ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2567
Скачиваний: 2
6
Тема 1 ЭкОнОмическая сущнОсТь налОгОВ
и ОснОВы налОгООблОжения
1.1 История возникновения и развития налогов.
1.2 Сущность налогов и сборов.
1.3 Функции налогов.
1.4 Принципы построения системы налогообложения.
1.5 Элементы налога и налоговая терминология.
1.5.1 Субъекты налогообложения.
1.5.2 Объекты налогообложения.
1.5.3 Источники налоговых платежей.
1.5.4 Налоговые льготы.
1.5.5 Налоговые ставки, их виды.
1.6 Классификация налогов.
1.7 Общая характеристика налоговой системы Республики
Беларусь.
1.1 история возникновения и развития налогов
Теория налогообложения является составной частью экономи-
ческой науки. Причем практическое налогообложение появилось
задолго до возникновения экономики как отрасли знания. Налоги,
прежде чем стать частью экономики, в течение многих веков разви-
вались эмпирически (опытным путем).
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить
три основных этапа. На
начальном этапе
развития – от Древнего
мира до начала Средних веков – государство не имело финансового
аппарата для установления и сбора налогов. Оно определяло лишь
общую сумму средств, которую следует получить, а сбор налогов
поручался городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи
откупщиков.
В период XVI – начало XIX вв.
возникает сеть государственных
учреждений, в том числе финансовых. Государство устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессами сбора налогов, опреде-
ляет этот процесс более широко. Роль откупщиков налогов в этот
период была еще очень велика. На
современном этапе
государство
берет на себя все функции установления правил обложения и взи-
мания налогов. Региональные органы власти, органы местного
7
самоуправления выполняют роль помощников государства, имея
ту или иную степень самостоятельности.
Основы государственной системы налогообложения, в том чис-
ле и декларирования доходов, были заложены в Древнем Риме.
Преобразование финансового хозяйства начал Юлий Цезарь, для
каждой общины определив сумму, которую она должна была внести
в государственную казну. Многие города получили налоговые льго-
ты. Император Август Октавиан продолжил эту деятельность.
Позднее в Византийской империи был введен 21 вид прямых
налогов: поземельный, подушная подать, на оснащение армии, на
покупку лошадей, на рекрутов (заплатив этот налог, можно было
освободиться от воинской повинности), пошлина на продажу това-
ров и т. д. Широко практиковались чрезвычайные налоги, например,
на строительство флота и др.
В Древнерусском государстве с конца IX в. основным источни-
ком доходов княжеской казны была дань – по сути, сначала нерегу-
лярный, а затем все более систематический прямой налог. На Руси
практиковались поземельное обложение, пошлины. В летописях
упоминается пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей,
с соляных варниц, с рыбных промыслов, медовая и т. д. Кроме дани
источником дохода казны служили оброки. На оброк тому, кто пла-
тил больше, отдавались пашни, сенокосы, леса, мельницы и т. п.
Крупномасштабные государственные преобразования во всех
сферах экономики России, включая финансы, связаны с именем
Петра I Великого (1672–1725). В этот период вводились новые нало-
ги. Царь даже учредил особую должность – прибыльщиков, обязанно-
стью которых было изобретать новые источники доходов казны. Так,
были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги
с постоялых дворов, печей, продажи съестного и др. Усилиями при-
быльщиков была наложена пошлина на усы и бороды (сибирские жи-
тели от этой пошлины освобождались). Петр I близко подошел к идее
промыслового налога, когда учитывались не только дворы, характер
промыслов и ремесел, но и объем промыслов. Одновременно были
приняты некоторые меры, обеспечивающие справедливость налого-
обложения, равномерность распределения налогов. Этим тяжесть
некоторых из них была ослаблена (для малоимущих людей).
Длительный период главным источником доходов в России
оставались подушная подать и оброк (плата казенных крестьян
8
за пользование землей). После отмены подушной подати стало
внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на
доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог.
Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству
или по актам дарения. Взимались паспортные сборы, в том числе
с заграничных паспортов. Крупные доходы давали акцизы на табак,
сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, осветительные нефтяные
масла и др. Значительны были поступления налогов от производства
и торговли алкогольными напитками.
