Файл: М-753. Меркушин. Шерко. Трудовое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 1307

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудовая правосубъектность граждан может быть и волевой. Например, граждане, обладающие фактической способностью к труду, но признанные в судебном порядке недееспособными вследствие психического заболевания и находящиеся под опекой, не могут быть субъектами, так как не способны выполнять трудовые обязанности осмысленно и отвечать за свои действия.

Всем гражданам государство гарантирует равную трудовую правосубъектность независимо от расы, пола, национальности и иных естественных и социальных особенностей. Она может быть ограничена только в случаях, предусмотренных законом. Например, в ст. 51 УК в качестве основного или дополнительного наказания за совершенное преступление предусмотрена возможность лишения гражданина права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

Трудовая правосубъектность может быть ограничена частично или временно, а полностью лишить гражданина трудовой правосубъектности нельзя. Законодательством могут устанавливаться дополнительные требования для выполнения определенной трудовой деятельности, например, запрещение применения труда несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда.

В ст. 11 и 53 ТК регламентированы основные права и обязанности работника, которые относятся ко всем работникам, устанавливая для них рамки возможного (права) и должного (обязанности) поведения.

Правами работника являются: труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека; защита экономических и социальных прав и интересов; участие в собраниях, в управлении организацией; доля вознаграждения за труд; еженедельный отдых; социальное страхование; пенсионное обеспечение и др.

Обязанностями работника являются: добросовестно трудиться; подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам и трудовому законодательству; не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности; соблюдать требования по охране труда и безопасному ведению работ; пользоваться средствами индивидуальной защиты; бережно относиться к имуществу нанимателя; принимать меры к предотвращению ущерба и др.

Юридическая ответственность состоит в применении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовых обязанностей, привлечении работника
к материальной ответственности.


3. Наниматели как субъекты трудового права


В соответствии со ст. 1 ТК нанимательэто юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Кодекс не содержит подробного перечня субъектов, которые являются нанимателями.

Для определения юридического лица следует пользоваться положениями главы 4 Гражданского кодекса (далее – ГК) Республики Беларусь
и иного законодательства.


Согласно п. 1 ст. 44 ГК, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету».

Наниматели ‑ юридические лица. Ими могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Их деятельность регулируется положениями ГК, Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь».

Некоммерческие организации имеют форму потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также другие формы, предусмотренные законодательством. В определенных случаях они также могут выполнять отдельные виды предпринимательской деятельности.

Лица, осуществляющие полномочия нанимателя.

От имени нанимателя его полномочия могут осуществлять конкретные должностные лица и органы (правления, дирекции, советы).

Согласно ст. 1 ТК, уполномоченным должностным лицом нанимателя является руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.


4. Трудовой коллектив как субъект трудового права


Трудовой коллектив – это добровольное организационно самостоятельное объединение работников для совместного труда на конкретном предприятии, в учреждении, организации на основе трудовых договоров или членства в данном производственном коллективе.

Трудовой коллектив предприятия составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.
В трудовой коллектив не входят руководитель предприятия и его заместители. Именно совместная трудовая деятельность работников на производстве составляет основу создания трудового коллектива. Высшим органом трудового коллектива является общее собрание (конференция) работников. По его решению могут создаваться иные органы трудового коллектива и определяться их компетенция.


Администрация не является органом трудового коллектива. Она является органом нанимателя, собственника имущества данного предприятия. Часть администрации входит в трудовой коллектив во внешних его отношениях. Сотрудники администрации являются членами данного трудового коллектива, так как работают по трудовому договору (контракту).

Все трудовые коллективы можно классифицировать по двум основаниям:

1) по виду общественного труда и сфере его применения – производственные; обслуживающие население; сферы просвещения, здравоохранения, культуры и искусства, управленческие, технологические и другие;

2) по иерархии структурных подразделений: основной трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации; низовой, т.е. трудовой коллектив подразделения (цеха, отдела, филиала); первичный (трудовой коллектив производственных бригад, звеньев, участков).

