Файл: Учебное пособие Госбюджет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1596

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, экономическая сущность государственных расходов проявляется во многих видах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Государственные расходы играют важную роль в экономике, служат воспроизводству экономических и социальных отношений, дополняют или корректируют рыночный механизм, который может давать сбои, способствуют координации действий рыночных субъектов, а также смягчают дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству. При этом действенность государственных расходов зависит от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП), от их структуры и эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.


    1. Методы планирования расходов бюджета.


В активно развивающемся мире политика расходов практически всех

Государств характеризуется опережающим ростом расходов по сравнению с доходами, так что правительства вынуждены прибегать к долговому финансированию и, соответственно, планировать доходы и расходы на длительный срок – пять лет и более.

На практике применяются следующие методы планирования государственных расходов:

  • в процентах от ВВП;

  • в процентах от общего объема расходов бюджета;

  • по нормативам бюджетной обеспеченности;

  • по правилам сметно-бюджетного планирования в разрезе экономической классификации расходов бюджета;

  • - программно-целевой метод.

Основу для формирования расходов бюджета составляют государственные социальные минимальные стандарты. В Республике Беларусь они охватывают следующие формы:

- оплаты труда;

- пенсионного обеспечения;

- образования;

- здравоохранения;

-культуры;

- ж/к обслуживания;

- социальной поддержки и социального обслуживания.

Для создания населению равных условий в обеспеченности услугами

отраслей социальной сферы и бюджетными ресурсами расходы планируют на основе норматива бюджетной обеспеченности, который рассчитывается на одного жителя страны. С 2002 года Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на предстоящий год» ежегодно определяется норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и образование на одного жителя по бюджетам областей и г. Минска, а также по республике в целом.


    1. Расходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы.


В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.


Основы формирования расходов бюджета:

  • макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Беларусь и приоритеты бюджетной политики;

  • предельные возможности бюджета, определяемые его доходной частью;

  • государственные минимальные социальные стандарты, обеспечивающие реализацию закрепленных Конституцией РБ социальных прав граждан;

  • действующие в Республике Беларусь финансовые нормы и нормативы.

В нашей стране разработана и действует система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения.

Утверждены перечень и нормативы стандартов, предусматривающие единый подход к обслуживанию городского и сельского населения республики и охватывающие все сферы деятельности: жкх, образование, культуру, связь, транспорт, социальное обеспечение, здравоохранение, торговлю и бытовое обслуживание, физкультуру и спорт.

Расходы на финансирование соответствующих отраслей и сфер деятельности должны обеспечивать выполнение государственных социальных стандартов.

Специфические особенности расходов бюджета:

  • безвозмездность и безвозвратность;

  • целевая направленность.

Объем расходов республиканского бюджета определяется с учетом

программ социально-экономического развития Республики Беларусь и устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; местных бюджетов - определяется с учетом программ социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных единиц и устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Виды расходов бюджета определяются бюджетной классификацией расходов, а уровни бюджетов, финансирующих соответствующие расходы, - Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

В составе расходов бюджета на очередной финансовый год отражаются ассигнования на обслуживание долговых обязательств. Кроме того, в составе республиканского и местных бюджетов создаются, соответственно, резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Бюджетным кодексом Республики Беларусь введены следующие понятия:

бюджетные назначения - полномочия на использование и распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке;

бюджетные обязательства - расходные обязательства, полученные и принятые получателем бюджетных средств и (или) подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.


В основу распределения расходов по уровням бюджетной системы положены следующие принципы:

  • значимости расходов (с учетом полномочий органов власти);

  • уровня (подчиненности) распорядителя бюджетных средств;

  • территориальный.

В соответствии с принципом значимости из республиканского

бюджета финансируются наиболее значимые расходы, которые обеспечивают выполнение функций республиканских органов государственной власти и управления и не могут быть профинансированы из бюджетов других отраслей. Например, расходы на национальную оборону, международную деятельность, обслуживание государственного долга, на социальную политику, общегосударственные расходы, на выполнение государственных программ, нацеленных на инновационное развитие экономики, и др.

В зависимости от уровня (подчиненности) распорядителей бюджетных средств бюджетные назначения им устанавливаются в республиканском или местных бюджетах. Так, для государственных органов, государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь, бюджетные назначения устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Распорядители бюджетных средств по бюджетным назначениям, предусмотренным решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, получают их из соответствующих бюджетов.

В соответствии с принципом территориальности расходы финансируются из бюджета той административно-территориальной единицы, где расположен получатель бюджетных средств, производятся товары или оказываются услуги.

В целом в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь более 40 % – это социально ориентированные расходы, значительную долю занимают расходы на общегосударственную деятельность, что связано с ростом платежей по внешнему государственному долгу, а также расходы на национальную экономику.




Тема 7. Дефицит бюджета и источники его финансирования


7.1 Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

7.2 Источники финансирования бюджетного дефицита

7.3 Сущность государственного кредита. Формы долговых обязательств Республики Беларусь.

7.4.Понятие государственного долга и управление им.



7.1 Понятие бюджетного дефицита, причины его образования и источники финансирования


Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных доходами.


Дефицит может отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов. Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике. В отдельных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств, когда средств и резервов у государства недостаточно.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием чрезмерных государственных расходов, ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы и циклических спадов в экономике.

Однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита вряд ли возможно. Однако можно назвать много факторов, которые в разной степени влияют на доходную и расходную части бюджета:

  • сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

  • увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

  • уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

  • сокращение доходов из-за низкой их собираемости;

  • увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

  • увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;

  • увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест.

Таким образом, причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

  • Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

  • Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

  • Неэффективность финансовой системы государства.

  • Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

  • Коррупция в государственном секторе.

  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Различают следующие виды бюджетных дефицитов:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.


«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).