Файл: УП Управление персон._ дополнение и изменение 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 576

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-экономических отношений конкретной организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

  2. При поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует в свою очередь требования к трудовой организации данного предприятия.

Адаптация имеет сложную структуру и представляет собой единство психофизиологической, профессиональной и социально-психологической адаптации.

Структура процесса адаптации:

1. Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения
человеком совокупности условий труда. В современном производстве
морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-
гигиенические нормы производственной обстановки. Современный работник
чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им
санитарно-гигиенических норм, комфорта, ритма труда, регламента работы.

Основным объективным показателем динамики этого процесса является степень утомляемости работника, изменение производительности его труда во время рабочего дня, а субъективным - оценка работником самочувствия, условий труда, его тяжести.

2. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании
некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии
устойчивого' положительного отношения работника к своей профессии.
Профессиональная адаптация во многом происходит при ознакомлении с
профессиональной работой, приобретением навыков, профессионального
мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых
обязанностей. Объективными факторами являются его квалификация, образование и опыт, субъективными - отношение к профессии, ожидания.

3. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении
человеком социально-психологических особенностей трудовой организации,
вхождении в сложившуюся систему взаимоотношений, позитивном
взаимодействии с членами организации. В ходе такой адаптации работник
постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах,
ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, позиции
отдельных членов группы, о лидерах группы. Причем эта информация
усваивается работником не пассивно, а соотносится с его прошлым
социальным опытом. Адаптация выражается в благополучном вживании нового работника в коллектив, в достижении такого состояния, когда он становится полноправным членом коллектива, имеет друзей, достиг зоны эмоционального комфорта, в основном удовлетворен взаимоотношениями с другими работниками.


Динамику определяют личные свойства: характер, стиль, уровень притязаний, степень совпадения культур.

В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

  1. Стадия ознакомления, когда он получает информацию.

  2. Стадия приспособления, когда он переориентируется.

  3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется приспособление К новой среде.

  4. Стадия идентификации, когда личные цели работника отождествляется с целями организации.

Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в новую организацию, адаптироваться в ней вызывают явление производственной и социальной дезорганизации.

Скорость адаптации зависит от многих факторов, как объективных (уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенических условий труда, расположение предприятия, размер коллектива), так и субъективных (пол, возраст, уровень образования, стаж работы, социальное положение, уровень притязаний, быстрота ориентации, самоконтроль, коммуникабельность, степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности и др.).

В работе по проведению адаптации новых сотрудни­ков менеджеры по персоналу должны использовать спе­циально разработанные программы адаптации. Они де­лятся на общие и специальные.

Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:

- общее представление об организации (ее история, философия, традиции и нормы; миссия и цели организации; ее приоритеты; проблемы; сферы де­ятельности; продукция и ее потребители; организа­ционная структура; связи; высшее руководство);

- оплата труда и система льгот в организации;

- охрана труда и техника безопасности;

- отношения работников с организацией (сроки и ус­ловия найма, назначения и перемещения, продви­жения по службе, права и обязанности работника, дисциплина и взыскания);

- служба быта (питание, комнаты отдыха, химчист­ка, парикмахерская, магазины, массажные кабине­ты и т. п.).

Специализированная программа адаптации охватывает вопросы, связанные с конкретным подразделением или рабочим местом в организации. Программа включает в себя следующие вопросы:

- место подразделения в организации, его цели, фун­кции и приоритеты; структура; взаимоотношения с другими подразделениями организации;

- обязанности и ответственность сотрудника на рабо­чем месте; детальное описание работы, ее соотно­шений с другими видами деятельности подразделе­ния и всего предприятия; длительность рабочего дня, режим работы, требования к качеству работы;

- осмотр подразделения; входы и выходы, места для курения, места санитарной гигиены, места пита­ния, места оказания первой медицинской помощи;

- представление вновь принимаемого на должность сотрудникам подразделения.


Адаптация сотрудников проводится сначала по общей программе, которую выполняют сотрудники отдела по работе с персоналом, затем по специализированной про­грамме, которую выполняют линейные руководители.











23. Оценка эффективности системы управления персоналом


Система управления персоналом является встроенной частью системы управления предприятием и ее эффективность в конечном счете определяется конечным результатом деятельности организации. В связи с этим эффективной признается система управления персоналом организации, являющейся конкурентоспособной с позиций выпускаемой продукции (услуг), самой организации и работы в ней.

Многообразие систем управления персоналом определяет различные подходы к оценке эффективности.

Первый подход - через конечные результаты производства за определенный период. В качестве таковых признаются: объем товарной или реализованной продукции, качество, прибыль, себестоимость, рентабельность, и т.д. Но данный подход не учитывает, какими способами и средствами достигнут результат.

Второй подход - основан на показателях результативности живого труда; продуктивность труда, удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции, трудоемкость, потери рабочего времени. Но при этом не учитывается рыночная компонента.

Третий подход - ставит эффективность в зависимость от форм и методов работы с персоналом. При этом учитываются показатели: структура персонала, уровень квалификации, текучесть, дисциплина, равномерность загрузки персонала, затраты на одного работающего

В первом случае объектом управления являются фактически совокупные ресурсы предприятия - материальные, финансовые и трудовые, во втором -преимущественно трудовые, в третьем - трудовые, дифференцируемые до уровня индивидуального.

