Файл: М-916.Хоменко_Налоги и налогообл_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2566

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

законодательством. По фактам выявленных нарушений должностным 

лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть 

составлен протокол об административном правонарушении и (или) 

вынесено постановление по делу об административном правонару-

шении.

8.6  Организационная система управления  

налогообложением

Общее  управление  налогообложением  в  Республике  Беларусь 

осуществляется  высшими  органами  государственной  власти  –  Пар-

ламентом, Президентом, Правительством. Они определяют основные 

принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. 

Оперативное  управление  осуществляют  финансовые  органы  – 

Министерство  финансов  и  его  органы;  Министерство  по  налогам 

и сборам и его территориальные инспекции; Комитет государствен-

ного контроля; Государственный таможенный комитет, которые дей-

ствуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим 

законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, 

в организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляет-

ся финансовыми отделами и бухгалтерскими службами.

Министерство  по  налогам  и  сборам  Республики  Беларусь  яв-

ляется  республиканским  органом  государственного  управления, 

проводящим государственную политику, осуществляющим регули-

рование и управление в сфере налогообложения, контроля за про-

изводством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий 

и координирующим деятельность в этой сфере других республикан-

ских органов государственного управления.

В структуру Министерства по налогам и сборам Республики Бела-

русь входят Департамент по контролю за производством и оборотом 

алкогольной продукции и табачных изделий, отделы, а также инспек-

ции по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь кон-

тролирует  соблюдение  налогового  законодательства  и  выполняет 

следующие функции:

– контроль за соблюдением налогового законодательства;

– организует деятельность своих инспекций;


background image

102

–  разрабатывает  в  пределах  своей  компетенции  предложения 

по совершенствованию налоговой политики, законодательства о на-

логах и предпринимательстве;

–  проводит  разъяснительную  работу  по  вопросам  применения 

законодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма-

тивно-правовые акты по вопросам налогообложения;

– разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, от-

четов, деклараций и других документов, связанных с исчислением 

и уплатой налогов;

– анализирует отчетные данные, результаты проверок правиль-

ности  исчисления,  полноты  и  своевременности  внесения  налогов 

в бюджет и на основании их анализа разрабатывает предложения по 

совершенствованию деятельности инспекций Министерства по на-

логам и сборам Республики Беларусь;

–  осуществляет  иные  функции,  предусмотренные  налоговым 

зако нодательством.

Налоговые инспекции на местах имеют право:

– проводить проверки в организациях;

– проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой 

налогов;

– получать от налогоплательщиков необходимые справки, сведе-

ния по вопросам проверок;

– обследовать с соблюдением соответствующих правил склад-

ские, торговые и иные помещения организаций;

–  приостанавливать операции предприятий, организаций и граж-

дан по счетам в банках в случае непредставления налоговым орга-

нам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а так-

же  невыполнения  требований  налоговых  органов  по  устранению 

выявленных нарушений;

– проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, а также 

сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым зако-

нодательством;

– применять к налогоплательщикам финансовые санкции за на-

рушения налогового законодательства и иные права, предусмотрен-

ные законодательством.

Налоговые  органы  и  их  должностные  лица  несут  ответствен-

ность за неправильные решения, действия и бездействия, могут 


background image

103

быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной 

ответственности за вред, причиненный налогоплательщику.

Таможенные  органы  выполняют  функции  по  контролю  за  со-

блюдением налогового законодательства при перемещении товаров 

через границу страны, за правильностью исчисления и уплаты тамо-

женных пошлин.

Министерство  финансов  Республики  Беларусь  при  участии 

 Министерства по налогам и сборам и с привлечением заинтересо-

ванных  центральных  органов  исполнительной  власти  выполняет 

в области налогообложения следующие функции:

– разрабатывает концепцию и направления реформирования на-

логовой политики, предложения по совершенствованию налоговой 

политики и налоговой системы, необходимые меры по налоговому 

стимулированию предпринимательской деятельности;

–  участвует  в  разработке  международных  соглашений  между 

Рес публикой  Беларусь  и  другими  государствами  об  устранении 

двойного налогообложения доходов и имущества;

– определяет проекты нормативов отчислений от республикан-

ских налогов и доходов в местные бюджеты.

