Файл: УП_в вопросах и ответах по Упр. персоналом_ Оганесян.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2405
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Под общей редакцией декана факультета менеджмента
Частного института управления и предпринимательства,
кандидата экономических наук, доцента А. К. Шимко
14. Содержание и характер управленческого труда
15. ЛИДЕРСТВО, РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Рекомендация – ориентир при выработке политики, разработке национального законодательства в области социально-трудовых отношений.
За 1919–2000 гг. МОТ приняты 183 конвенции и 191 рекомендация. Республика Беларусь ратифицировала на своей территории более 50 конвенций.
Важнейшими конвенциями, регламентирующими социально-трудовые отношения являются:
– «Принудительный труд», № 29 (1930 г.);
– «Свобода ассоциации и защита права на организацию», № 87 (1948 г);
– «Равное вознаграждение», № 100 (1951 г);
– «Упразднение принудительного труда», №105 (1957 г.);
– «Дискриминация в области труда и занятости», № 111 (1958 г.);
– «О минимальном возрасте при приеме на работу», №138 (1973 г.);
– «Детский труд», № 182 (1999 г).
В XXI в. перед МОТ возник целый ряд проблем, связанных с изменениями в мире:
– разрушение коммунистической социально-политической системы;
– глобализация;
– обострение экологического кризиса.
В свете этих проблем МОТ считает необходимым усиление роли государства, которое должно выступить регулятором, арбитром, посредником и играть решающую роль в решении социально-трудовых проблем.
31. ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Заработная плата формируется как стоимость рабочей силы. Расходы на оплату труда включаются в издержки производства и дополняются выплатами, обусловленными результатами производства (увеличением прибыли, ростом производительности труда, повышением качества продукции, увеличением экспортной компоненты и т. д.).
Модель оплаты труда предполагает:
– установление минимальных государственных гарантий в области оплаты труда;
– договорные отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;
– самостоятельное формирование субъектами хозяйствования фонда оплаты труда в виде издержек производства;
– самостоятельный выбор форм и систем заработной платы.
Основополагающим элементом в механизме оплаты труда является тарифная система. Тарифная система – это совокупность нормативных документов, позволяющих определить уровень основной заработной платы работников и степень ее дифференциации по всем категориям персонала в зависимости от квалификации, характера и условий труда, вида производства, отрасли, региональных особенностей.
Тарифная система Республики Беларусь включает в себя следующие элементы:
– Единый тарифно-квалификационный справочник профессий рабочих (ЕТКС);
– Квалификационные справочники должностей служащих (КСД);
– Единую тарифную сетку работников (ЕТС);
– Тарифную ставку первого разряда.
Принципы построения единой тарифной системы:
– охват единой тарифной шкалой всех категорий работников – от рабочих до руководителей в соответствии с Классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
– тарификация, т. е. отнесение к разрядам осуществляется по признаку сложности выполняемых работ (функций);
– установление тарифной ставки первого разряда не ниже уровня минимальной заработной платы и нарастание ставок по разрядам, обеспечивающее материальную заинтересованность в сложном труде.
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь является инструментом тарифного нормирования труда и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. На ее основе с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки первого разряда, квалификационных справочников) устанавливаются тарифные ставки (оклады) работников, производятся дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы работников. С 1 января 2003 г. и для работников коммерческих организаций действует 23-разрядная тарифная сетка с соотношением крайних разрядов 1,0 : 5,98.
В Республике Беларусь в структуре затрат нанимателей на рабочую силу заработная плата составляет около 50% (к примеру, во Франции этот показатель 69,3%, в Дании – 94,8%).
Вследствие экономического кризиса 90-х годов заработная плата перестала выполнять производственную и стимулирующую функции, что привело в течение более чем десятилетнего периода к:
– снижению покупательной способности заработной платы;
– уменьшению соотношений минимальной и среднемесячной заработной платы с прожиточным минимумом;
– сокращению доли заработной платы в доходах населения;
– отсутствию четкой привязки заработной платы к результатам труда.
