Файл: Международный валютный фонд : цели, функции, особенности, история.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Организационная структура МВФ
1.3. Особенности вступления в МВФ
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1. Особенности финансовой деятельности МВФ
2.2. Анализ финансовой структуры МВФ
2.3. Анализ проблем в деятельности МВФ
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВФ И РФ
Главным является то, что наша страна получила возможность быть одним из ключевых основателей этих новых организаций, которые охватывают как страны центральной Азии (ШОС), с одной стороны, так и обширное геополитическое и экономическое пространство в мире – с другой (БРИКС).
Процесс политической, финансовой и экономической модернизации в мире не стоит на месте и поэтому процесс укрепления и возрастания роли стран БРИКС и ШОС продолжается. Это выражается в недавнем запуске Нового банка развития, который прозвали «БРИКС банк» – он сочетает в себе черты Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). Более того, Китай, наш партнер в политическом и экономическом плане, предложил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который мог бы конкурировать с Азиатским банком развития (АБР).
Эти инициативы представляют собой первый серьезный институциональный вызов мировому, «гегемонскому», глобальному экономическому порядку, установленному в Бреттон-Вудсе 70 лет назад.
Для России участие в таких новых проектах мирового масштаба как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), вместе со своими стратегическими партнерами, создаст дополнительные возможности для развития и процветания российской экономики, при этом не создавая конкуренцию другим подобным проектам – банкам развития ШОС, БРИКС.
Между тем, основание новых «восточных» организаций и банков, в противовес «западным», может сказаться отрицательно для таких организаций как МВФ и их покровителей в будущем, создается общее евразийское пространство для стран БРИКС и ШОС для отстаивания своих интересов в финансовой, политической и экономической сферах. На данный момент Россия еще является страной-участницей МВФ, по условиям договора с которым ЦБ РФ находится в состоянии, независимом от государства, что, в свою очередь, делает наше государство не полностью суверенным. Поэтому Россия и многие другие страны хотят для себя найти новую финансовую платформу, которая будет отвечать их интересам и интересам стран-партнеров. Тем более в таких условиях Россия может свою национальную валюту вывести на уровень резервных валют. Ведь если обратиться в совсем недалекую историю зарождения МВФ, то США предложили сделать доллар мировой резервной валютой, которая была обеспечена золотом, а все остальные валюты – американским долларом.
На данный момент Россия еще является страной-участницей МВФ, по условиям договора с которым ЦБ РФ находится в состоянии, независимом от государства, что, в свою очередь, делает наше государство не полностью суверенным. Поэтому Россия и многие другие страны хотят для себя найти новую финансовую платформу, которая будет отвечать их интересам и интересам стран-партнеров. Тем более в таких условиях Россия может свою национальную валюту вывести на уровень резервных валют. Ведь если обратиться в совсем недалекую историю зарождения МВФ, то США предложили сделать доллар мировой резервной валютой, которая была обеспечена золотом, а все остальные валюты – американским долларом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во взаимоотношениях России с МВФ были выделены три этапа:
- 90-е годы (до Мирового кризиса),
- отношения во время правления В.В. Путина,
- современная политическая и экономическая ситуация.
Долгие годы застоя и упадка в 90-х не прошли для России бесследно и привели к существенному обострению геополитических рисков. Россия, как выяснили, прошла нелегкий путь во взаимоотношениях с МВФ. Однако, важно сказать, что в настоящее время Россия активно участвует в различных международных сообществах и организациях, в частности, МВФ. По итогам данной курсовой работы была определена поставленная тема курсовой работы – роль взаимоотношения между РФ и МВФ.
Роль МВФ состоит в том, что благодаря его деятельности Российская Федерация улучшила отношения со странами Запада с целью проведения демократических реформ. Но пока данную роль МВФ не начал выполнять.
Современное сотрудничество России со странами БРИКС и ШОС, которые создали свои собственные Банки развития и финансовые институты, дает глобальный противовес альтернативным международным организациям, в данном случае МВФ. Конечно, этот процесс не быстрый и не легкий, но «под лежащий камень вода не потечет», к тому же 2014 год показал, что и кто на самом деле для России является элементом вражды или дружбы.
