Файл: Международный валютный фонд : цели, функции, особенности, история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для эффективной деятельности в мировой экономике МВФ должен набирать на работу, сохранять и отмечать высококвалифицированные и разнообразные международные кадры. В 2018 финансовом году МВФ продолжал разработку среднесрочной кадровой стратегии, заостряя внимание на подготовке и развитии лидерских качеств персонала.

По состоянию на 30 апреля 2018 года численность специалистов и управленческого персонала МВФ составляла 2 314 человек, а вспомогательного персонала — 430 человек. Список старших сотрудников Фонда приведен в примечания и сопутствующих материалах, a схема организационной структуры – в начале раздела 3. Численность принятого на работу нового персонала (172 человек) в 2017 году была значительно ниже уровня 2016 года (218 человек).

В 2017 году было принято на работу восемь сотрудников управленческого звена, 134 специалиста и 30 сотрудников в качестве вспомогательного персонала. МВФ требуются экономисты с опытом передовых методов анализа и разработки политики, и в 2017 году было принято на работу 24 выпускника ведущих университетов в рамках программы подготовки экономистов, а также 64 опытных экономиста, находящихся в середине карьерного пути. Кроме того, в 2017 году было нанято 535 работников на договорной основе. В 2017 году было принято шесть должностных лиц из Германии, Индонезии, Кореи, Швеции и Японии в рамках программы найма специалистов, финансируемых из внешних источников (СФВ).

СФВ — это назначение на договорной основе на двухлетний срок, полностью финансируемое органами государственного управления государств-членов через многосторонний трастовый фонд. Возможность участия в СФВ предоставляется всем государствам-членам, которые готовы предоставить финансирование либо для должностных лиц своих стран, либо для должностных лиц других стран. В настоящее время в СФВ участвуют сотрудники из шести стран общим числом 10 человек, и интерес к участию в программе выражает также Китай.

Кадровое разнообразие и интеграция МВФ стремится обеспечивать разнообразие персонала по географическим регионам, полу и образованию. На 31 января 2018 года в составе персонала были представлены 146 из 189 государств-членов МВФ. Граждане стран недостаточно представленных регионов (стран Африки к югу от Сахары, Восточной Азии и Ближнего Востока, и Северной Африки) составляли 33 процента всего внешнего найма специалистов в 2018 году.

В 2017 году МВФ достиг уровня ASSESS сертификации EDGE («Экономические дивиденды гендерного равенства») в знак признания его приверженности прогрессу в области мониторинга, сопоставления и достижения гендерного равенства на рабочих местах. «Разнообразие нашего персонала является неотъемлемым элементом того, кто мы есть, а повышение интеграции является неотъемлемой частью того, что мы делаем. Мы гордимся достигнутым нами прогрессом и полны решимости делать больше. Мы будем продолжать поднимать планку наших результатов, подотчетности и прозрачности в этих важных областях», — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.


1.3. Особенности вступления в МВФ

МВФ осуществляет надзор тремя способами.

Первый способ «Надзор за страной». Этот надзор имеет форму регулярных (обычно ежегодных) всесторонних консультаций с каждой страной по вопросам экономической политики. При необходимости проводится обсуждение. На практике это происходит таким образом. Группа экспертов МВФ выезжает в страну для сбора экономической и финансовой информации и обсуждения с правительством и центральным банком экономической политики страны в контексте последних изменений.

Сотрудники Фонда изучают макроэкономическую политику страны (налоговую, денежную и политику валютного курса), оценивают стабильность финансовой системы, изучают проблемы промышленной, трудовой, управленческой, экологической и т.д. стратегий, которые могут влиять на макроэкономическую политику и результаты ее проведения. Далее специалисты представляют результаты своих исследований, утвержденные руководством, Исполнительному Совету, который обсуждает результаты анализа. Позиция Совета, резюмированная его руководителем, доводится до правительства страны, а позиция мирового сообщества и мировой опыт доводятся до страны.

