помощи этим странам, а также обеспечение общей финансовой стабильности фонд разработал гибкую систему финансовых инструментов (приложение 1). Отдельная группа финансовых инструментов предназначена для осуществления кредитования на льготных условиях стран с низким уровнем доходов. Финансовые инструменты дифференцированные по платежеспособности стран-заемщиков, сроками кредитования, объемам.

Эффективность выполнения программ кредитования тщательно проверяется.

В соответствии со ст. IV Статей Соглашения Международного валютного фонда МВФ проводит регулярные консультации, осуществляет постоянный мониторинг состояния выполнения взятых заемщиком обязательств и проведения финансово-экономических реформ в рамках программы. После окончания программы кредитования в случае, если задолженность страны превышает 200% ее квоты, проводится миссия мониторинга результатов завершительной программы фонда (Post-Program Monitoring).

МВФ также проводит дополнительный анализ эффективности программ кредитования в рамках исследовательских программ, регулярных опросов руководства стран-заемщиков т.д. Эффективность деятельности МВФ как в целом, так и по видам деятельности (влияние на монетарную стабильность и эффективность надзора) оценивается Офисом независимой оценки МВФ.

С целью обеспечения надлежащего уровня прозрачности деятельности и поддержания коммуникаций фонд предоставляет доступ в аналитическим документам, рекомендациям, данных путем их размещения на страницах официального вебсайта МВФ [5]. Выводы и рекомендации экспертов фонда, решение Совета исполнительных директоров МВФ, принятые по результатам проведенных консультаций в соответствии со ст. IV Статей Соглашения с Международным валютным фондом, публикуются в периодических отчетах (Article IV Staff Reports).


2.2. Анализ финансовой структуры МВФ

МВФ предоставляет финансирование государствам-членам по трем каналам, каждый из которых был создан с общей целью передачи странам-членам средств в резервных валютах. При операциях как обычного, так и льготного кредитования, финансирование предоставляется преимущественно на основе «договоренностей» с МВФ, которые действуют аналогично кредитным линиям. В подавляющем большинстве случаев кредитования со стороны МВФ использование таких кредитных линий ставится в зависимость от достижения целей экономической стабилизации и структурных реформ, согласованных между заимствующим государством-членом и МВФ. МВФ может также создавать международные резервные активы путем распределения СДР среди государств-членов, которые могут использоваться ими для получения иностранной валюты от других государств-членов. Использование СДР не оговаривается условиями, при этом взимаются проценты по рыночной ставке. Общая финансовая структура МВФ изображена в приложении 2.

МВФ ввел программы "стендбай" в 1952 году, с тех пор они являются основным инструментом кредитования как по объемам, так и по частоте использования. По программам "стендбай" обеспечивается быстрый доступ стран-членов к ресурсам фонда для содействия реализации экономических реформ и обеспечения устойчивого экономического роста. Финансовая помощь МВФ по этим программам было важное значение для преодоления последствий финансовых кризисов 1990-х и 2000-х годов.

Главная цель этой программы заключается в предоставлении финансовой помощи для решения краткосрочных проблем платежного баланса. Все страны-члены могут получить кредитование по этой программе, но в основном кредиты получают страны с доходами меньше среднего уровня, реже - экономически развитые страны.

Объемы кредитования зависят от потребностей страны по финансированию, способности выполнять обязательства перед фондом и кредитной истории страны. МВФ определил четыре варианта доступа к ресурсам фонда по программе "стенд-бай":

1) обычный доступ: объемы кредитования составляют 200% от квоты страны в течение 12 месяцев или 600% от квоты страны в течение всего срока реализации программы накопительным итогом;

2) чрезвычайное доступ: объемы кредитования могут превышать установленные лимиты, но одновременно усиливаются меры контроля по их использованию;


3) непосредственный доступ кредит предоставляется в полном объеме, если это оправдано достаточной способностью официальных органов реализовывать экономическую политику страны и значению потребностей в финансировании;

4) быстрый доступ: срочное финансирование в случае необходимости преодоления последствий кризиса.

В некоторых случаях, если страна из-за невыполнения критериев не может получить необходимый объем кредитования, фонд предлагает заключить специальные соглашения, которые являются гарантией возврата полученного кредита. Процентная ставка является рыночной и определяется

с учетом базовой ставки кредитования, которая, в свою очередь, связана с процентной ставкой по СПЗ.

Предусмотрено также комиссию за неизданные суммы займа и сбор за обслуживание.

На возврата займа предоставляется срок от 3 лет и 3 месяцев до 5 лет; платежи осуществляются восемью равными ежеквартальными платежами через 3 года и 3 месяца после даты выдачи соответствующего транша.

Основным условием получения кредитования является разработка и согласование с фондом программы по устранению фискального и внешнего дисбалансов, а также осуществление структурных реформ. МВФ обращает особое внимание на готовность официальных органов страны-заемщика принять все необходимые меры для минимизации рисков неплатежеспособности, а также на экономическую состоятельность страны-заемщика осуществить структурные реформы и выполнить взятые обязательства.

Формальная процедура утверждения новой программы начинается с официального обращения руководства страны к МВФ о проведении переговоров по вопросам новой программы кредитования. Следующим этапом является прибытия в страну миссии фонда для оценки ее потребностей в финансировании, проведение консультаций с представителями официальных органов и обязательно центрального банка, в рамках которых обсуждается будущая программа экономических реформ.

