Файл: Международный валютный фонд : цели, функции, особенности, история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем ускоренного финансирования ограничивается годовым лимитом в размере 50% квоты и общим лимитом в размере 100% квоты в течение всего срока кредитования. Финансирование предоставляется на срок от 3 лет и 3 месяцев до 5 лет, то есть подобно в таких финансовых инструментов, как гибкая кредитная линия, превентивная кредитная линия для поддержания ликвидности и инструмент "стэнд-бай".

Ускоренное финансирование может предоставляться повторно, если возникают новые внешние риски платежного баланса и макроэкономическая динамика страны является положительной.

Таким образом, МВФ разработал гибкую систему финансовых инструментов для предоставления странам-членам финансовой помощи в соответствии с их потребностями. Каждый из этих финансовых инструментов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому их необходимо рассматривать в контексте определенных для достижения приоритетных целей.

2.3. Анализ проблем в деятельности МВФ

Проблемы функционирования МВФ определяют направления его реформирования. Среди проблем функционирования мировой финансовой архитектуры наиболее значимыми являются следующие: проблема адекватности ресурсов Фонда его уставным задачам, проблема адекватности механизма принятия решений структуре участников фонда, проблема инструментального обеспечения задач фонда, проблема фрагментарности ответственность за ограниченности его полномочий.

Кризисное состояние мировой экономики усугубил проблему международной ликвидности - сферу регулирующей деятельности МВФ.

Вследствие системных банковских кризисов ряд стран-членов МВФ оказалась перед угрозой дефолта, что актуализировало проблему достаточности финансовых возможностей этой организации для выполнения своих уставных задач, как кредитора последней инстанции.

Механизмы принятия решений в МВФ является асимметричным, и в результате стремительного перегруппировки экономической мощи в мировой экономике в начале XXI века. асимметрия усилилась.

Даже в условиях глобального кризиса, когда мощная американская экономика сократится по прогнозам МВФ на 2,8%, экономика Китая продемонстрирует рост на 6%, ВВП Индии увеличится на 4,5%. По оценкам экспертов Goldman Sachs, суммарный объем ВВП стран БРИК до 2027 г.. Превзойдет ВВП семерки индустриальных государств, составляет 30200000000000 долл. США. В то же время квота Китая в МВФ составляет 3%, что примерно соответствует размерам квоты группы стран во главе со Швейцарией.


Структура управления МВФ должна отражать экономические реалии, поэтому корректировки квот и усиления влияния новых стран улучшит его реакцию на реальные экономические проблемы.

Модернизации требует система финансовых инструментов МВФ. Для обеспечения большей гибкости и рациональности МВФ вводит новый тип кредита - Flexible Credit Line, который страны, соответствующие базовым критериям Фонда, смогут использовать практически немедленно, без дополнительных условий, в больших объемах и на длительный период времени. Для стран, которые не соответствуют критериям использования Flexible Credit Line, предполагается расширенная программа Stand-By. Вводится также новая квота для использования кредитов МВФ в размере 200-600%, что вдвое выше предыдущего уровня. В первой половине 2009 г.. Воспользовались возможностью такого финансирования Польша и Колумбия, которым было предоставлено финансирование в размере 20 млрд долл.

Противоречие между необходимостью глобального регулирования и институтом национального суверенитета, которое создает проблемы для наднационального регулирования международных финансов, уже давно является предметом профессионального обсуждения. Осознание значимости этого противоречия нашло отражение и в рекомендациях по модернизации системы управления МВФ, основанной на принципах корпоративного управления. В рекомендациях Комитета по реформе управления МВФ отмечается, что в настоящее время Фонд не может эффективно выполнять свои регулирующие функции из-за отсутствия прямого мандата для наблюдения за движением капитала, макроэкономической ситуацией, движением валюты. Эксперты комитета отмечают необходимость перераспределения полномочия и функции основных структурных подразделений: Совета управляющих, Исполнительного совета, Совета министров и управляющих. Совет управляющих должна иметь такое количество членов, чтобы быть одновременно эффективной для принятия стратегических решений и достаточно репрезентативной. Все остальные задачи управления предлагается делегировать в Исполнительный Правления и Управления, с большим кругом обязанностей, чтобы способствовать увеличению эффективности принятия решения в Фонде. В то же время отмечается, что реализация целей учреждения, которая должна обеспечить глобальную финансовую стабильность, требует комплексного подхода. Необходимыми мерами в этом контексте также: изменения по перераспределению квот и голосов членов, дополнения к финансовым ресурсам Фонда, рост его роли в макроэкономической координации, решении проблем макроэкономической и внешнеэкономической равновесия [3]. Однако необходимо учесть, что экстенсивный подход к реформированию глобальной институты (наращивание ресурсов, расширение полномочий) содержит ряд рисков для достижения желаемой эффективности. Ограничение влияния отдельных членов МВФ на принятие решений в системе управления МВФ не сможет преодолеть объективной ориентированности большинства стран-членов этой организации на экономику стран ядра. Неэффективное использование ресурсов МВФ может усилить дисбалансы в международных финансах, что связано с механизмом принятия решений по распределению ресурсов МВФ.


