Файл: М-916.Хоменко_Налоги и налогообл_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2513

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91

Резиденты СЭЗ выполняют обязанности налоговых агентов при 

выплате заработной платы наемным работникам, т. е. удерживают 

и перечисляют в бюджет налоги и сборы, установленные законода-

тельством (подоходный налог и отчисления в ФСЗН).

Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Респу-

блики Беларусь товаров собственного производства, которые произ-

ведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в 

соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются 

налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) 

процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применя-

ется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г.

Особенности налогообложения для резидентов СЭЗ, зарегистри-

рованных до 01.04.2008 г., остаются неизменными до 31.03.2015 г., 

а для зарегистрированных после 01.04.2008 г. – в течение 7 лет с даты 

регистрации в качестве резидента СЭЗ.

Тема 8  уПРаВление налОгООблОжением

8.1 Права налогоплательщиков.

8.2 Обязанности налогоплательщиков.

8.3 Налоговые нарушения и их виды, ответственность налого-

плательщиков.

8.4  Порядок  взыскания  и  возврата  налоговых  и  неналоговых 

платежей.

8.5 Налоговый контроль.

8.6 Организационная система управления налогообложением.

8.1  Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

– 

получать от налоговых органов по месту постановки на учет 

бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошли-

нах), актах налогового законодательства (включая письменные разъ-

яснения по вопросам их применения), а также о правах и обязанно-

стях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

– 

использовать  налоговые  льготы  при  наличии  оснований  

и в порядке, установленных актами налогового законодательства;


background image

92

– 

на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне 

взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, уста-

новленном законодательством;

– 

присутствовать при проведении проверки, давать объяснения 

по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт или 

справку проверки; представлять в налоговые органы и их должност-

ным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (по-

шлин), а также возражения по акту или справке проверки;

– 

требовать от должностных лиц налоговых органов соблюде-

ния  актов  налогового  законодательства  при  совершении  ими  дей-

ствий в отношении плательщиков;

– 

требовать соблюдения налоговой тайны;

  обжаловать  решения  налоговых  органов,  действия  (бездей-

ствие)  их  должностных  лиц  и  иные  права,  установленные  актами 

налогового законодательства [1, ст. 21].

8.2  Обязанности налогоплательщиков

Плательщики налогов обязаны

–  

уплачивать  установленные  налоговым  законодательством 

нало ги, сборы (пошлины);

–  

стать на учет в налоговых органах в порядке, установленном 

законодательством (налоговый орган обязан осуществить постанов-

ку на учет плательщика в течение двух рабочих дней со дня полу-

чения информационной карты от регистрирующего органа или за-

явления  плательщика  с  приложением  необходимых  документов 

(сведений));

– 

вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных 

объектов налогообложения; 

– 

представлять в налоговый орган по месту постановки на учет 

в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты 

и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие доку-

менты и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыска-

ния налогов, сборов (пошлин);

– 

подписать акт или справку проверки, а при наличии возраже-

ний представить их в сроки, установленные законодательством;

– 

представлять документы, подтверждающие право на налого-

вые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его 

требованию либо налоговому агенту;


background image

93

– 

обеспечивать в течение сроков, установленных законодатель-

ством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов 

(расходов)  и  иных  объектов  налогообложения,  других  документов 

и сведений, необходимых для налогообложения;

– 

при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обе-

спечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяе-

мом законодательством;

– 

являясь источником выплаты дохода для других организаций 

и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, 

удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сбо-

ры (пошлины);

– 

выполнять другие обязанности, установленные актами нало-

гового законодательства [1, ст. 22].

8.3  налоговые нарушения и их виды,  

ответственность налогоплательщиков

Налоговое нарушение

 – 

это противоправное действие или без-

действие, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее ис-

полнение  налогоплательщиком  норм  и  положений,  установленных 

актами налогового законодательства.

Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно 

или  по  небрежности.  Если  лицо,  совершившее  нарушение,  созна-

вало  противоправный  характер  своего  действия  или  бездействия, 

предвидело его последствия и сознательно их допускало, то такое 

действие  считается 

совершенным  умышленно

.  Противоправное 

действие  признается 

совершенным  по  небрежности

,  если  лицо, 

его  совершившее,  предвидело  возможность  наступления  вредных 

последствий своего действия или бездействия, но рассчитывало на 

их предотвращение либо не предвидело возможности наступления 

таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Налогоплательщик  вправе  доказать,  что  противоправное  дей-

ствие совершено небрежно, а не умышленно. 