В настоящее время основными направлениями политики заработной платы в Республике Беларусь являются:
– поэтапное приближение минимальных государственных гарантий в оплате труда к бюджету прожиточного минимума и минимальному потребительскому бюджету;
– включение в заработную плату работников всех расходов по платным услугам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, образования;
– усиление связи оплаты труда с результатами хозяйственной деятельности, обеспечение опережающих темпов роста оплаты труда по сравнению с ростом цен;
– расширение сферы нормирования труда, создание системы государственного управления нормированием труда.
Законодательной базой в проведении политики заработной платы в Республике Беларусь являются следующие нормативные акты:
– Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы»;
– Трудовой кодекс Республики Беларусь;
– Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных стандартах»;
– Закон Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы»;
– постановление Министерства труда и социальной защиты «О минимальных потребительских бюджетах для различных социально-демографи-ческих групп населения».
Основным механизмом адаптации заработной платы к уровню цен является индексация, проводимая по следующим направлениям:
– индексация всей заработной платы;
– индексация национального или профессионального минимума оплаты труда;
– корректировка заработной платы в зависимости от ее уровня;
– индексация фонда оплаты труда.
В Республике Беларусь сложилась следующая практика индексации:
– повышение тарифной ставки первого разряда в зависимости от эффективности хозяйствования;
– корректировка тарифной ставки первого разряда в зависимости от эффективности хозяйствования;
– индексация задолженности по выплате заработной платы.
В
Республике Беларусь индексация
производится при росте индекса цен выше
15%. Особенностью политики в оплате труда
на современном этапе
является ее
жесткая привязка к бюджету прожиточного
минимума. С 1 января 2005 г. месячная
заработная плата не может быть ниже
этого показателя –
128 тыс. 860 руб. и
должна в дальнейшем пересматриваться
ежеквартально.
32. Организация управленческого труда
на предприятии
Организация управленческого труда обеспечивает его функционирование с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности. В современных условиях организация труда должна основываться на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств, создавая тем самым условия для эффективного труда работников, сохранения их здоровья и работоспособности. Она должна быть направлена на решение следующих задач:
– экономической – выполнение возложенных на управленческий персонал функций при минимальных затратах. Это предполагает не только экономию труда, но и сокращение материальных и финансовых затрат, связанных с управлением;
– психофизиологической – обеспечение сохранения здоровья работников, их длительной и устойчивой работоспособности, поддержание нормального психологического климата в коллективе;
– социальной – обеспечение содержательности, привлекательности и престижности труда, более полное использование творческого потенциала работников.
Организация управленческого труда на предприятии включает следующие направления:
1. Разделение и кооперация управленческого труда, направленные на разграничение должностных обязанностей между отдельными работниками и функций управления между структурными подразделениями с целью эффективного их взаимодействия. Выделяют функциональное, технологическое и квалификационное разделение управленческого труда. Функциональное разделение управленческого труда означает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления как относительно самостоятельным сферам деятельности и воплощается в построении организационной структуры управления предприятием и в определении нормативов численности работников по различным функциям управления. Технологическое разделение управленческого труда означает разделение труда по видам работ и операций, закрепление их за отдельными группами работников и исполнителями, обеспечивая тем самым специализацию работников на выполнении однородных или сопряженных видов работ и операций. Квалификационное разделение управленческого труда означает распределение обязанностей между работниками различной квалификации с учетом сложности поручаемых им работ и занимаемой должности.
2. Подбор и расстановка управленческих кадров, направленные на обеспечение управленческих служб работниками требуемой квалификации, с необходимыми деловыми и личными качествами и эффективное использование их потенциала.
3. Организация процессов труда по управлению, предусматривающая рационализацию содержания и методов труда с целью достижения высокого качества и оперативности выполнения управленческих работ при минимальной их трудоемкости, а также технологическую регламентацию трудовой деятельности работников. Это предполагает выделение в рамках каждой функции управления организационно-административных, аналитико-конструктивных и информационно-технических операций, определение и разработку оптимальных технологий их выполнения в форме процедур и операционно-технологических карт управленческого процесса.