Расширение контрольных полномочий МВФ не должно игнорировать наличие существенного противоречия в его деятельности - противоречия между антикризисной деятельностью и деятельностью по предупреждению кризисов: координация внутренней политики стран-членов не может защитить их от передачи кризисной инфекции при неотвратимости и углубления процессов финансовой глобализации.

Реформирование системы представительства не должна породить новые диспропорции и усиление безответственности, особенно в условиях институциональной незрелости в тех странах, которые стремятся усилить свое влияние в МВФ. Именно развивающиеся страны, характеризуются значительными институциональными рисками. Представители этих стран отмечают, что приоритетом институты должны быть поддержка развивающихся стран. Ход международных финансовых кризисов свидетельствует, что именно внешние потоки капиталов, преимущественно частных, приводят к формированию угрожающих диспропорций в этих экономиках. Рост объемов официальных капиталопотоков не приведет к преодолению существенных проблем их использования: несостоятельности экономик развивающихся использовать предоставленные средства с достаточной эффективностью и обеспечить соответствующие условия для улучшения финансовой абсорбции их экономик.

Таким образом, активизация деятельности МВФ должна предусматривать механизмы уменьшения так называемого "эффекта морального вреда", который при определенных условиях сопровождает его кризиса [4].

Безусловно, специфика официального финансирования обусловлена ​​его связующим характером, соответствующими программами оздоровления национальных экономик и финансовых систем стран-реципиентов.

Поэтому актуальной является проблема эффективности и гибкости стабилизационных программ при условии недостаточного теоретического обоснования транзитивных процессов, характеризующих страны с развивающимися рынками. Специалисты еще в 90-х гг. Привлекали внимание к критицизма по преобладание монетаристского подхода у специалистов МВФ при разработке программ стабилизации для стран с развивающимися рынками [5].

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВФ И РФ

3.1. История взаимоотношений МВФ и РФ


Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр.

Последний этап вступления России в МВФ заключался в одобрении парламента данного присоединения. Данное постановление было принято Верховным Советом РФ 22 мая 1992 года. В данный проект были внесены изменения, которые давали право Верховному Совету иметь возможность осуществлять контроль за получением займов у МБРР, а также назначать управляющих и заместителей, которые будут представлять РФ в МБРР и МВФ и МБРР. Официально Россия подписала договор о вступлении в МВФ и МБРР 1 июня 1992 года.

За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США (приложение 3).

МВФ обязывался предоставить РФ в 1992 года кредит стенд-бай. Его сумма составляла 3 млрд долларов. На этом же этапе директор-распорядитель Фонда М. Камдессю, на выступлении 15 апреля 1992 года в Джорджтаунском университете отметил о готовности предоставить РФ в течении 4-5 лет финансовую помощь на сумму 25–30 млрд долларов. Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (Приложение 3, таблица 2).

Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов.

Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (Приложение 3, таблицы 3 и 4).


С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов. В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 миллиардов долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях»9, покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.

МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.

3.2. Современное состояние сотрудничества МВФ и РФ

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» («Новые соглашения о заимствованиях» служат механизмом предоставления средств МВФ группой стран с устойчивым платежным балансом и достаточным объемом международных резервов.), покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.

После того как в 2005 году Россия полностью рассчиталась с МВФ по кредиту в размере 15,3 млрд. долларов США и, в принципе, из страны-должника превратилась в страну-кредитора, а также основания в 2006 году БРИК, а далее БРИКС и в 2001 году ШОС, картина экономического равновесия сместилась, по крайней мере, для России точно [4].