ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2568
Скачиваний: 2
96
Взыскание недоимок по налогам и другим обязательным плате-
жам в бюджет, а также штрафов, финансовых и иных санкций, пред-
усмотренных законодательством с плательщиков при отсутствии
у них денежных средств, обращается на их имущество.
Налоговый или таможенный орган вправе обратиться в общий
или хозяйственный суд с иском о взыскании налога, сбора (пошли-
ны), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).
До подачи искового заявления о взыскании налога, сбора (пошли-
ны), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица)
налоговый или таможенный орган вправе принять решение о нало-
жении ареста на имущество плательщика. Взыскание налога, сбора
(пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного
лица) производится путем зачисления в соответствующий бюджет
денежных средств от его реализации.
Суммы налогов и неналоговых платежей в бюджет, излишне
поступившие в результате неправильного их исчисления либо нару-
шения установленного порядка взимания, подлежат возврату либо
зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм.
Налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязан-
ному лицу) о каждом ставшем ему известным факте излишней упла-
ты и об излишне уплаченной сумме налога, сбора (пошлины), пени
не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения каждого такого
факта. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины),
пени в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым ор-
ганом самостоятельно либо на основании письменного заявления
плательщика (иного обязанного лица).
Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени
подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его
письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного
обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неупла-
ченных пеней. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы
налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком
(иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указан-
ной суммы.
Излишне взысканная в результате незаконных решений нало-
говых органов, неправомерных действий (бездействия) их долж-
ностных лиц сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращает-
ся плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее
97
процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки
рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, дей-
ствовавшей в день направления платежного поручения банку на воз-
врат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.
8.5 налоговый контроль
Любое общество не может нормально функционировать и раз-
виваться без четко организованной системы контроля и финансового
контроля, посредством которого проверяется правильность соблю-
дения установленных норм финансовых отношений. Налоговый
контроль – составная часть финансового контроля.
Налоговым контролем
признается система мер по контро-
лю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая
должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий
посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых
проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных уче-
та и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества,
помещений и территорий, где могут находиться объекты, подле-
жащие налогообложению или используемые для извлечения дохода
(прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным
законодательством
[1, ст. 64].
Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевре-
менного и полного поступления налогов и других обязательных пла-
тежей в бюджет и бюджетные фонды, в устранении отклонений от
норм действующего налогового законодательства.
В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют го-
сударственные контролеры (специалисты органов КГК, налоговых,
таможенных, финансовых органов; ведомственные контролеры, ра-
ботники экономических служб и др.) и независимые аудиторы.
В зависимости от времени осуществления контроля можно вы-
делить 3 формы налогового контроля: предварительный, текущий,
последующий.
Предварительный
налоговый контроль проводится на стадии
формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении про-
ектов законов и других нормативных актов, касающихся налоговых
вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в дей-
ствующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые
98
нарушения, не допустить потери средств бюджета. Со стороны нало-
говых органов он заключается в обеспечении полного учета субъек-
тов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих
доходы, в Реестре налогоплательщиков, в контроле своевременно-
сти их постановки на налоговый учет.
Текущий
налоговый контроль проводится на стадии исполне-
ния финансовых документов и осуществления финансово-хозяй-
ственных операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель
его – исключить возможные нарушения налоговой дисциплины
в момент совершения операции, обеспечить своевременность и пра-
вильность перечисления налогов и других обязательных платежей
в бюджет и бюджетные фонды.
Последующий
налоговый контроль является заключительной ста-
дией контроля, проводится после совершения финансово-хозяйствен-
ных операций и завершения отчетного периода. Цель его – проверить
законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйствен-
ных операций, выполнение норм и требований налогового законода-
тельства, полноту перечисления налогов и других обязательных плате-
жей в бюджет, бюджетные фонды, а в случаях установления нарушений
– применение соответствующих мер по устранению недостатков, при-
влечение к ответственности виновных, возмещение ущерба.
Основным видом налогового контроля является проверка.
Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г.
№ 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельно-
сти в Республике Беларусь» установлен единый порядок осущест-
вления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе
принципиально новых подходов:
определен исчерпывающий перечень всех контролирующих
и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора);
введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрирован-
ных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государ-
ственной регистрации (двухлетний мораторий);
введен новый механизм планирования проверок на основе от-
несения субъектов хозяйствования к группам риска;
ограничены период проведения проверок (не более чем за
3 года, предшествующих началу проверки), а также срок проверки
(для юридических лиц – не более 30 рабочих дней, а индивидуальных
предпринимателей – 15 рабочих дней).
99
Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые
проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
– к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение кален-
дарного года. Если по результатам проведенной контролирующим
(надзорным) органом плановой проверки нарушений законодатель-
ства проверяемым субъектом не установлено, следующая плано-
вая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим
(надзорным) органом не ранее чем через два года;
– к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если
по результатам проведенной контролирующим (надзорным) орга-
ном плановой проверки нарушений законодательства проверяемым
субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого
субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) орга-
ном не ранее чем через пять лет;
– к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще
одного раза в пять лет.
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение
календарного года могут быть осуществлены несколькими контро-
лирующими (надзорными) органами только в форме совместной
проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того
же проверяемого субъекта в течение календарного года не допуска-
ется. О назначении плановой проверки проверяемый субъект дол-
жен быть письменно уведомлен не позже чем за 10 рабочих дней до
начала ее проведения.
Налоговая проверка может быть камеральной, выездной.
Камеральная
налоговая проверка
проводится по месту нахож-
дения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов)
и других документов, представленных плательщиком (иным обязан-
ным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов
о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся
у налогового органа.
Выездная
налоговая проверка
проводится по месту нахожде-
ния плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полно-
ты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком
(иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или кос-
венное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последую-
щим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм
налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным
100
обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других
документах, представлявшихся в налоговый орган в течение прове-
ряемого периода.
Выездные налоговые проверки могут быть
: комплексными,
рейдовыми, тематическими, встречными.
При проведении
комплексной
выездной налоговой проверки
подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин),
обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого пла-
тельщика (иное обязанное лицо).
Рейдовая
выездная налоговая проверка
проводится налоговы-
ми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных
лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от поку-
пателей (клиентов), с производством продукции, выполнением ра-
бот, оказанием услуг, хранением товарно-материальных ценностей,
в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контро-
ля за соблюдением налогового законодательства, а также требований
к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финан-
сово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистри-
рованной предпринимательской деятельности либо деятельности,
на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия),
сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб орга-
низаций и физических лиц.
В ходе проведения
тематической
выездной налоговой провер-
ки
подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов
(пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверя-
емого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы,
входящие в компетенцию налоговых органов.
Встречная
выездная налоговая проверка
проводится в целях
установления фактического отражения в бухгалтерском учете пла-
тельщиком (иным обязанным лицом) хозяйственных операций,
осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными
лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внепла-
новые налоговые проверки. Общий срок проведения выездной нало-
говой проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный
срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налого-
вого органа.
По итогам налоговой проверки должностными лицами налого-
вых органов составляются акт или справка по форме, установленной