Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе..pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе
1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников
1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников
2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников
В.В. Ветровой, Л.М. Шипицыной и другими исследователями отмечается, что на четвертом году жизни для дошкольника сверстник становится предпочитаемым партнером по общению. Уже в старшем дошкольном возрасте, замечает B.C. Мухина [3], на передний план выходят взаимоотношения детей со сверстниками, необходимость учета их точки зрения в играх и общении. В данном возрасте у детей при соответствующих условиях развития общения, взаимоотношений появляется сознательное выполнение правил поведения.
Старших дошкольников начинают интересовать отношения между людьми. Л.Н. Галигузова [2] утверждает, что межличностные отношения их интересуют больше, чем явления природы или животные. При благоприятных условиях развития у старшего дошкольника формируется потребность правильного поведения, переживание по поводу оценки своей личности.
Исследования P.A. Смирновой и Р.И. Терещук показали, что избирательные привязанности и предпочтения возникают на основе положительных взаимоотношений. Дети видят в сверстниках себя - отношение к себе и предмет для сравнения с собой. Каждый ребенок нуждается в положительном отношении со стороны сверстников. Это является необходимым условием его поступательного психосоциального развития. Симпатия к другим детям постепенно переходит в потребность общения с ними.
Влияние сверстников заключается в том, что в условиях общения ребенок постоянно отождествляет себя с ними, сталкивается с необходимостью соблюдения правил поведения. Однако причиной частых конфликтов в детской среде является неспособность понимать психическое состояние сверстника, низкий уровень сформированности социальных навыков. И лишь благодаря взрослому дети начинают осознавать свои возможности в общении со сверстниками.
Важнейшим условием, по мнению Л.В. Филипповой, Ю.А. Лебедева, Е.В. Примы, И.Н. Кольцовой и других исследователей, является создание на занятиях условий для эффективного взаимодействия ребенка со сверстниками, в которых развивается эмоциональная восприимчивость, понимание разного характера отношения к нему.
Авторы отмечают, что позитивные изменения возможны при условии эмоционального сопереживания взрослого ребенку, искренней веры в него, создания атмосферы взаимопонимания. На занятиях важно проявление педагогом психологической поддержки, доброжелательных реакций на действия ребенка. Главной задачей авторы программы считают приобретение в процессе общения социально уверенного поведения.
Таким образом, содержание формирования межличностных отношений между взрослыми и детьми, а также самими дошкольниками включает согласование и объединение усилий психологов, педагогов и родителей в достижении благоприятных психолого-педагогических условий для развития детей.
1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников
На современном этапе развития компетентностной модели высшего образования актуализируется задача выявления эффективных средств [1, с. 253] подготовки педагогов дошкольных учреждений. Образовательный процесс включает в себя ряд средств по подготовке ребенка к жизни в социуме. Одни направлены на выработку способов поведения, способствующих укреплению здоровья, другие на развитие интеллектуальных способностей, а третьи на развитие любознательности. Навыки общения очень важны для дошкольника, так как именно они являются необходимым элементом для активной жизнедеятельности в обществе. Без общения невозможно развитие индивида как личности, так как поступление в учебное заведение, поиск высокооплачиваемой работы, создание семьи.
Вопросы становления и развития межличностных отношений является актуальной и рассматривается в исследованиях отечественных педагогов и психологов (С. А. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.В. Духновский, В.В. Абраменкова), которые доказали, что развитие межличностных отношений контролируется разными внешними факторами, такими как: эмоциональное состояние индивида, совместная деятельность, творческие интересы и общественные интересы. Решающее значение придается деятельности, в которой ребенок может полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Анализ федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» показал, что педагог дошкольного образовательного учреждения должен обладать: готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации; способностью организовывать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста; способностью обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности. Педагог должен выступать активным организатором образовательного процесса, способным и готовым к прогрессивному личностно-профессиональному развитию [2, с. 303].