Следующий способ «Глобальный надзор». Это надзор Фонда за тенденциями развития мировой экономики. Основные выводы основываются на отчете World Economic Outlook (Перспективы мировой экономики), который готовится персоналом МВФ дважды в год. Помимо этого отчета персонал Фонда готовит регулярные обзоры по отдельным аспектам развития мировой валютной системы, рынков капитала, валютного рынка и т.д. Последний способ «Региональный надзор». Это изучение политики, проводимой региональными объединениями. Он включает в себя, например, обсуждение стратегии развития в Евросоюзе, в Западно-Африканском экономическом и валютном союзе, в Восточно-Карибском валютном союзе, в APEC и т.д.

Фонд так же выдает кредиты, но только при возникновении у страны проблем с платежным балансом. Кредиты МВФ облегчают корректировки, которые страна вынуждена производить для приведения своих расходов в соответствие с доходом для урегулирования платежного баланса.

Однако кредиты Фонда направляются также на поддержку структурных реформ, в перспективе дающих возможность решить проблемы платежного баланса.

Любая страна - член МВФ может обратиться в Фонд за кредитом на урегулирование платежного баланса, если ей необходимы официальные (государственные) заимствования для проведения внешних платежей и сохранения валютных резервов на уровне, ниже которого возникает необходимость принять меры, наносящие серьезный ущерб национальной или мировой экономике. Такими мерами могут быть торговые и платежные ограничения, резкое сокращение спроса во внутренней экономике или резкое падение курса национальной валюты. Без кредитов фонда страна вынуждена проводить регулирование более грубо или принимать опасные для национальной (или мировой) экономики меры.


Обычно страна обращается за помощью в Фонд, находясь в кризисе или в предкризисном состоянии, когда ее валюта подвергается атакам валютного рынка и ее международные валютные резервы резко сокращаются, экономическая активность находится в стагнации или падает, а банкротства нарастают.

МВФ направляет властям страны рекомендации по экономической политике, которые (как полагают) более четко определят круг проблем.

Чтобы МВФ предоставил кредит, он должен согласиться с программой правительства, нацеленной на достижение определенных количественных показателей, через которые можно восстановить внешние позиции страны, валютную и финансовую стабильность и экономический рост. Детали программы излагаются в «письме о намерениях», которое направляется директору-распорядителю МВФ.

Поддержанная МВФ программа разрабатывается совместно со специалистами Фонда и учитывает специфические проблемы и обстоятельства конкретного государства.

Экономические программы МВФ главным образом направлены на устранение макроэкономических и структурно-институциональных диспропорций в экономике стран с переходной экономикой. Предоставление внешней кредитно-финансовой помощи со стороны МВФ для проведения программ стабилизации и структурной трансформации в странах, которые нуждались в осуществлении таких радикальных мероприятий, направлялись на:

  • сокращение бюджетного дефицита, уменьшение государственных субсидий в национальную экономику для ограничения бюджетных расходов;
  • масштабную приватизацию неэффективных сегментов народного хозяйства, внешнеэкономической переориентации производства;
  • поощрение развития финансового сектора, фондового рынка, кредитно-банковских учреждений;
  • либерализацию режима привлечения иностранных портфельных инвестиций, переводов финансовых активов, репатриации прибыли иностранных инвесторов.

Однако для МВФ важным в экономических программах было не столько достижения формальных параметров макроэкономической политики, сколько стабильность и надежность результатов реформ, в частности среднесрочных. Когда же страна медлит с реформами, надеясь средствами МВФ покрыть дефицит бюджета, Фонд прекращает дальнейшее кредитование "стратегически ненадежной государства-партнера".

Например, подобные меры были приняты в Азербайджане, где ряд государственных служащих превышали количество всех занятых в народном хозяйстве, а ресурсы Фонда национальной правительство рассматривало как своеобразное источник бюджетного финансирования.