4. Организация рабочих мест, охватывающая планировку служебных помещений и размещение в них рабочих мест, планировку рабочих мест сотрудников с учетом рабочих зон, оснащение их необходимой мебелью и современными средствами управленческого труда (составления, обработки и оформления документов; хранения и группировки документов; выполнения вычислительных операций; обеспечения оперативной связи). Это создает работникам максимальное удобство для осуществления деятельности, освобождает от нерациональных перемещений и движений и снижает на этой основе затраты труда на выполняемую работу.
5. Создание благоприятных условий труда как совокупности элементов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека – здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом и его эффективностью. Выделяют следующие группы факторов условий труда: санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру, влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию и сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования; эстетические, включающие цветовую отделку интерьера, озеленение служебных помещений, использование в интерьерах помещений живописи и произведений прикладного искусства; психофизиологические, связанные с осуществлением мер психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной деятельности и сохранения здоровья работников (постепенное вхождение в труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм деятельности, активные формы труда и отдыха); социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных на формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, к различного рода нововведениям и т. д.
6. Нормирование труда, направленное на выявление и использование резервов экономии управленческого труда. Важнейшим направлением установления обоснованных норм труда является изучение затрат рабочего времени и содержания управленческого труда, для осуществления которого может быть использован один из следующих методов: фотография рабочего времени, самофотография рабочего времени, метод моментных наблюдений, хронометраж. Изучение затрат рабочего времени позволяет выделить время работы и время перерывов. Время работы можно рассматривать в разрезе времени на выполнение должностных обязанностей, времени на выполнение работ, не предусмотренных должностными обязанностями, и времени непроизводительной работы.
33. Коммуникации в деятельности менеджера
Коммуникации предполагают обмен мыслями, фактами, идеями, эмоциями, взглядами и представляют собой процесс передачи информации.
В зависимости от объектов коммуникационной деятельности и решаемых ими задач различают следующие виды коммуникаций:
– по горизонтали как обмен информацией на одном уровне иерархии управления, обеспечивающий координацию деятельности и налаживание партнерских отношений между структурными подразделениями организации;
– по вертикали как обмен информацией между органами и объектами управления, находящимися на различных уровнях иерархической лестницы. В рамках коммуникаций по вертикали выделяют командные коммуникации (служат для передачи распорядительной информации от менеджера к подчиненным) и коммуникации «состояния» (обмен информацией по линии обратной связи, идущий от подчиненных к руководителям,– отчет, пояснительная записка);
– с внешней средой, связывающие организацию с источниками внешних ресурсов, потребителями, партнерами, другими субъектами рынка, составляющими инфраструктуру менеджмента (банками, биржами, аукционами), органами государственного управления, общественностью, СМИ и т. д.);
– неформальные коммуникации как процесс распространения неофициальной информации, а также всевозможных слухов.
В процессе обмена информацией выделяют 4 элемента:
1) источник информации (объекты внешней и внутренней среды предприятия);
2) передаваемая информация;
3) средства передачи информации (бумажные, голосовые, электронные);
4) потребители информации (органы и объекты управления).
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:
1. Зарождение идеи – формулирование ее или отбор информации отправителя.
2. Кодирование и выбор канала – выбор символов для сообщения и канала передачи – речь, письменные материалы, электронные средства.
3. Передача – физическая передача сообщения.
4. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.
В основе вербальных коммуникаций лежат языковые или речевые средства, которые могут быть устными или письменными, иметь форму публичного выступления либо текстового материала. В качестве невербальных средств выступают жесты, изменения положения тела выступающего, особенности его внешнего вида, а также сопровождающее выступление окружение.
Важной характеристикой коммуникационного процесса является его подверженность помехам. Основными помехами являются:
– помехи, связанные с содержанием сообщения:
– языковые вербальные (семантические проблемы, вызванные неправильным пониманием смысла слова, недостаточной профессиональной подготовкой, плохим произношением);
– языковые невербальные (разные участники деловых переговоров придают одним и тем же жестам различный смысл);