ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2690
Скачиваний: 4
Правила
применения поощрений определяются в
коллективном договоре и ПВТР. Уставами
и положениями о дисциплине предусматриваются
специфические основания для поощрения
работников применительно к особенностям
условий труда в данной отрасли народного
хозяйства.
В контракте должны быть
предусмотрены дополнительные меры
стимулирования труда, в том числе:
предоставление дополнительного
поощрительного отпуска с сохранением
заработной платы до пяти календарных
дней; повышение тарифной ставки (не
более чем на 50%, если больший размер не
предусмотрен законодательством). За
особые заслуги перед обществом и
государством по инициативе нанимателя
или ходатайству коллектива работники
могут быть представлены к награждению
государственной наградой. Поощрения
заносятся в трудовую книжку. Работникам,
успешно выполняющим свои трудовые
обязанности, предоставляются в первую
очередь преимущества и льготы в области
социально-культурного и жилищно-бытового
обслуживания.
В процессе использования метода принуждения применяют меры дисциплинарного воздействия.
3.
Дисциплинарная ответственность
и
дисциплинарные взыскания
В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда наряду с другими методами достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность – это применение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.
Состав дисциплинарного проступка включает четыре элемента: субъект, субъективную сторону, объект, объективную сторону. Субъектом дисциплинарного проступка является работник, состоящий в трудовых правоотношениях с нанимателем. Субъективная сторона выражается в психологическом отношении работника к совершенному проступку. Формы вины: умысел (прямой или косвенный) или неосторожность. Объект дисциплинарного проступка – это то, на что посягает нарушитель. К объектам можно отнести права и обязанности сторон трудового отношения, интересы нанимателя, государства, имущество нанимателя, правила внутреннего трудового распорядка и т. п. Объективную сторону дисциплинарного проступка образуют вредные последствия, состоящие в причинной связи с действием (бездействием) правонарушителя.
Выделяют общую и специальную дисциплинарную ответственность. Так, общая дисциплинарная ответственность наступает на основе ПВТР. Она распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к этой ответственности могут приниматься во внимание лишь проступки, непосредственно связанные с работой. Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе специальных нормативных актов: уставов и положений о дисциплине, действующих в отдельных отраслях; нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (государственными служащими, прокурорскими работниками и др.). Смысл и значение этой ответственности состоят в применении более строгих, специфических взысканий (санкций) к нарушителям, в том числе в ряде случаев и за проступки, непосредственно с работой не связанные.
В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение.
Указанные взыскания могут применяться к работникам, несущим любой вид дисциплинарной ответственности (общую и специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим. Для работников, несущих специальную ответственность, согласно ч. 2 ст. 198 ТК, могут применяться и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, а также иными актами законодательства.
Порядок
применения, обжалования и снятия
дисциплинарных
взысканий
В соответствии со ст. 199 ТК до применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. При отказе от дачи объяснения должен быть составлен акт с подписями присутствующих свидетелей. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя, который с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске. Днем обнаружения считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен.
При рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными органами дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными органами или организациями, – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Дисциплинарное взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по поручению иным органом (руководителем).
Независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности к работникам может применяться лишение премий всех видов за: отсутствие на рабочем месте без уважительной причины; несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин; использование государственного имущества в неслужебных целях. Уменьшается работнику отпуск в соответствующем году за прогул на число дней прогула, а также за умышленное неисполнение им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее двадцати четырех календарных дней.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в Комиссии по трудовым спорам или суде. Эти органы вправе отменить дисциплинарное взыскание. После отмены дисциплинарного взыскания наниматель вправе применить более мягкое дисциплинарное взыскание, если не истекли сроки, предусмотренные законодательством, в которые не включаются сроки рассмотрения трудового спора в органах по рассмотрению трудовых споров.
Вышестоящий орган (руководитель), рассматривающий трудовые споры отдельных категорий работников с особым характером труда, вправе отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим органом, если установит, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка. Усиление не допускается, если вопрос о наложении взыскания рассматривается по жалобе работника. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Взыскание погашается автоматически без издания приказа.
Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом.
Тема 15. ОХРАНА ТРУДА
1. Понятие и правовое регулирование охраны труда. Государственная политика и государственное управление в области охраны труда.
2. Организация охраны труда на предприятии.
3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
1.
Понятие и правовое регулирование охраны
труда.
Государственная политика и
государственное управление
в области
охраны труда
Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ч. 1 ст. 221 ТК).
Требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических (ч. 2 ст. 221).
Необходимо отметить, что понятие «охрана труда» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле в охрану труда включаются все нормы трудового права, так как они призваны охранять труд работников. В узком смысле охрана труда в трудовом праве – это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права. В институте охраны труда конкретизируются основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и соответствующее субъективное право работника и его гарантии.
Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда состоит в том, что она охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей; направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия; способствует его культурно-техническому росту и гуманизации труда. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени. Правовое значение охраны труда заключается в том, что она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизических особенностей организма подростков, трудоспособности инвалидов и др.
Цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: государственное управление деятельностью в области охраны труда; установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда; комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда и др. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области и требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работников.
Государственное управление охраной труда осуществляется на: республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда, иными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции; отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь; территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами (ст. 221/1 ТК).
Правовой основой организации работы по охране труда являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы Республики Беларусь «О пожарной безопасности», «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правила по охране труда; Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Строительные нормы и правила (СНиП); акты по гигиене труда и производственной санитарии (санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы); правила безопасности (ядерной, радиационной, лазерной, пожарной, электробезопасности) и др.
2. Организация охраны труда на предприятии
Организация охраны труда на предприятии начинается с ее планирования и финансирования. Планируется она комплексными планами улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, которые обсуждают и одобряют трудовые коллективы. Затем эти планы корректируются в коллективных договорах и соглашениях. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется организациями за счет: цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов (накладных расходов в строительных организациях и на стройках, осуществляемых хозрасчетным способом), если мероприятия носят некапитальный характер; сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятия носят некапитальный характер. Расходы, необходимые для создания безопасных условий труда при выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ, предусматриваются в плановых сметах затрат на эти работы и др.
В целях организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. При отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), или одним из руководителей. Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих на предприятии, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю) и относится к основным структурным подразделениям организации.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на нанимателя. В соответствии со ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты (если это используется несколькими нанимателями, то требования по охране труда выполняются совместно на основании письменного соглашения); условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии; организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников и др.