Файл: Международный валютный фонд : цели, функции, особенности, история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным является то, что наша страна получила возможность быть одним из ключевых основателей этих новых организаций, которые охватывают как страны центральной Азии (ШОС), с одной стороны, так и обширное геополитическое и экономическое пространство в мире – с другой (БРИКС).

Процесс политической, финансовой и экономической модернизации в мире не стоит на месте и поэтому процесс укрепления и возрастания роли стран БРИКС и ШОС продолжается. Это выражается в недавнем запуске Нового банка развития, который прозвали «БРИКС банк» – он сочетает в себе черты Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Более того, Китай, наш партнер в политическом и экономическом плане, предложил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который мог бы конкурировать с Азиатским банком развития (АБР).

Эти инициативы представляют собой первый серьезный институциональный вызов мировому, «гегемонскому», глобальному экономическому порядку, установленному в Бреттон-Вудсе 70 лет назад.

Для России участие в таких новых проектах мирового масштаба как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), вместе со своими стратегическими партнерами, создаст дополнительные возможности для развития и процветания российской экономики, при этом не создавая конкуренцию другим подобным проектам – банкам развития ШОС, БРИКС.

Между тем, основание новых «восточных» организаций и банков, в противовес «западным», может сказаться отрицательно для таких организаций как МВФ и их покровителей в будущем, создается общее евразийское пространство для стран БРИКС и ШОС для отстаивания своих интересов в финансовой, политической и экономической сферах. На данный момент Россия еще является страной-участницей МВФ, по условиям договора с которым ЦБ РФ находится в состоянии, независимом от государства, что, в свою очередь, делает наше государство не полностью суверенным. Поэтому Россия и многие другие страны хотят для себя найти новую финансовую платформу, которая будет отвечать их интересам и интересам стран-партнеров. Тем более в таких условиях Россия может свою национальную валюту вывести на уровень резервных валют. Ведь если обратиться в совсем недалекую историю зарождения МВФ, то США предложили сделать доллар мировой резервной валютой, которая была обеспечена золотом, а все остальные валюты – американским долларом.

На данный момент Россия еще является страной-участницей МВФ, по условиям договора с которым ЦБ РФ находится в состоянии, независимом от государства, что, в свою очередь, делает наше государство не полностью суверенным. Поэтому Россия и многие другие страны хотят для себя найти новую финансовую платформу, которая будет отвечать их интересам и интересам стран-партнеров. Тем более в таких условиях Россия может свою национальную валюту вывести на уровень резервных валют. Ведь если обратиться в совсем недалекую историю зарождения МВФ, то США предложили сделать доллар мировой резервной валютой, которая была обеспечена золотом, а все остальные валюты – американским долларом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во взаимоотношениях России с МВФ были выделены три этапа:

  1. 90-е годы (до Мирового кризиса),
  2. отношения во время правления В.В. Путина,
  3. современная политическая и экономическая ситуация.

Долгие годы застоя и упадка в 90-х не прошли для России бесследно и привели к существенному обострению геополитических рисков. Россия, как выяснили, прошла нелегкий путь во взаимоотношениях с МВФ. Однако, важно сказать, что в настоящее время Россия активно участвует в различных международных сообществах и организациях, в частности, МВФ. По итогам данной курсовой работы была определена поставленная тема курсовой работы – роль взаимоотношения между РФ и МВФ.

Роль МВФ состоит в том, что благодаря его деятельности Российская Федерация улучшила отношения со странами Запада с целью проведения демократических реформ. Но пока данную роль МВФ не начал выполнять.

Современное сотрудничество России со странами БРИКС и ШОС, которые создали свои собственные Банки развития и финансовые институты, дает глобальный противовес альтернативным международным организациям, в данном случае МВФ. Конечно, этот процесс не быстрый и не легкий, но «под лежащий камень вода не потечет», к тому же 2014 год показал, что и кто на самом деле для России является элементом вражды или дружбы.

Считаем, что если не вникать во все финансовые и геополитические игры на карте мира и дать оценку таким организациям как ШОС и БРИКС, Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в формате собственной финансовой и политической деятельности, то они еще сыграют для России большую положительную роль, оставив позади МВФ, снизив роль доллара и евро, а, соответственно, и рисков для собственной экономики и национальной валюты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альхимович Д.Л. Мировой раскол внешнего кредитования, или МВФ теряет монополию с появлением новых альтернативных проектов с участием России//Альхимович Д.Л., Семенова Е.В./Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 3. С. 22-27
  2. Баярмаа А. Перестройка МВФ и ее значение для стабилизации мирового финансового порядка//Устойчивое развитие российской экономики Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Под ред. М.В. Кудиной, А.С. Воронова. 2018. С. 31-38
  3. Березникова В.В. Россия и МВФ: проблемы и перспективы взаимоотношений//Роль и значение современной науки и техники для развития общества сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 31-33
  4. Бикалова Н.А. характер экономических отношений России с МВФ//Бикалова Н.А., Гагишвили Э.Г., Григорьянц Т.А./ Бюллетень науки и практики. 2017. № 7 (20). С. 120-130
  5. Гладышева Д.А. Влияние МВФ на деятельность центрального банка России//Финансовые аспекты развития реального и государственного секторов экономики Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.В. Леонтьева. 2017. С. 62-68
  6. Грязнова М.В. Проблемы сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений между Россией и МВФ//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 9-2. С. 102-105
  7. Зеленова А.В. Проблемы взаимоотношений России и МВФ//Зеленова А.В., Левина А.А./Университетская наука - региону Материалы VI ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2018. С. 29-31
  8. Курзанцева Е.Е. Отношения России с ведущими международными экономическими организациями (на примере МВФ и ВТО)//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 28. С. 10-13
  9. Лашина А.С. Основные механизмы кредитования МВФ//Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1104-1107
  10. Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ//Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1098-1101
  11. Лусинян Г.О. Позитивные и негативные аспекты деятельности МВФ//Лусинян Г.О., Минина Т.И./Актуальные проблемы современной науки. 2017. № 1 (92). С. 37-39
  12. Петрова Г.В. Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 3 (8). С. 70-84
  13. Сейтмеметов И.С. Роль международных финансовых организаций в экономике на примере МВФ//Сейтмеметов И.С., Ширинова Е.С.К./Научные исследования: теория, методика и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 394-395

