Файл: УП_в вопросах и ответах по Упр. персоналом_ Оганесян.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2407
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Под общей редакцией декана факультета менеджмента
Частного института управления и предпринимательства,
кандидата экономических наук, доцента А. К. Шимко
14. Содержание и характер управленческого труда
15. ЛИДЕРСТВО, РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
– логические помехи (различная система доказательств, принимаемая сторонами, разное видение одних и тех же обстоятельств, разные установки);
– помехи восприятия (в качестве барьера выступает обстановка, в которой воспринимается информация, предвзятое отношение, отсутствие доверия, несоответствие предшествующей информации и т. д.);
– помехи, связанные с формой сообщения (сложность формы; непривычность формы; несоответствие формы содержанию информации; неоправданное посредничество в передаче и интерпретации информации);
– помехи, связанные со средствами сообщения (низкая оперативность передачи информации; малая пропускная способность средства; несоответствие средства характеру передаваемой информации);
– помехи, связанные с организацией сообщения (плохая обратная связь или ее отсутствие; запаздывание информации; неудачный выбор времени и обстановки коммуникации).
Основными формами делового общения являются:
– деловой разговор (беседа) – обмен информацией по поводу конкретной управленческой ситуации. Он может осуществляться при непосредственном общении, а также с помощью технических средств (телефона, видеотехники, компьютеров и т. д.). Цель делового разговора – достижение определенной договоренности по рассматриваемым вопросам, принятие соответствующих решений, проведение согласованных действий;
– деловое совещание – вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в заранее оговоренном месте в обусловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее поставленным вопросам. В зависимости от решаемых задач выделяют проблемные, инструктивные и оперативные совещания. Проблемное совещание направлено на поиск лучшего управленческого решения по обсуждаемой проблеме, формулируемого в результате дискуссии и принимаемого после голосования. Инструктивные совещания направлены на передачу распоряжений и необходимых сведений сверху вниз по схеме управления для их более быстрого и эффективного выполнения. Оперативные совещания направлены на получение руководителем информации о текущем состоянии дел на производстве и обеспечивают передачу информации снизу вверх по схеме управления;
– деловые переговоры как специфическая форма совещания, отличающаяся следующими особенностями: переговоры ведутся двумя или более сторонами, каждая из которых имеет свои интересы; целью переговоров является приемлемое для сторон согласование интересов; результат переговоров документально фиксируется в договоре сторон;
– паблик рилейшнз – это деятельность фирмы по установлению связей с общественностью, с необходимой социальной средой с целью сформировать общественное мнение, направить мысли, чувства и поведение определенных групп людей на решение задач фирмы.
34. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
В обществе функционируют различные типы организаций, которые выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню организованности и сплоченности, структуре коллектива. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.
Конфликты в организации – это открытое столкновение, противостояние людей, возникшее в процессе взаимодействия при решении производственных и личных вопросов. Они возникают как результат противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов на предприятиях: организационные, производственные, трудовые, инновационные.
Организационный конфликт – конфликт, связанный с организацией и условиями деятельности. Например, когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации; требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны; имеются должностные инструкции, функциональные обязанности, но их выполнение вовлекает работников в конфликтную ситуацию.
Производственный конфликт – специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты бывают: внутригрупповые – между рядовыми работниками, между руководителями и подчиненными, между работниками различной квалификации, возраста; межгрупповые – борьба между группами за распределение различного рода ресурсов, за специфические интересы и цели, за лидерство и т. д.; между производственными группами и администрацией – неверные управленческие решения, неудовлетворительное отношение управленческого персонала к работникам и прочее приводят к таким конфликтам.
Трудовой конфликт – это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).
Инновационный конфликт – конфликт, возникший по причине введения инноваций; противоречие, возникшее между сторонниками и противниками нововведений. Основные причины: работники опасаются ухудшения своего социально-экономического положения; дефицит материально-технических ресурсов; имеющиеся ресурсы более низкого качества, чем требуется; ухудшение взаимоотношений руководителей организации с руководителями подразделений из-за необходимости перестраивать свою работу.