Программой предусматривается проведение регулярных консультаций с целью проверки выполнения достигнутых договоренностей.

Обобщение опыта стран с развивающимися рынками, позволяет определить такие особенности взаимодействия с МВФ по программам "стенд-бай":

1) начало новой программы требует длительных переговоров с МВФ по разработке программы экономических реформ, которая соответствует рекомендациям фонда;

2) к программе экономических реформ могут быть включены мероприятия, противоречащие интересам некоторых социальных групп, и это потребует дополнительных социальных гарантий, официальных разъяснений;


3) непопулярные меры, осуществляемые в соответствии с рекомендациями фонда, могут противоречить предвыборным обязательством правящей политической элиты и потребуют поиска широкого политического компромисса;

4) финансирование предоставляется поэтапно траншами в соответствии с выполнением официальными органами страны взятых обязательств, но может быть приостановлено в случае отказа от выполнения программы реформ или невыполнение количественных критериев, целевых ориентиров;

5) важное значение имеют постоянные коммуникации с фондом на всех этапах реализации программы: утверждение, анализа прогресса по выполнению целевых ориентиров, возврата займа и уплаты процентов, мониторинга результатов завершенной программы;

6) реализация программы или успешно завершены программы кредитования является важным сигналом для инвесторов относительно надежности заемщика.

Расширенное кредитования было введено МВФ в 1974 году. Финансовая помощь предоставляется для урегулирования платежного баланса в случае возникновения существенных нарушений платежеспособности через структурные недостатки экономики или замедление темпов экономического развития, роста отрицательного сальдо платежного баланса.

По сравнению с программой "стендбай" расширенное кредитование не рассматривается как предупредительный финансовый инструмент, оно предоставляется на более длительный срок для поддержания средне- и долгосрочных структурных реформ и с удлиненным сроком возврата займа. Срок расширенного кредитования составляет 3 года, который может быть продлен до 4 лет. На возврат займа предоставляется срок от 4.5 до 10 лет. Процентная ставка определяется аналогично программы "стэнд-бай". Также предусмотрена комиссия утвержденных и неизданные транша займа. Объем расширенного кредитования достигает 600% квоты, однако при чрезвычайных обстоятельствах он может быть увеличен.

Финансовая помощь фонда по гибкой кредитной линии предоставляется с целью предотвращения возникновения кризиса или смягчения ее последствий. Кредитование в рамках гибкой кредитной линии предоставляется исключительно тем странам, которые имеют стабильные макроэкономические условия, эффективную денежно-кредитную и финансовую политику и высокую способность ее реализовывать, положительную кредитную историю взаимодействия с фондом. МВФ установил соответствующие квалификационные критерии для стран-заемщиков.

Основные преимущества гибкой кредитной линии следующие:


  • гибкие условия получения кредита;
  • отсутствие дополнительных требований по выдаче средств, кроме критериев эффективности;
  • кредитования может быть восстановлено в случае выполнения критериев эффективности;
  • нет ограничений на доступ к ресурсам фонда, объем кредитования отвечает потребностям страны-заемщика.

Выдача средств в рамках гибкой кредитной линии может быть осуществлена ​​сразу после ее утверждения или отложена на время - для противодействия вызовам в будущем.

Доступ к превентивной кредитной линии имеют страны со стабильными макроэкономическими условиями, которым нужно компенсировать недостаточную ликвидность при временных угроз финансовой стабильности. Для доступа к ресурсам фонда страна-заемщик должно удовлетворять нормы и установленные критерии, подобные критериев гибкой кредитной линии. Дополнительно эксперты фонда оценивают внешнюю позицию и возможности доступа на внешние рынки, бюджетную политику, монетарную политику, устойчивость финансового сектора и эффективность надзора, макроэкономические показатели.

Процентная ставка является рыночной и определяется аналогично условиям программы "стэнд-бай". По остатку неиспользованной суммы займа установлена ​​комиссия. Превентивная кредитная линия открывается на срок от 6 месяцев до 2 лет на сумму от 250 до 500 процентов квоты страны - участницы МВФ. Срок возврата займа составляет 3-5 лет. Эффективность превентивной кредитной линии определяется по результатам сравнения условий на начало кредитования и каждые полгода мониторинга факторов нестабильности, которые устраняются.

Инструмент ускоренного финансирования был введен МВФ в 2011 году на замену двух финансовых программ экстренной помощи - Программы экстренной помощи для преодоления последствий природных катастроф (Emergency Natural Disaster Assistance, ENDA) и Программы экстренной помощи для преодоления последствий конфликтов (Emergency PostConflict Assistance, EPCA).

Ускоренное финансирование может быть предоставлено всем странам-членам в широком диапазоне случаев, чаще всего - для срочного регулирования платежного баланса, а также для минимизации ценовых шоков, последствий природных катастроф и политических конфликтов. Для получения ускоренного финансирования от заемщика не требуется разработка целевой программы кредитования, поскольку учитывается, что угроза временной и ограниченной во времени, а экономическая состоятельность страны реализовывать полноценную целевую программу кредитования может быть недостаточной.