ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2572
Скачиваний: 2
91
Резиденты СЭЗ выполняют обязанности налоговых агентов при
выплате заработной платы наемным работникам, т. е. удерживают
и перечисляют в бюджет налоги и сборы, установленные законода-
тельством (подоходный налог и отчисления в ФСЗН).
Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Респу-
блики Беларусь товаров собственного производства, которые произ-
ведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в
соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются
налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10)
процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применя-
ется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г.
Особенности налогообложения для резидентов СЭЗ, зарегистри-
рованных до 01.04.2008 г., остаются неизменными до 31.03.2015 г.,
а для зарегистрированных после 01.04.2008 г. – в течение 7 лет с даты
регистрации в качестве резидента СЭЗ.
Тема 8 уПРаВление налОгООблОжением
8.1 Права налогоплательщиков.
8.2 Обязанности налогоплательщиков.
8.3 Налоговые нарушения и их виды, ответственность налого-
плательщиков.
8.4 Порядок взыскания и возврата налоговых и неналоговых
платежей.
8.5 Налоговый контроль.
8.6 Организационная система управления налогообложением.
8.1 Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
–
получать от налоговых органов по месту постановки на учет
бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошли-
нах), актах налогового законодательства (включая письменные разъ-
яснения по вопросам их применения), а также о правах и обязанно-
стях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
–
использовать налоговые льготы при наличии оснований
и в порядке, установленных актами налогового законодательства;
92
–
на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне
взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, уста-
новленном законодательством;
–
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения
по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт или
справку проверки; представлять в налоговые органы и их должност-
ным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (по-
шлин), а также возражения по акту или справке проверки;
–
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюде-
ния актов налогового законодательства при совершении ими дей-
ствий в отношении плательщиков;
–
требовать соблюдения налоговой тайны;
–
обжаловать решения налоговых органов, действия (бездей-
ствие) их должностных лиц и иные права, установленные актами
налогового законодательства [1, ст. 21].
8.2 Обязанности налогоплательщиков
Плательщики налогов обязаны
:
–
уплачивать установленные налоговым законодательством
нало ги, сборы (пошлины);
–
стать на учет в налоговых органах в порядке, установленном
законодательством (налоговый орган обязан осуществить постанов-
ку на учет плательщика в течение двух рабочих дней со дня полу-
чения информационной карты от регистрирующего органа или за-
явления плательщика с приложением необходимых документов
(сведений));
–
вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных
объектов налогообложения;
–
представлять в налоговый орган по месту постановки на учет
в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты
и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие доку-
менты и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыска-
ния налогов, сборов (пошлин);
–
подписать акт или справку проверки, а при наличии возраже-
ний представить их в сроки, установленные законодательством;
–
представлять документы, подтверждающие право на налого-
вые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его
требованию либо налоговому агенту;
93
–
обеспечивать в течение сроков, установленных законодатель-
ством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов
(расходов) и иных объектов налогообложения, других документов
и сведений, необходимых для налогообложения;
–
при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обе-
спечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяе-
мом законодательством;
–
являясь источником выплаты дохода для других организаций
и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом,
удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сбо-
ры (пошлины);
–
выполнять другие обязанности, установленные актами нало-
гового законодательства [1, ст. 22].
8.3 налоговые нарушения и их виды,
ответственность налогоплательщиков
Налоговое нарушение
–
это противоправное действие или без-
действие, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее ис-
полнение налогоплательщиком норм и положений, установленных
актами налогового законодательства.
Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно
или по небрежности. Если лицо, совершившее нарушение, созна-
вало противоправный характер своего действия или бездействия,
предвидело его последствия и сознательно их допускало, то такое
действие считается
совершенным умышленно
. Противоправное
действие признается
совершенным по небрежности
, если лицо,
его совершившее, предвидело возможность наступления вредных
последствий своего действия или бездействия, но рассчитывало на
их предотвращение либо не предвидело возможности наступления
таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Налогоплательщик вправе доказать, что противоправное дей-
ствие совершено небрежно, а не умышленно.
