ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 1309
Скачиваний: 13
4) добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-парт-нерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона;
5) учет возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;
6) обязанность выполнения договоренностей и ответственность за при-нятые обязательства;
7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
3. Коллективные переговоры
Основными организационно-правовыми формами социального партнерства являются консультации и ведение коллективных переговоров.
Консультации проводятся по наиболее сложным социально-экономи-ческим вопросам с участием соответствующих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.
Коллективные переговоры – это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и занятых у него работников.
Коллективные переговоры являются начальной стадией процедуры разработки, заключения и изменения коллективных договоров, соглашений. На переговорах рассматриваются вопросы:
1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;
2) заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и нанимателей.
При наличии на
уровне отрасли, территории, организации
нескольких представительных органов
работников (профсоюзов) правом на ведение
коллективных переговоров обладает
каждый представительный орган.
В
соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 15.07.1995 г. № 278 (в
ред. от 05.05.1999) «О развитии социального
партнерства в Республике Беларусь»
целесообразно заключать один договор
(соглашение).
В коллективных переговорах кроме представителей сторон могут участвовать и другие лица (специалисты, эксперты), которые консультируют, но не принимают участия в голосовании.
Порядок ведения коллективных переговоров следующий: каждая из сторон имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, другая сторона обязана начать переговоры в семидневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок. Для ведения переговоров стороны создают комиссию уполномоченных представителей на равноправной основе (из нечетного количества членов комиссии). Представители должны иметь документ, подтверждающий их полномочия. Наниматели обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут за это предусмотренную законом ответственность.
Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.
Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения или протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.
4. Социально-партнерские соглашения
Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.
Генеральное (республиканское) соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне.
Тарифное (отраслевое) соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Местное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двухсторонние и трехсторонние.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.
Сторонами соглашений могут быть:
– на республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь;
– на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;
– на местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
Соглашения заключаются в письменной форме на срок не менее чем на один год и не более чем на три года. Подписывается соглашение на каж-дой странице уполномоченными представителями.
Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь и в местных органах по труду Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Содержание соглашений, согласно ст. 360 ТК Республики Беларусь, определяется сторонами в пределах их компетенции.
Генеральное соглашение может содержать положения о:
1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
3) заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
4) обеспечении занятости;
5) охране окружающей среды;
6) иных трудовых и социально-экономических условиях.
Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
Изменения и дополнения соглашения принимаются в том же порядке, какой установлен для его заключения.
Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства.
Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.
5. Коллективный договор
Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.
В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет. Если интересы работников представляют несколько профсоюзов, стороной коллективного договора могут быть:
1) каждый из них от имени объединенных в нем работников;
2) профсоюз, объединяющий большинство работников у данного нанимателя или имеющий наибольшее число членов, которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами;
3) совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Если в организации более 50% работников не являются членами профсоюзов, они могут создавать свой орган в качестве стороны коллективного договора.
Второй стороной коллективного договора является наниматель или уполномоченный им представитель. Представителями со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, соответствующей квалификацией и опытом (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).
Ст. 364 ТК указывает, что содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаях. Этой статьей также определен примерный перечень положений, которые может содержать коллективный договор. Исходя из примерного перечня, можно сделать вывод, что содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По характеру все условия могут быть разделены на три вида:
1) нормативные
– закрепляют нормы централизованного
законодательства и локальные нормы
трудового права. Первая группа нормативных
положений имеет не только регулятивное,
но и важное информационное значение,
так как знакомит работников с установленными
законодательством важнейшими условиями
труда, дополнительными трудовыми
льготами и т.д. Вторая группа – локальные
нормы трудового права – устанавливаются
по вопросам, которые не в полной мере
урегулированы правом
в централизованном
порядке или которые конкретизируют
предусмотренные в них положения
применительно к условиям данной
организации. Локальные нормы предусматривают
повышенные гарантии реализации прав
работников организации (дополнительные
отпуска, выходные дни, формы и системы
оплаты труда, различные надбавки и
доплаты к заработной плате и иные права
и льготы). Нормативные условия действуют
весь срок коллективного договора;
2) обязательственные – не носят общего характера, а предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;
3) организационные – о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п.
Коллективный договор заключается в письменной форме на предприятиях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Для этого наниматель представляет в соответствующий орган:
1) заявление с просьбой о регистрации;
2) подписанный на каждой странице коллективный договор;
3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.
Регистрация коллективного договора осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленного коллективного договора ставится штамп о регистрации.
Коллективный договор заключается на срок, который определен сторонами, но не менее чем на один год и не более чем на три года. Вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливают стороны, и действует, как правило, до заключения нового договора. При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если сторонами не принято иное решение. При смене собственника имущества организации он действует в те-чение трех месяцев.
Изменения коллективного договора производятся только по взаимному согласию сторон в том же порядке, какой установлен для его заключения.
Действие коллективного договора распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, а также на работников, от имени которых он не заключался, при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.
Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующими у него коллективными договорами.
Работники, от имени которых заключен коллективный договор, информируются о его исполнении не реже одного раза в полугодие.
Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нормативные правовые акты
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн., 1997.
Трудовой кодекс Республики Беларусь.– Мн.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008. – № 3.
Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г. А. Василевича. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2005.