Файл: УП_в вопросах и ответах по Упр. персоналом_ Оганесян.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2404
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Под общей редакцией декана факультета менеджмента
Частного института управления и предпринимательства,
кандидата экономических наук, доцента А. К. Шимко
14. Содержание и характер управленческого труда
15. ЛИДЕРСТВО, РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Спрос на демографическую информацию со стороны предпринимателей вызвал к жизни новую форму информационного сервиса – частные центры анализа и обработки демографических данных. Крупные компании ведут самостоятельные исследования рынка, имеют в штате собственных демографов. Наоборот, малый и средний бизнес, который в большей степени ориентирован на индивидуальных и семейных потребителей, нуждается в специализированных информационных и аналитических центрах – государственных или частных.
В Беларуси до настоящего времени прикладные демографические исследования, а значит, и использование демографической информации в бизнесе не получили должного развития, что объясняется особенностями переходной экономики, недостаточным развитием малого и среднего бизнеса – основного потребителя демографической информации, относительно невысоким уровнем доходов различных социально-демографических групп населения и др. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения и особенно дифференциации уровня доходов воздействие демографических факторов на бизнес будет возрастать.
28. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В международной практике все последствия происходящих и ожидаемых демографических изменений принято разделять на экономические и социальные.
Наиболее значимым демографическим фактором с точки зрения экономических последствий является структура населения по возрасту. Поэтому для анализа применяются показатели, характеризующие соотношение населения дотрудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возрастов, а также соотношение различных возрастов в пределах каждой из перечисленных групп. Укрупненными объектами анализа последствий демографических изменений в области экономики являются экономический рост (или снижение), совокупный спрос, сбережения и инвестиции, трудовые ресурсы и рабочая сила, расходы на социальные нужды и др.
Теоретические исследования, проводимые в разных странах и международными организациями, указывают на большую зависимость перечисленных макроэкономических показателей от демографических изменений. Однако на практике такая связь не всегда подтверждается, потому что ее искажают другие факторы, например, уровень и дифференциация доходов населения и др. Поэтому можно утверждать об отсутствии учета на практике прямой зависимости между демографическими изменениями и вышеперечисленными макроэкономическими показателями.
Напротив, является общепризнанным, что демографические изменения оказывают прямое и значительное воздействие на трудовые ресурсы, и рабочую силу в том числе. Действительно, соотношение населения по возрасту в значительной степени определяет абсолютную и относительную численности занятых в экономике, их социальную и территориальную мобильность, производительность труда.
Например, общий процесс старения населения создает условия для снижения уровня занятости в экономике, а процесс старения его трудоспособной части отрицательно влияет на мобильность, производительность, творческую инициативу, усвоение новаций и другие характеристики трудового потенциала.
В конкретных условиях Республики Беларусь демографические изменения уже оказывают и еще в большей степени будут оказывать влияние на экономику и ее проблемы. В частности, в течение всего текущего десятилетия вследствие увеличения населения трудоспособного возраста ожидается ухудшение конъюнктуры на рынке труда. На рынок труда выходят относительно многочисленные поколения, родившиеся в 80-е годы. Это создает предпосылки для роста безработицы, причем в самой опасной ее социальной форме – молодежной.
Наоборот, в последующие десятилетия ожидается быстрое снижение населения трудоспособного возраста. Вступление в этот возраст по своим масштабам будет значительно меньшим, чем выход за его пределы. Такое явление будет отражать прошлые демографические тенденции в области рождаемости. Как неизбежный результат – увеличение доли пожилых людей, т. е. неработающего населения. Расчеты показывают, что через 30 лет численность занятого населения в Беларуси может сравняться с числом лиц пенсионного возраста. Такое явление в истории республики до сих пор не наблюдалось и по оценкам способно вызвать крайне негативные экономические, социальные и политические последствия. Руководство страны будет принимать не самые популярные решения с целью минимизации экономических последствий в интересах всего общества в целом.
Социальные последствия демографических изменений очень многочисленны, тесно связаны с экономическими последствиями и проявляются в области здравоохранения, образования, политики, культуры, взаимоотношений в семье и в обществе. Например, на развитие образования большое влияние оказывают численность населения учебного возраста и детальная возрастная структура этой группы населения. В нашей республике происходит повсеместное сокращение контингента учебного возраста. Это и понятно, потому что в 80-е годы масштабы рождаемости в республике составляли около 170 тыс. ежегодно, а начиная с 1997 г. – не более 90 тыс. в год.
Резкое снижение обучающегося контингента может отрицательно отразиться на уровне образованности общества в долгосрочной перспективе, когда в полной мере проявятся негативные последствия значительного сокращения числа обучающихся. В этих условиях важно обеспечить качественную сторону всех типов образования, начиная от низших его ступеней до высших.
Однако уже в настоящее время такие последствия имеют место. Например, среди официально зарегистрированных в республике безработных на начало 2004 г. почти 1500 чел. – педагоги.
29. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Занятость – важнейшая характеристика национальной экономики, а уровень занятости населения – ее важнейший макроэкономический показатель. С ростом занятости увеличиваются объемы ВВП, создаются реальные предпосылки к расширенному воспроизводству в экономике, более полно используются трудовые ресурсы, повышается уровень жизни населения. Поэтому регулирование занятости – одно из направлений регулирования рынка труда. Государственное регулирование занятости реализуется посредством проведения политики занятости, включающей также отдельные меры по социальной защите безработных.
Политика занятости – это целенаправленная деятельность государства по оптимизации занятости. Представляет собой совокупность законодательных, экономических, финансовых, организационных и других мер, направленных на достижение поставленной цели.