За  соблюдение  налогового  законодательства  несет  ответствен-

ность  также  Комитет  государственного  контроля  Республики 

 Беларусь. Его задачи – предупреждение, выявление и пресечение 

налоговых  преступлений;  оперативно-розыскная  деятельность 

и  контроль  за  исполнением  налогового  законодательства,  а  также 

обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций; защи-

та их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении 

ими служебных обязанностей; выявление и пресечение коррупции  

в налоговых органах.


background image

104

список литературы

1  Налоговый  кодекс  Республики  Беларусь  (Общая  часть): 

 Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-3: в ред. Закона Респ. 

Бела русь  от  26.12.2007  г.  //  Нац.  правовой  Интернет-портал  Респ. 

Бела русь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. 

Беларусь.  –  Режим  доступа:  http://www.pravo.by/.  –  Дата   доступа: 

01.12.2012.

2  Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Ко-

декс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 71-3 // Нац. правовой Интер-

нет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр пра-

вовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.

by/. – Дата доступа: 01.12.2012.

3  О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Бела-

русь, 26 окт. 2012 г., № 432-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. 

Беларусь  [Электронный  ресурс]  /  Нац.  центр  правовой  информ. 

Респ.  Беларусь.  –  Режим  доступа:  http://www.pravo.by/.  –  Дата  до-

ступа: 05.12.2012.

4  О  совершенствовании  контрольной  (надзорной)  деятель-

ности  в  Республике  Беларусь:  Указ  Президента  Респ.  Беларусь, 

16 окт. 2009 г., № 510 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Бела-

русь  [Электронный  ресурс]  /  Нац.  центр  правовой  информ.  Респ. 

Беларусь.  –  Режим  доступа:  http://  www.pravo.by/.  –  Дата  доступа: 

05.12.2012.

5  О таможенном тарифе Республики Беларусь: Закон Респ. Бела-

русь, 3 февр. 1993 г., № 2151- ХII // Нац. правовой Интернет-портал 

Респ.  Беларусь  [Электронный  ресурс]  /  Нац.  центр  правовой  ин-

форм. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата 

доступа: 05.12.2012.

6  О  таможенных  сборах:  Указ  Президента  Респ.  Беларусь, 

13 июля 2006 г., № 443 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Бела-

русь  [Электронный  ресурс]  /  Нац.  центр  правовой  информ.  Респ. 

Беларусь.  –  Режим  доступа:  http://www.pravo.by/.  –  Дата  доступа: 

05.12.2012.

7  Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защи-

ты населения Министерства труда и социальной защиты Респуб лики  


background image

105

Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 февр. 1996 г., № 138 // Консультант 

Плюс:  Беларусь.  Технология  3000  [Электронный  ресурс]  /  ООО 

«ЮрСпектр»,  Нац.  центр  правовой  информ.  Респ.  Беларусь.  – 

Минск, 2001.

8  Об утверждении Положения о Министерстве по налогам и сбо-

рам Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. 

Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1592: в ред. постановления Совета Ми-

нистров Респ. Беларусь от 18.03.2010 г. № 384 // Нац. правовой Ин-

тернет-портал  Респ.  Беларусь  [Электронный  ресурс]  /  Нац.  центр 

правовой  информ.  Респ.  Беларусь.  –  Режим  доступа:  http:  //www.

pravo.by/. – Дата доступа: 05.12.2012.

9  Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева 

[и др.]; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 447 с.

10  Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под 

общей ред. Н.Е. Зайца, Т.Е. Бондарь. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: 

Выш. шк., 2006. – 303 с.

11  Заяц,  Н.Е.  Теория  налогов:  учебник  /  Н.Е.  Заяц.  –  Минск: 

БГЭУ, 2002.

12  Налоговый механизм: теория и практика. Налоги. Таможенно-

тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: посо-

бие / С.И. Адаменкова [и др.]; под ред. С.И. Адаменковой. – 4-е изд., 

доп. и перераб. – Минск: Элайда, 2007. – 608 с.

13  Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах 

и комментариях / В.А. Гюрджан [и др.]; под ред. В.А. Гюрджан. – 

Минск: ПЧУП «Светоч», 2002.

14  Налоги: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Зайца. – 

Минск: Выш. шк., 2008. – 303 с. 

15  Налоговый контроль: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]; под 

ред. Е.Ф. Киреевой, И.А. Лукьяновой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 219 с. 

16  Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистран-

тов / под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 519 с.

17  Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е.  Заяц [и др.]; под ред. 

Н.Е.  Зайца,  М.К.  Фисенко.  –  Изд.  2-е,  стереотип.  –  Минск:  БГЭУ, 

2006. – 351 с.