Такие подходы используются при оценке результатов труда персонала организации в целом, при оценке результатов деятельности подразделений организации. При этом используемая совокупность показателей характеризует как собственно экономическую эффективность, так и социальную эффективность работы.

При оценке деятельности подразделений управления персоналом учитывается обязательное количественное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики организации (включая и затраты на содержание самой кадровой службы).

Учитываются также средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника Другая группа количественных показателей оценивает степень укомплектованности кадрового состава ( планируемая и фактическая численность, соответствие профессионально- квалификационного уровня требуемому), текучесть кадров, неявки на работу и др.

Центральное место занимает оценка затрат персонал - общепризнанный для стран с рыночной экономикой интегральный показатель, включающий совокупность расходов, связанных с привлечением, вознаграждением, стимулированием, решением социальных проблем, организацией работы и улучшением условий труда персонала.


В отечественной практике издержки работодателя включают три группы затрат:

  1. Расходы на оплату труда (ФОП).

  2. Выплаты социального характера

  1. Расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера

В состав расходов на оплату труда включают следующие основные виды выплат:

1) оплата за отработанное время (заработная плата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам, процент от выручки; стоимость натурального вознаграждения; компенсационные выплаты и доплаты);

  1. оплата за неотработанное время (оплата ежегодных, дополнительных и учебных отпусков; оплата льготного времени и простоев; премии по итогам года; подарки; материальная помощь.)

К выплатам социального характера относятся надбавки к пенсиям; единовременные пособия; оплата путевок; медицинские страховки; компенсации; выходные пособия; помощь в погашении ссуд; частично оплачиваемые женщинам отпуска по уходу.

Расходы, не относящиеся к первым двум включают: дивиденды по акциям; страховые взносы в социальные фонды , негосударственные пенсионные фонды и выплаты из них, расходы на командировки, спецодежду, обучение работников, содержание объектов социальной сферы.

Затраты на персонал частично подлежат отнесению на себестоимость продукции, а частично осуществляются за счет прибыли предприятия (особенно по разделам 2 и 3 ).

Помимо общих и удельных затрат организации на персонал рассчитываются в целях анализа также следующие показатели:

  • доля затрат на персонал в объеме реализации продукции;

  • затраты в расчете на одного сотрудника организации.

Все расходы организации на персонал регулируются посредством следующих мер:

  1. регулирование численности (ограничение числа работающих, прекращение приема, увольнение).

  2. регулирование денежные выплат (замораживание зарплаты, корректировки внутренних фондов социального обеспечения).

  3. анализ общих расходов и путей их снижения (по найму и др. позициям).

  4. повышение эффективности.




24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Занятость – важнейшая характеристика национальной экономики, а уровень занятости населения – ее важнейший макроэкономический показатель. С ростом занятости увеличиваются объемы ВВП, создаются реальные предпосылки к расширенному воспроизводству в экономике, более полно используются трудовые ресурсы, повышается уровень жизни населения. Поэтому регулирование занятости – одно из направлений регулирования рынка труда. Государственное регулирование занятости реализуется посредством проведения политики занятости, включающей также отдельные меры по социальной защите безработных.

Политика занятости – это целенаправленная деятельность государства по оптимизации занятости. Представляет собой совокупность законодательных, экономических, финансовых, организационных и других мер, направленных на достижение поставленной цели. Политика занятости осуществляется одновременно в активной и пассивной формах.


Активная политика занятости в большей степени направлена на предотвращение безработицы, снижение ее уровня и, наоборот, на повышение уровня занятости. Она предусматривает проведение мероприятий по предупреждению высвобождения работников, сохранению и созданию новых рабочих мест, обучению, переобучению и повышению квалификации работающих и безработных, организацию общественных работ, поддержку предпринимательства и др.

Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочих мест через организации, занимающиеся трудоустройством (информация о вакантных рабочих местах и выдача направлений на трудоустройство).

В государственной политике занятости любой страны представлены меры как активной, так и пассивной политики, но в неодинаковой степени. Соотношение между активными и пассивными мерами зависит от ряда факторов, в первую очередь от социально-экономической политики государства, его стратегии в этой области. Если в этой стратегии в значительной степени представлен «социальный вектор», то цель политики занятости- полная занятость, что означает широкое применение мер по предупреждению роста безработицы и снижению ее существующего уровня.

Соотношение между активными и пассивными мерами в государственной политике занятости может резко изменяться во время подъема и спада. Если во время глубокого экономического спада экономики преобладает циклическая, т. е. спросодефицитная, безработица, по активная политика занятости не будет эффективной.

В большинстве развитых стран рыночной экономики преобладает активная политика занятости, которая реализуется чаще всего в форме программ содействия занятости. Эти программы редко бывают общенациональными, чаще они охватывают отдельные категории населения, отдельные регионы (проблемные с точки зрения занятости), отдельные периоды времени (межсезонье, спад деловой активности и др.).

Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются территориальные органы управления областных служб занятости населения, городские (региональные), районные центры занятости населения.

Основным нормативно-правовым актом, на основе которого осуществляется государственное регулирование занятости в Беларуси, является Закон «О занятости населения Республики Беларусь».

Финансовое обеспечение государственной политики занятости осуществляется в республике из Государственного фонда содействия занятости населения, который является государственным целевым бюджетным фондом предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Порядок формирования и расходования средств государственного фонда содействия занятости определяется при утверждении бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.