Существуют следую-

щие виды налоговых нарушений

:

– нарушение порядка постановки на налоговый учет и уклоне-

ние от него;

– фальсификация данных учета и отчетности, уклонение от учета 

и искажение данных об открытии счета в банках;


background image

94

– заведомое сокрытие налоговых преступлений, порча докумен-

тов, подлог ценностей, другие преступления;

– нарушение правил декларирования, уклонение от деклариро-

вания;

– нарушение порядка хранения документов по налогообложению;

– неправильное уменьшение сумм налогов и сборов;

– неправомерный зачет или возврат сумм налогов;

– неверное применение режима налоговых льгот;

– противодействие налоговым органам, отказ от выдачи налого-

вых документов; уклонение от налогообложения;

– неисполнение банком требований по приостановлению опера-

ций по счетам и взиманию налогов при наличии средств;

–  несоблюдение порядка пользования арестованным имуще-

ством;

– незаконное воздействие на налоговые органы в целях сокры-

тия нарушений и др.

Лица, совершившие налоговые нарушения, привлекаются к фи-

нансовой, административной либо уголовной ответственности, пред-

усмотренной  законодательными  актами  Республики  Беларусь,  дей-

ствующими на момент или в течение совершения этого нарушения.

Меры  административной  ответственности  определены  в  соот-

ветствии  с  Кодексом  Республики  Беларусь  об  административных 

правонарушениях в базовых величинах или в проценте от суммы на-

логового платежа, подлежащего уплате. Они могут ограничиваться 

пороговыми размерами или быть установлены в диапазонных значе-

ниях, что позволяет учитывать смягчающие или отягощающие об-

стоятельства. Уголовная ответственность в соответствии с Уголов-

ным кодексом Республики Беларусь применяется непосредственно 

к должностным лицам организации или иным физическим лицам за 

ведение  незаконной  лжепредпринимательской  деятельности,  укло-

нение от уплаты налоговых платежей путем сокрытия, умышленно-

го  занижения  налоговой  базы,  непредставления  налоговых  декла-

раций или отражения в них заведомо ложных сведений, повлекших 

крупный или особо крупный ущерб.


background image

95

8.4  Порядок взыскания и возврата  

налоговых и неналоговых платежей 

Суммы  налогов,  неналоговых  платежей  в  бюджет,  штрафов 

и суммы других финансовых санкций, не внесенные в установлен-

ные сроки, пени за несвоевременное внесение платежей взыскива-

ются за все время уклонения от уплаты по распоряжению налоговых 

органов в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном по-

рядке с физических лиц. 

При взыскании налога, сбора (пошлины), пени налоговым или 

таможенным органом могут быть применены приостановление опе-

раций  по  счетам  плательщика  (иного  обязанного  лица)  в  банках 

и (или) наложение ареста на имущество плательщика (иного обязан-

ного лица) в порядке, установленном законодательством.

Решение налогового или таможенного органа о взыскании нало-

га, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах пла-

тельщика (иного обязанного лица) – организации незамедлительно 

доводится до сведения банка, где открыты счета плательщика (иного 

обязанного лица) – организации, и подлежит безусловному испол-

нению  банком  в  первоочередном  порядке  не  позднее  одного  бан-

ковского дня со дня получения им этого решения. При этом банком 

приостанавливаются, если иное не установлено законодательством, 

все другие расходные операции по счетам плательщика (иного обя-

занного лица) – организации.

Причитающиеся  в  доход  бюджета  суммы  (задолженность  по 

платежам, финансовые санкции, штрафы) при недостаточности руб-

левых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах 

плательщиков выплачиваются в валюте по курсу, действующему на 

дату взыскания. 

Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств деби-

торов плательщика (иного обязанного лица) – организации произво-

дится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его 

заместителя) налогового органа по месту постановки на учет платель-

щика  (иного  обязанного  лица).  Решение  о  взыскании  налога,  сбора 

(пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обя-

занного лица) принимается с учетом сроков исполнения обязательств 

между плательщиком (иным обязанным лицом) и его дебиторами.