Однако следует помнить, что проведение жесткой монетаристской (антиинфляционной) политики, выдвигаемое как обязательное условие МВФ, способно привести не только к сдерживанию мощных факторов инфляции издержек, но и к острому недостатку платежных средств в стране, в результате чего вместо повышения цен возникает частично или полностью соответствующее кризисное сокращение национального производства и наступает кризис неплатежей. Поэтому наряду с монетаристскими инструментами нужно, постепенно восстанавливая управляемость экономики, переходить к использованию немонетаристских инструментов, которые бы позволили бы сдерживать инфляцию, не снижая национального производства, а способствуя его стабилизации как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе.

Страну, которая получает финансовые ресурсы от МВФ, нельзя считать развитой и полностью независимым в политико-экономическом плане.

Например, к условиям оказания помощи МВФ принадлежит раскрытие всех финансово-экономических показателей (в т. ч. оборонного характера) и согласование главных направлений использования кредитно-финансовых ресурсов услуг. Кроме того, "кредиторы навязывают условия, при которых должник находится в состоянии перманентного банкротства, поскольку именно выполнения условий различных программ "стабилизации", "развития", "реконструкции", "рыночных преобразований" исключает возможность преобразования экономики слаборазвитых стран на конкурентоспособную".

В целом, кредитование со стороны МВФ имеет высокую "точечную" эффективность, активизируя при благоприятных обстоятельствах "точки роста" национальной экономики и вызывая существенный мультипликационный эффект, с одной стороны, а с другой - формирует стабилизационную и адаптационную экономическую политику. В свою очередь, макроэкономическая стабильность является необходимым условием для успешного осуществления любых структурно-институциональных преобразований и создания впоследствии оптимальных условий для достижения надлежащего уровня внутреннего совокупного спроса и инвестиционной активности. Поэтому можно сказать, что политика МВФ обеспечивает для стран с переходной к рынку экономикой уникальное сочетание финансовых ресурсов и политических рекомендаций. Большинство стран с переходной экономикой участвовали в программах МВФ во время переходного периода, однако уровень реализации экономических реформ между ними значительно отличался.

Таким образом, МВФ для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью надзора.


МВФ дает рекомендации 189 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив, финансовых рынков и изменений в сфере государственных финансов. А финансирование МВФ дает членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают, в тесном сотрудничестве с МВФ, программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

2.1. Особенности финансовой деятельности МВФ

В соответствие со статьями Соглашения Международного валютного фонда фонд распоряжается общими ресурсами для оказания помощи странам-членам в решении проблем платежного баланса. В то же время МВФ требует от стран-членов соблюдать обязательства по исправлению диспропорций в национальных платежных балансах и избегать действий, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

С момента создания МВФ, 80% стран-членов получили финансирование. Объемы, субъекты и цели кредитования постоянно менялись. В первые десятилетия своей деятельности фонд направлял финансирование на решение краткосрочных проблем торгового баланса преимущественно индустриально развитых стран. Колебания цен на нефть в 1970-е годы и долговые кризисы 1980-х годов обострили необходимость кредитования стран с развивающимися рынками.

Потребности во внешнем финансировании таких стран расширились вследствие кризисных событий 1990-х годов в Центральной и Восточной Европе. На начала XXI века кризиса в Латинской Америке и Турции снова привели к росту спроса на кредиты МВФ. Для ликвидации последствий глобального финансового кризиса 2008 года МВФ предоставил финансовую помощь пятидесяти пострадавшим странам на общую сумму более 325 млрд. долларов США.

Постепенно фонд переориентируется на решение специфических проблем платежного баланса группы стран с низкими доходами, которые связаны с изменением условий торговли, естественными катастрофами, конфликтами, экономическими реформами, мерами по преодоление бедности и стимулированием экономического развития, реструктуризацией суверенной задолженности, банковскими и валютными кризисами и тому подобное.