Конфликт не всегда может быть разрешен. Более того, многие конфликты нуждаются скорее не в разрешении, а в грамотном управлении, так как способны приносить пользу.
Управление конфликтом – это способ руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить предупреждающие и направляющие действия по ее разрешению. Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.
Традиционно выделяют следующие стратегически-организационные методы управления конфликтными ситуациями: разъяснение требований к работе (уровень результатов, система полномочий и ответственности, процедуры и правила); применение механизма координации, который подразумевает цепь команд от вышестоящих к нижестоящим; установление общеорганизационных комплексных целей; использование системы вознаграждений.
Применяют также следующие методы управления конфликтами. Тактические методы управления возникшими конфликтами в организациях конкретизируют стратегические. Уход от конфликта – наиболее популярный метод управления. Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену». Метод рекомендован, если издержки возможного конфликта будут стоить очень высоко. Метод уступок и приспособления – когда администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний. Метод сглаживания – используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, эффективен в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе. Метод скрытых действий: применение этого метода необходимо в случае, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования. Метод «быстрого решения», его суть: решение принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно. Метод компромисса – под компромиссом понимается такой вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. Метод сотрудничества – когда соперничающие стороны действуют совместно в поиске наилучшего варианта выхода из конфликтной ситуации. Метод силы – суть его в стремлении одной стороны навязать другой свое решение.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Содержание
1. Концепция управления персоналом 3
2. Персонал предприятия: структура и динамика 5
3. Стратегия управления персоналом и ее связь с развитием организации 7
4. Компетенция персонала как объект стратегического управления 9
5. Трудовой потенциал работника и кадровый потенциал организации 11
6. Система управления персоналом организации: цель, функции, структура 14
7. Кадровая политика предприятия 16
8. Организация работы кадровой службы 18
9. Основные организационные документы, регламентирующие управ-
ление персоналом в организации 20
10. Планирование потребности в персонале на предприятии 22
11. Источники и средства привлечения персонала 25
12. Содержание и методы отбора персонала 27
13. Адаптация нового работника на предприятии 30
14. Содержание и характер управленческого труда 32
15. Лидерство, развитие лидерских способностей 34
16. Стиль работы руководителя . 36
17. Вознаграждение персонала предприятия 37
18. Оценка и аттестация персонала предприятия 40
19. Основные цели и направления развития персонала организации 42
20. Обогащение содержания управленческого труда 44
21.
Подготовка, повышение квалификации,
переподготовка персонала
предприятия 46
22. Деловая карьера сотрудника 49
23. Формирование и работа с кадровым резервом предприятия 51
24. Высвобождение персонала в организации 52
25. Оценка эффективности системы управления персоналом предприятия 55
26. Организационная культура управления персоналом, ее содержание
и особенности 57
27. Влияние демографических изменений на развитие бизнеса 59
28. Последствия демографических изменений в области экономики и
образования 61
29. Политика занятости в Республике Беларусь 63
30.
Регулирование социально-трудовых
отношений в конвенциях и
рекомендациях
МОТ 65
31. Политика Республики Беларусь в области заработной платы 67
32. Организация управленческого труда на предприятии 69
33. Коммуникации в деятельности менеджера 71
34. Управление конфликтами в организации . 73
Учебное издание
Оганесян Ирина Арутюновна
Анисов Леонид Моисеевич
Арсюткина Людмила Николаевна
Богдашиц Елена Александровна
Жутник Ирина Николаевна
Забара Ирина Васильевна
Кулакевич Александр Николаевич
Купрейчик Галина Васильевна
УправЛение персоналом
(в вопросах и ответах)
Учебное пособие
Редактор Н. А. Бебель
Компьютерная верстка Л. В. Чернуха
Подписано в печать 22.03.2005. Формат 60×841/16.
Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman».
Отпечатано способом
ризографии.
Усл. печ. л. 4,6. Уч.-изд. л.
4,55. Тираж 615. Заказ 45.
Издатель и полиграфическое исполнение:
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства».
220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.
Л ицензия ЛИ № 02330/0133342 от 29.06.2004 г.