ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2566
Скачиваний: 2
101
законодательством. По фактам выявленных нарушений должностным
лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть
составлен протокол об административном правонарушении и (или)
вынесено постановление по делу об административном правонару-
шении.
8.6 Организационная система управления
налогообложением
Общее управление налогообложением в Республике Беларусь
осуществляется высшими органами государственной власти – Пар-
ламентом, Президентом, Правительством. Они определяют основные
принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику.
Оперативное управление осуществляют финансовые органы –
Министерство финансов и его органы; Министерство по налогам
и сборам и его территориальные инспекции; Комитет государствен-
ного контроля; Государственный таможенный комитет, которые дей-
ствуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим
законодательством. Управление налогообложением на предприятиях,
в организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляет-
ся финансовыми отделами и бухгалтерскими службами.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь яв-
ляется республиканским органом государственного управления,
проводящим государственную политику, осуществляющим регули-
рование и управление в сфере налогообложения, контроля за про-
изводством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий
и координирующим деятельность в этой сфере других республикан-
ских органов государственного управления.
В структуру Министерства по налогам и сборам Республики Бела-
русь входят Департамент по контролю за производством и оборотом
алкогольной продукции и табачных изделий, отделы, а также инспек-
ции по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь кон-
тролирует соблюдение налогового законодательства и выполняет
следующие функции:
– контроль за соблюдением налогового законодательства;
– организует деятельность своих инспекций;
102
– разрабатывает в пределах своей компетенции предложения
по совершенствованию налоговой политики, законодательства о на-
логах и предпринимательстве;
– проводит разъяснительную работу по вопросам применения
законодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма-
тивно-правовые акты по вопросам налогообложения;
– разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, от-
четов, деклараций и других документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов;
– анализирует отчетные данные, результаты проверок правиль-
ности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов
в бюджет и на основании их анализа разрабатывает предложения по
совершенствованию деятельности инспекций Министерства по на-
логам и сборам Республики Беларусь;
– осуществляет иные функции, предусмотренные налоговым
зако нодательством.
Налоговые инспекции на местах имеют право:
– проводить проверки в организациях;
– проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой
налогов;
– получать от налогоплательщиков необходимые справки, сведе-
ния по вопросам проверок;
– обследовать с соблюдением соответствующих правил склад-
ские, торговые и иные помещения организаций;
– приостанавливать операции предприятий, организаций и граж-
дан по счетам в банках в случае непредставления налоговым орга-
нам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а так-
же невыполнения требований налоговых органов по устранению
выявленных нарушений;
– проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, а также
сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым зако-
нодательством;
– применять к налогоплательщикам финансовые санкции за на-
рушения налогового законодательства и иные права, предусмотрен-
ные законодательством.
Налоговые органы и их должностные лица несут ответствен-
ность за неправильные решения, действия и бездействия, могут
103
быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной
ответственности за вред, причиненный налогоплательщику.
Таможенные органы выполняют функции по контролю за со-
блюдением налогового законодательства при перемещении товаров
через границу страны, за правильностью исчисления и уплаты тамо-
женных пошлин.
Министерство финансов Республики Беларусь при участии
Министерства по налогам и сборам и с привлечением заинтересо-
ванных центральных органов исполнительной власти выполняет
в области налогообложения следующие функции:
– разрабатывает концепцию и направления реформирования на-
логовой политики, предложения по совершенствованию налоговой
политики и налоговой системы, необходимые меры по налоговому
стимулированию предпринимательской деятельности;
– участвует в разработке международных соглашений между
Рес публикой Беларусь и другими государствами об устранении
двойного налогообложения доходов и имущества;
– определяет проекты нормативов отчислений от республикан-
ских налогов и доходов в местные бюджеты.
За соблюдение налогового законодательства несет ответствен-
ность также Комитет государственного контроля Республики
Беларусь. Его задачи – предупреждение, выявление и пресечение
налоговых преступлений; оперативно-розыскная деятельность
и контроль за исполнением налогового законодательства, а также
обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций; защи-
та их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении
ими служебных обязанностей; выявление и пресечение коррупции
в налоговых органах.
104
список литературы
1 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть):
Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-3: в ред. Закона Респ.
Бела русь от 26.12.2007 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ.
Бела русь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа:
01.12.2012.
2 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Ко-
декс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 71-3 // Нац. правовой Интер-
нет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр пра-
вовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.
by/. – Дата доступа: 01.12.2012.
3 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Бела-
русь, 26 окт. 2012 г., № 432-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ.
Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ.
Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата до-
ступа: 05.12.2012.
4 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятель-
ности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь,
16 окт. 2009 г., № 510 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Бела-
русь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. – Режим доступа: http:// www.pravo.by/. – Дата доступа:
05.12.2012.
5 О таможенном тарифе Республики Беларусь: Закон Респ. Бела-
русь, 3 февр. 1993 г., № 2151- ХII // Нац. правовой Интернет-портал
Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин-
форм. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата
доступа: 05.12.2012.
6 О таможенных сборах: Указ Президента Респ. Беларусь,
13 июля 2006 г., № 443 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Бела-
русь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа:
05.12.2012.
7 Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защи-
ты населения Министерства труда и социальной защиты Респуб лики
105
Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 февр. 1996 г., № 138 // Консультант
Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. –
Минск, 2001.
8 Об утверждении Положения о Министерстве по налогам и сбо-
рам Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ.
Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1592: в ред. постановления Совета Ми-
нистров Респ. Беларусь от 18.03.2010 г. № 384 // Нац. правовой Ин-
тернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http: //www.
pravo.by/. – Дата доступа: 05.12.2012.
9 Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева
[и др.]; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 447 с.
10 Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под
общей ред. Н.Е. Зайца, Т.Е. Бондарь. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск:
Выш. шк., 2006. – 303 с.
11 Заяц, Н.Е. Теория налогов: учебник / Н.Е. Заяц. – Минск:
БГЭУ, 2002.
12 Налоговый механизм: теория и практика. Налоги. Таможенно-
тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: посо-
бие / С.И. Адаменкова [и др.]; под ред. С.И. Адаменковой. – 4-е изд.,
доп. и перераб. – Минск: Элайда, 2007. – 608 с.
13 Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах
и комментариях / В.А. Гюрджан [и др.]; под ред. В.А. Гюрджан. –
Минск: ПЧУП «Светоч», 2002.
14 Налоги: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Зайца. –
Минск: Выш. шк., 2008. – 303 с.
15 Налоговый контроль: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]; под
ред. Е.Ф. Киреевой, И.А. Лукьяновой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 219 с.
16 Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистран-
тов / под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 519 с.
17 Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред.
Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е, стереотип. – Минск: БГЭУ,
2006. – 351 с.