Существуют следую-
щие виды налоговых нарушений
:
– нарушение порядка постановки на налоговый учет и уклоне-
ние от него;
– фальсификация данных учета и отчетности, уклонение от учета
и искажение данных об открытии счета в банках;
94
– заведомое сокрытие налоговых преступлений, порча докумен-
тов, подлог ценностей, другие преступления;
– нарушение правил декларирования, уклонение от деклариро-
вания;
– нарушение порядка хранения документов по налогообложению;
– неправильное уменьшение сумм налогов и сборов;
– неправомерный зачет или возврат сумм налогов;
– неверное применение режима налоговых льгот;
– противодействие налоговым органам, отказ от выдачи налого-
вых документов; уклонение от налогообложения;
– неисполнение банком требований по приостановлению опера-
ций по счетам и взиманию налогов при наличии средств;
– несоблюдение порядка пользования арестованным имуще-
ством;
– незаконное воздействие на налоговые органы в целях сокры-
тия нарушений и др.
Лица, совершившие налоговые нарушения, привлекаются к фи-
нансовой, административной либо уголовной ответственности, пред-
усмотренной законодательными актами Республики Беларусь, дей-
ствующими на момент или в течение совершения этого нарушения.
Меры административной ответственности определены в соот-
ветствии с Кодексом Республики Беларусь об административных
правонарушениях в базовых величинах или в проценте от суммы на-
логового платежа, подлежащего уплате. Они могут ограничиваться
пороговыми размерами или быть установлены в диапазонных значе-
ниях, что позволяет учитывать смягчающие или отягощающие об-
стоятельства. Уголовная ответственность в соответствии с Уголов-
ным кодексом Республики Беларусь применяется непосредственно
к должностным лицам организации или иным физическим лицам за
ведение незаконной лжепредпринимательской деятельности, укло-
нение от уплаты налоговых платежей путем сокрытия, умышленно-
го занижения налоговой базы, непредставления налоговых декла-
раций или отражения в них заведомо ложных сведений, повлекших
крупный или особо крупный ущерб.
95
8.4 Порядок взыскания и возврата
налоговых и неналоговых платежей
Суммы налогов, неналоговых платежей в бюджет, штрафов
и суммы других финансовых санкций, не внесенные в установлен-
ные сроки, пени за несвоевременное внесение платежей взыскива-
ются за все время уклонения от уплаты по распоряжению налоговых
органов в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном по-
рядке с физических лиц.
При взыскании налога, сбора (пошлины), пени налоговым или
таможенным органом могут быть применены приостановление опе-
раций по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банках
и (или) наложение ареста на имущество плательщика (иного обязан-
ного лица) в порядке, установленном законодательством.
Решение налогового или таможенного органа о взыскании нало-
га, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах пла-
тельщика (иного обязанного лица) – организации незамедлительно
доводится до сведения банка, где открыты счета плательщика (иного
обязанного лица) – организации, и подлежит безусловному испол-
нению банком в первоочередном порядке не позднее одного бан-
ковского дня со дня получения им этого решения. При этом банком
приостанавливаются, если иное не установлено законодательством,
все другие расходные операции по счетам плательщика (иного обя-
занного лица) – организации.
Причитающиеся в доход бюджета суммы (задолженность по
платежам, финансовые санкции, штрафы) при недостаточности руб-
левых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах
плательщиков выплачиваются в валюте по курсу, действующему на
дату взыскания.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств деби-
торов плательщика (иного обязанного лица) – организации произво-
дится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его
заместителя) налогового органа по месту постановки на учет платель-
щика (иного обязанного лица). Решение о взыскании налога, сбора
(пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обя-
занного лица) принимается с учетом сроков исполнения обязательств
между плательщиком (иным обязанным лицом) и его дебиторами.