Анализ учебных планов и образовательных программ педагогических колледжей Самарской области выявил проблемы реализации образовательных стандартов, которые обусловлены быстрым обновлением в соответствии с уровнем развития технологий в мире и отсутствием механизмов регуляции адекватного заказа на подготовку специалистов [3, с. 395-396]. В Чапаевском губернском колледже имени О. Колычева будущие воспитатели обучаются организации различных видов деятельности и общения детей, в том числе игровой деятельности. В учебном плане «Самарского государственного социальнопедагогического колледжа» большое внимание уделяется развитию общения и художественно-эстетических навыков у дошкольников и организации деятельности ребенка. Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» углубленной подготовки Тольяттинского педагогического колледжа включает профессиональные дисциплины, нацеленные на развитие способностей дошкольников к различным видам деятельности. В профессиональном модуле Сызранского губернского колледжа присутствует дисциплина, направленная на развитие способности организации игровой деятельности детей. Таким образом, в педагогических колледжах будущих воспитателей готовят в большей степени к организации игровой и творческой деятельности дошкольников.
Учебный план «Московского государственного педагогического университета» разбит на модули, в которых развивается определенная сторона личности ребенка. В модуле «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» основная часть часов направлена на обучения студентов методикам обучения дошкольников художественно-эстетическому творчеству: изобразительному, музыкальному искусству. В учебном плане Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина в списке предметов на выбор есть такие направления как: «Современные средства обучения», «Литературное образование дошкольников», «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста», «Игровая деятельность и организация игровой деятельности дошкольников». В учебном плане Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов включено восемь обучающих модулей, один из них рассматривает теории и технологии в области дошкольного образования. На данном этапе студенты обучаются теориям и технологиям развития детской изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию дошкольника. В перечень вариативных предметов входит «Театрализованная деятельность в ДОО».
Вывод по главе 1
Таким образом, в учебных планах данных университетов достаточно много предметов, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Но одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования социальных навыков, что связано с внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Решающее значение придается деятельности, в которой ребенок может полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социальнокультурный опыт.
Современные исследователи отмечают важную роль средств театрализации в развитии социальных навыков. В процессе театрализованной деятельности проходит установление дружеского контакта между детьми: ребенок «зритель» подсказывает, помогает ребенку «артисту» в исполнении роли. Через простые сказки в детях зарождаются принципы гуманности и взаимопомощи, а театрализованная игра способствует нравственному развитию дошкольника, формированию таких социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание [4]. Во время посещения театральных и студий у ребенка появляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески, развить свою индивидуальность [5]. В ходе участия в различных театральных постановках дети развивают между собой межличностные отношения, набираются опытом общения, учатся быть частью общественной системы [6]. Таким образом, применение в образовательном процессе средств театрализации не только открывает перед ребенком культурный мир, но и подготавливает его к жизни в социуме, развивает такие способности как внимание, память и коммуникабельность, учит работать в коллективе, закладывает организаторские и лидерские качества.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников
Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения – общение – взаимооценивание. Положение ребёнка в системе взаимооценок выделяется с ипсользованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагностики межличностного взаимодейтсвия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собсвтенным методическим инструментарием [16, 71].
На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их «общество» представляет собой диффузную группу, предполагается наблюдение за поведением детей. Программа наблюдения включает такие моменты: провяляет ребёнок потребность в социальнях контактах или избегает их; каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруитсическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии [13, с.283]
На втором этапе осуществляется собсвтенно социометрическое исследование. В нём выявляются и описываются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд группоых социально – психологических индексов [9, 31].
Однако, для того, чтобы выявленные параметры могли служить целям диагностики, необходимо сравнить их со средними оптимальными уровнями и установить закономерные связи с другими групповыми и личностными характеристиками. Социометрические индексы сопоставляют с показателями аутосоциометрического, оценочного экспериментов, других несоциометрических процедур [1, 14].
На третьем этапе по результатам полученных диагностических показателей, опредления максимального числа детерминирующих их факторов составляется социально - психологическая характеристика группы. Исходя из этого планируются и осуществляются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения, отношений, в конечном счёте – на полноценное развитие личности ребёнка. Только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексахобретает психолого - педагогический смысл [9, 32].