Политика занятости осуществляется одновременно в активной и пассивной формах. Активная политика занятости в большей степени направлена на предотвращение безработицы, снижение ее уровня и, наоборот, на повышение уровня занятости. Она предусматривает проведение мероприятий по предупреждению высвобождения работников, сохранению и созданию новых рабочих мест, обучению, переобучению и повышению квалификации работающих и безработных, организацию общественных работ, поддержку предпринимательства и др.
Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочих мест через организации, занимающиеся трудоустройством, – это информация о вакантных рабочих местах и выдача направлений на трудоустройство.
В государственной политике занятости любой страны представлены меры как активной, так и пассивной политики, но в неодинаковой степени. Соотношение между активными и пассивными мерами зависит от ряда факторов, в первую очередь от социально-экономической политики государства, его стратегии в этой области. Если в этой стратегии в значительной степени представлен «социальный вектор», то целью политики занятости будет полная занятость, а значит, будут широко применяться меры по предупреждению роста безработицы и снижению ее существующего уровня.
Соотношение между активными и пассивными мерами в государственной политике занятости может резко изменяться во время подъема и спада экономики. Если во время глубокого экономического спада экономики преобладает циклическая, т. е. спросодефицитная, безработица, активная политика занятости не будет эффективной.
В большинстве развитых стран рыночной экономики (особенно в европейских) преобладает активная политика занятости, которая реализуется чаще всего в форме программ содействия занятости. Эти программы редко бывают общенациональными, чаще они охватывают отдельные категории населения, отдельные регионы (проблемные с точки зрения безработицы), отдельные периоды времени (межсезонье, спад деловой активности и др.).
Разработка
и осуществление государственной политики
занятости в Республике Беларусь возложены
на
Государственную службу занятости.
В ее состав в настоящее время входят:
главное управление занятости
и народонаселения Министерства труда
и социальной защиты; управления занятости
областных
Комитетов по труду; городские и районные
отделы занятости
населения; научно-методические,
учебные, информационные центры, их
филиалы.
Основным нормативно-правовым актом, на основе которого осуществляется государственное регулирование занятости в Беларуси, является Закон о занятости населения Республики Беларусь.
Финансовое обеспечение государственной политики занятости осуществляется в республике из Государственного фонда содействия занятости населения (ГФСЗ), отчисления в который производятся в размере 1% от фонда оплаты труда всех субъектов хозяйствования. Средства фонда расходуются на выплату пособий по безработице, а также на реализацию мероприятий активной политики занятости. Кроме того, часть средств указанного фонда направляется на развитие и функционирование служб занятости. B настоящее время ГФСЗ является целевым бюджетным фондом.
Практическая реализация государственной политики занятости осуществляется с 1992 г. путем ежегодной подготовки государственных республиканских и региональных программ занятости. Программы разрабатываются органами службы занятости и утверждаются правительством или территориальными органами государственного управления. Их содержание можно отчетливо разделить на две части: аналитическую и перечень мероприятий, запланированных к реализации в предстоящем году и сведенных в отдельные разделы (направления).
Аналитическая часть программ занятости содержит анализ состояния рынка труда за истекший год, а также прогноз его состояния на год будущий.
Вторая часть государственных программ занятости включает разделы (направления), каждый из которых содержит конкретные мероприятия, результаты их ожидаемой реализации, состав исполнителей, сроки исполнения, суммы затрат, источники финансирования: создание новых рабочих мест; содействие трудоустройству незанятого населения и др.
Реализация государственной политики занятости в 2004 г. позволила остановить тенденцию дальнейшего снижения занятости в экономике республики. На 1 января 2005 г. численность безработных, зарегистрированных в организациях службы занятости, составила 83 тыс.
30. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КОНВЕНЦИЯХ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ МОТ
Международная организация труда (МОТ) – агентство ООН. Создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Необходимость ее создания была продиктована настоятельной потребностью в решении социально-трудовых проблем на межнациональном уровне. Основные причины создания МОТ следующие:
– политические. Главным образом – это революция в России и ряде европейских стран. Для предотвращения возникающих в обществе противоречий насильственным революционным путем МОТ должна была содействовать социальному прогрессу, поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих проблем эволюционным мирным путем;
– социальные. В начале 20 века условия труда и жизни наемных работников были неприемлемые с общечеловеческих позиций. Их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие резко отставало от экономического, что тормозило развитие общества в целом;
– экономические. Стремление ряда стран к решению социальных проблем резко увеличивало затраты, повышало себестоимость продукции и требовало выравнивания условий конкуренции в большинстве развитых стран.
МОТ – одна из старейших и влиятельных организаций. В момент ее создания в ней участвовало 42 государства. К 2000 г. членами МОТ являлись 174 государства, Советский Союз вступил в МОТ в 1934 г., БССР стала самостоятельным ее членом в 1954 г.
Главные цели организации: содействие социальному и экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:
– разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
– разработка и принятие международных и трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их исполнением;
– помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулировании миграции;
– защита прав человека (права на труд, объединение, коллективные переговоры, защита от дискриминации и т. п.);
– борьба с бедностью;
– содействие профессиональной подготовке и переподготовке;
– разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда, техники безопасности, охраны окружающей среды;
– содействие организациям трудящихся и предпринимателей в работе с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
– разработка
и осуществление мер по защите социально
уязвимого контингента (женщин, молодежи,
инвалидов, мигрантов, пожилых людей
и
т. п.).
Свою деятельность МОТ реализует по следующим основным направлениям:
– развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и работодателей (трипартизм);
– разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций;
– оказание странам-участницам помощи в решении социально-трудовых проблем;
– проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.
Конвенция – это международный акт, который после ратификации страной обязателен для исполнителя. Это – минимальный стандарт на территории государства в области социально-трудовых отношений.