Правовой статус трудового коллектива любого вида – это закрепленное законодательством его правовое положение, которое включает в себя правовую правосубъектность данного коллектива, основные права и обязанности (полномочия), их гарантии и ответственность. Правовая правосубъектность трудового коллектива возникает с момента его образования и прекращается с момента ликвидации производства. Основные права, обязанности и направления (сфера) деятельности трудового коллектива называют его полномочиями, которые одинаковы для всех трудовых коллективов Республики Беларусь.

Самоуправление трудового коллектива – это самостоятельное осуществление им в соответствии с уставом предприятия, законодательством и коллективным договором организационно-управленческих функций (решение определенных вопросов управления трудовым коллективом, его социального развития, организации и стимулирования труда, а также осуществление контроля за выполнением управленческих решений).

Особенностью трудового коллектива как субъекта права является то, что он призван выражать интересы своих членов. Все члены трудового коллектива наделены равными правами и имеют один голос для участия в голосовании при принятии решения.

5. Профсоюзы как субъект трудового права


Согласно Закону Республики Беларусь «О профессиональных союзах», в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора (соглашения), то рассмотрение трудовых споров в примирительных комиссиях допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа. Таким образом, профсоюз является участником трудовых отношений. В ст. 1 данного Закона установлено, что профессиональный союз (далее ‑ профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общеприз-нанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.


В области охраны труда и окружающей среды профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда и окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Профсоюзы имеют право участвовать в экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда. Профсоюзные организации вправе участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

В случае выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзы, общественные инспекторы профсоюзов по охране труда вправе требовать от нанимателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в государственные инспекции труда для принятия необходимых мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзы, их общественные инспекторы по охране труда вправе требовать от нанимателя приостановления работ до принятия решения соответствующими органами.

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их организационные структуры (подразделения) имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений) в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Переговоры и отчеты по выполнению заключенных коллективных договоров (соглашений) с профсоюзами проводятся гласно.

Профсоюзы могут заключать с соответствующими нанимателями, их объединениями, органами государственного управления соглашения по вопросам защиты трудовых и социально-экономических прав своих членов: определения основных критериев жизненного уровня трудящихся, размеров компенсаций в зависимости от роста цен, установления прожиточного минимума и своевременного пересмотра размеров пенсий, стипендий, пособий в зависимости от индекса роста цен, а также по другим вопросам в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Профсоюзные организации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения).

В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе направлять стороне коллективного договора (соглашения) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в двухнедельный срок. О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюзный комитет.

Профсоюзы также имеют право представлять и защищать права и интересы граждан в государственных органах по вопросам социального обеспечения и социального страхования, осуществлять общественный контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Профсоюзы осуществляют и иные функции в соответствии с законодательством.



Тема 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ


1. Понятие социального партнерства и его значение.

2. Принципы социального партнерства.

3. Коллективные переговоры.

4. Социально-партнерские соглашения.

5. Коллективный договор.


1. Понятие социального партнерства и его значение


В соответствии со ст. 352 ТК социальное партнерство это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства пред-ставлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, направленную на обеспечение согласования интересов работников и нанимателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Государство в этой системе призвано обеспечить эффективный социальный диалог между нанимателем и работниками, выступая в роли арбитра, контролера, гаранта, создать законодательную базу для социального партнерства. Фундаментом такой базы служат международные правовые акты, в частности, конвенции Международной организации труда № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» и др., Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Значение социального партнерства заключается в том, что оно:

а) является методом правового регулирования труда, служит согласованию интересов работников и нанимателей, органов государства;

б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК Республики Беларусь.


2. Принципы социального партнерства


Принципы социального партнерстваэто основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся:

1) равноправие сторон, проявляющееся как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением;

2) соблюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК Республики Беларусь, но и другие нормы трудового законодательства;

3) правомочие принятия обязательств, определяемое наличием письменных документов, подтверждающих полномочие сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;