Укрепление и налаживание финансовой системы России, претер-
певшей сильнейшие спады во время первой мировой войны и рево-
люции 1917 г., связаны с новой экономической политикой (НЭПом):
– были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный про-
мысел, появились иностранные концессии;
– разработана система налогов, займов, кредитных операций;
– приняты меры по укреплению денежной единицы.
Финансовая система во время НЭПа имела много специфиче-
ских особенностей, но отталкивалась она от налоговой системы до-
революционной России и воспроизводила ее некоторые особенно-
сти. Применялись следующие налоги:
– прямые: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-иму-
щественный, рентные налоги, гербовый сбор и различные пошлины;
– косвенные: акцизы (на продажу чая, кофе, сахара, соли, алко-
гольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, тек-
стильных изделий и др.) и таможенное обложение.
В СССР налоговая система развивалась в направлении, противо-
положном процессу общемирового развития. Вместо налогов применя-
лись внеэкономические методы изъятия прибыли предприятий и пере-
распределение финансовых ресурсов через бюджет страны, что лишало
хозяйственных руководителей всякой инициативы. Страна двигалась
к финансовому кризису, который разразился на рубеже 80 – 90-х гг.
1.2 сущность налогов и сборов
Налогом
признается обязательный индивидуально безвозмезд-
ный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй-
ственного ведения или оперативного управления денежных средств
9
в республиканский и (или) местные бюджеты
[1, ст. 6]. Совокупность
финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством
в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представ-
ляет собой
процесс налогообложения
.
Кроме налогов в государственный бюджет поступают также раз-
личные сборы, пошлины и другие обязательные платежи (гербовый
сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошли-
на). Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но
специфичны по своему назначению и характеру использования.
Налоги и сборы
объединяются в категорию платежей в соот-
ветствии с едиными характеризующими их признаками:
– являются источниками формирования республиканского и мест-
ных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;
– имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный
характер.
Однако в отличие от налогов сборы и пошлины всегда имеют це-
левое назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата
государству за определенные оказываемые им услуги или за пре-
доставляемые права. Можно дать следующее определение:
сборы
и пошлины
–
это обязательные платежи, взимаемые с организаций
и физических лиц в виде одного из условий совершения в отноше-
нии их государственными органами, органами местного самоуправ-
ления, иными уполномоченными органами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
специальных разрешений (лицензий) либо в связи с перемещением
товаров через таможенную границу.
1.3 Функции налогов
Сущность налогов выражают их функции, которые отражают
определенную сторону налоговых отношений.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, спо-
соб выражения его свойств.
В экономической литературе приводятся самые разные трактов-
ки налоговых функций. Принципиально их можно свести к четы-
рем основным функциям:
фискальная
,
стимулирующая
,
социальная
,
контрольная.
Фискальная (финансовая) функция
проявляется в бесперебой-
ном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми
10
для осуществления его деятельности. Ей присуще единственное
свойство – максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход
госу дарственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечи-
вать доходную часть бюджета. Если налог не выполняет фискальную
функцию, то и другие его функции не реализуются.
Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государ-
ство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса
производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять
на развитие экономики в нужном направлении.
Стимулирующая (регулирующая) функция
налогов состо-
ит в том, что налоги могут воздействовать на развитие экономики,
обес печивая ее устойчивый рост, устраняя возникающие диспропор-
ции между объемами производства и платежеспособным спросом.
Через налоги государство осуществляет регулирование финансово-
хозяйственной деятельности налогоплательщиков, стимулирование
приоритетного развития отдельных отраслей народного хозяйства,
экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая
функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные
санкции и др.
Социальная
функция
налогов обеспечивает процесс перерас-
пределения части доходов от высокообеспеченных слоев населения
к малообеспеченным, их социальную защиту. Данная функция хо-
рошо прослеживается на примере подоходного налога и отчислений
в Фонд социальной защиты населения.
Контрольная функция
состоит в том, что через налоги го-
сударство осуществляет контроль над доходами, расходами и дея-
тельностью налогоплательщиков. Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необ-
ходимость внесения изменений в налоговое и бюджетное законода-
тельство.
1.4 Принципы построения системы налогообложения
Под
налоговой системой
понимается совокупность нало-
гов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых
с целью создания централизованного общегосударственного фонда
финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов,
форм и методов их взимания.