Считаем, что если не вникать во все финансовые и геополитические игры на карте мира и дать оценку таким организациям как ШОС и БРИКС, Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в формате собственной финансовой и политической деятельности, то они еще сыграют для России большую положительную роль, оставив позади МВФ, снизив роль доллара и евро, а, соответственно, и рисков для собственной экономики и национальной валюты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Альхимович Д.Л. Мировой раскол внешнего кредитования, или МВФ теряет монополию с появлением новых альтернативных проектов с участием России//Альхимович Д.Л., Семенова Е.В./Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 3. С. 22-27
- Баярмаа А. Перестройка МВФ и ее значение для стабилизации мирового финансового порядка//Устойчивое развитие российской экономики Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Под ред. М.В. Кудиной, А.С. Воронова. 2018. С. 31-38
- Березникова В.В. Россия и МВФ: проблемы и перспективы взаимоотношений//Роль и значение современной науки и техники для развития общества сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 31-33
- Бикалова Н.А. характер экономических отношений России с МВФ//Бикалова Н.А., Гагишвили Э.Г., Григорьянц Т.А./ Бюллетень науки и практики. 2017. № 7 (20). С. 120-130
- Гладышева Д.А. Влияние МВФ на деятельность центрального банка России//Финансовые аспекты развития реального и государственного секторов экономики Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.В. Леонтьева. 2017. С. 62-68
- Грязнова М.В. Проблемы сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений между Россией и МВФ//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 9-2. С. 102-105
- Зеленова А.В. Проблемы взаимоотношений России и МВФ//Зеленова А.В., Левина А.А./Университетская наука - региону Материалы VI ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2018. С. 29-31
- Курзанцева Е.Е. Отношения России с ведущими международными экономическими организациями (на примере МВФ и ВТО)//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 28. С. 10-13
- Лашина А.С. Основные механизмы кредитования МВФ//Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1104-1107
- Лашина А.С. Роль международных финансовых организаций на примере МВФ//Экономика и социум. 2017. № 1-1 (32). С. 1098-1101
- Лусинян Г.О. Позитивные и негативные аспекты деятельности МВФ//Лусинян Г.О., Минина Т.И./Актуальные проблемы современной науки. 2017. № 1 (92). С. 37-39
- Петрова Г.В. Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 3 (8). С. 70-84
- Сейтмеметов И.С. Роль международных финансовых организаций в экономике на примере МВФ//Сейтмеметов И.С., Ширинова Е.С.К./Научные исследования: теория, методика и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 394-395
Приложение 1
Финансовые программы для поддержки стран - членов МВФ
№ п/п |
Название |
Полное и сокращенное название англ. языке |
Условия кредитования |
Требования программы |
Срок предоставления кредитования, месяцев |
Процентная ставка |
объем кредитования, в процентах от квоты |
Срок возврата займа, лет |
1 |
Программа "стэнд-бай" |
Stand-By Arrangements (SBA) |
Общие |
Достижения программных целей |
12-24 |
Рыночная |
100-600 |
3.25-5 |
2 |
расширенное кредитования |
Extended Fund |
Общие |
Достижения программных целей |
36 |
Рыночная |
600 |
4.5-10 |
3 |
Превентивная кредитная линия для поддержания ликвидности |
Precautionary and |
Общие |
Выполнение критериев эффективности |
6-24 |
Рыночная |
250-500 |
3-5 |
4 |
Гибкая кредитная линия |
Flexible Credit Line |
Общие |
Выполнение критериев эффективности |
12-24 |
Рыночная |
500-1000 |
3.25-5 |
5 |
Инструмент ускоренного финансирования для оказания экстренной помощи |
Rapid Financing |
Общие |
Устранение негативных факторов |
39-60 |
Рыночная |
100 |
3.25-5 |
6 |
Инструмент "стэнд-бай" |
Standby Credit |
Льготные |
Достижения программных целей |
12-24 |
0.25% |
120-300 |
4-8 |
7 |
Инструмент расширенного кредитования |
Extended Credit |
Льготные |
Достижения программных целей |
36-60 |
0% |
120-300 |
5.5-10 |
8 |
Инструмент ускоренного кредитования |
Rapid Credit Facility |
Льготные |
Устранение негативных факторов |
Одноразовая выплата |
0% |
75-100 |
5.5-10 |
Приложение 2
Финансовая структура МВФ
Приложение 3
Таблица 1
Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)
Период |
Вид кредита |
Условия |
Подтвержденная сумма |
Израсходованная сумма |
|||
Август |
Стэнд-бай |
Сокращение дефицита бюджета |
1,04 млрд долл. |
1,04 млрд |
|||
Июнь |
Механизм финансирования системных |
Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7-9% в месяц |
1,5 млрд долл. |
1,5 млрд долл. |
|||
Апрель |
1,5 млрд долл. |
1,5 млрд долл. |
|||||
Апрель |
Стэнд-бай |
Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограничений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью) |
6,8 млрд долл. |
6,8 млрд долл. |
|||
Март |
Программа расширенного финансирования |
Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ |
10,1 млрд долл. |
7,5 млрд долл. |
|||
Добавление к кредиту |
Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8% |
3 млрд долл. (2 313 млн СДР) |
- |
||||
Июль |
Механизм финансирования дополнительных |
ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение |
5,3 млрд долл. (3 992 млн |
900 млн долл. |
|||
Механизм компенсационного финансирования |
2,9 млрд долл. |
2,9 млрд долл. |
|||||
Июль |
Стэнд-бай |
Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП, снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ |
4,5 млрд долл. |
640 млн долл. |
Таблица 2
Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн СДР и млрд долл. США на конец периода)
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
СДР |
719,0 |
1797,3 |
2875,6 |
6496,8 |
8698,2 |
9805,9 |
13732 |
11102,3 |
8912,8 |
5914,8 |
4767,3 |
3411,2 |
2293,8 |
Долл. |
1.0 |
2,5 |
4,2 |
9.6 |
12,5 |
13,2 |
19,3 |
15,2 |
11.6 |
7.4 |
6,5 |
5,1 |
3,5 |
Таблица 3
Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.
Фискальный год |
Число человеко-лет |
% от общей технической |
1992 |
3,2 |
2,4 |
1993 |
7,2 |
4,8 |
1994 |
9,6 |
6,7 |
1995 |
12,1 |
7,2 |
1996 |
8,8 |
4,2 |
1997 |
6,1 |
3,3 |
1998 |
4,0 |
2,7 |
1999 |
4,6 |
2,3 |
2000 |
3,9 |
2,0 |
2001 |
3,6 |
1,9 |
Всего |
63,1 |
3,7 |
Таблица 4
Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой
МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.
Период |
Сфера |
Число человеко-лет |
Февраль 1993 г. — |
Налоговое администрирование |
4,4 |
Январь 1994 г. — |
Бюджет |
2,0 |
Март 1994 г. — |
Налоговое администрирование |
1,6 |
Июль 1994 г. — |
Бюджет |
1.5 |
Сентябрь 1997 г. — |
Налоговое администрирование |
2,0 |
Февраль 1999 г. — |
Бюджет |
2,6 |