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Финансовые программы для поддержки стран - членов МВФ

п/п

Название

Полное и

сокращенное название

англ. языке

Условия

кредитования

Требования программы

Срок предоставления

кредитования,

месяцев

Процентная

ставка

объем

кредитования,

в процентах

от квоты

Срок возврата займа, лет

1

Программа "стэнд-бай"

Stand-By

Arrangements (SBA)

Общие

Достижения программных целей

12-24

Рыночная

100-600

3.25-5

2

расширенное кредитования

Extended Fund
Facility (EFF)

Общие

Достижения программных целей

36

Рыночная

600

4.5-10

3

Превентивная кредитная линия для поддержания ликвидности

Precautionary and
Liquidity Line (PLL)

Общие

Выполнение критериев эффективности

6-24

Рыночная

250-500

3-5

4

Гибкая кредитная линия

Flexible Credit Line
(FCL)

Общие

Выполнение критериев эффективности

12-24

Рыночная

500-1000

3.25-5

5

Инструмент ускоренного финансирования для оказания экстренной помощи

Rapid Financing
Instrument (RFI)

Общие

Устранение негативных факторов

39-60

Рыночная

100

3.25-5

6

Инструмент "стэнд-бай"

Standby Credit
Facility (SCF)

Льготные

Достижения программных целей

12-24

0.25%

120-300

4-8

7

Инструмент расширенного кредитования

Extended Credit
Facility (ECF)

Льготные

Достижения программных целей

36-60

0%

120-300

5.5-10

8

Инструмент ускоренного кредитования

Rapid Credit Facility
(RCF)

Льготные

Устранение негативных факторов

Одноразовая

выплата

0%

75-100

5.5-10

Приложение 2

Финансовая структура МВФ

Приложение 3

Таблица 1

Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)

Период

Вид кредита

Условия

Подтвержденная сумма

Израсходованная

сумма

Август
1992 г.

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета
до 5% ВВП; снижение инфляции
до менее 10% в месяц; сокраще-
ние лимитов централизованных
кредитов ЦБ правительству

1,04 млрд долл.
(719 млн СДР)

1,04 млрд
долл. (719
млн СДР)

Июнь
1993 г.

Механизм финансирования системных
преобразований

Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7-9% в месяц

1,5 млрд долл.
(1078 млн СДР)

1,5 млрд долл.
(1078 млн
СДР)

Апрель
1994 г.

1,5 млрд долл.
(1078 млн СДР)

1,5 млрд долл.
(1078 млн
СДР)

Апрель
1995 г.

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограничений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью)

6,8 млрд долл.
(4 313,1 млн
СДР)

6,8 млрд долл.
(4 313,1 млн
СДР)

Март
1996 г.

Программа расширенного финансирования

Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ

10,1 млрд долл.
(6 901 млн
СДР)

7,5 млрд долл.
(5 105 млн
СДР)

Добавление к кредиту
в рамках механизма
расширенного кредитования
1996 г.

Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8%

3 млрд долл.

(2 313 млн СДР)

-

Июль
1998 г.

Механизм финансирования дополнительных
резервов

ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение
налоговой реформы, реализация структурных реформ

5,3 млрд долл.

(3 992 млн
СДР)

900 млн долл.
(675 млн СДР)

Механизм компенсационного финансирования

2,9 млрд долл.
(2 157 млн СДР)

2,9 млрд долл.
(2 157 млн
СДР)

Июль
1999 г.

Стэнд-бай

Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП, снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ

4,5 млрд долл.
(3 300 млн
СДР)

640 млн долл.
(471,4 млн
СДР)


Таблица 2

Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн СДР и млрд долл. США на конец периода)

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

СДР

719,0

1797,3

2875,6

6496,8

8698,2

9805,9

13732

11102,3

8912,8

5914,8

4767,3

3411,2

2293,8

Долл.

1.0

2,5

4,2

9.6

12,5

13,2

19,3

15,2

11.6

7.4

6,5

5,1

3,5

Таблица 3

Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.

Фискальный год

Число человеко-лет

% от общей технической
помощи МВФ

1992

3,2

2,4

1993

7,2

4,8

1994

9,6

6,7

1995

12,1

7,2

1996

8,8

4,2

1997

6,1

3,3

1998

4,0

2,7

1999

4,6

2,3

2000

3,9

2,0

2001

3,6

1,9

Всего

63,1

3,7

Таблица 4

Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой

МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.

Период

Сфера

Число человеко-лет

Февраль 1993 г. —
июнь 1997 г.

Налоговое администрирование

4,4

Январь 1994 г. —
декабрь 1995 г.

Бюджет

2,0

Март 1994 г. —
сентябрь 1995 г.

Налоговое администрирование

1,6

Июль 1994 г. —
декабрь 1995 г.

Бюджет

1.5

Сентябрь 1997 г. —
август 1999 г.

Налоговое администрирование

2,0

Февраль 1999 г. —
август 2001 г.

Бюджет

2,6