Файл: М-916.Хоменко_Налоги и налогообл_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2568

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96

Взыскание недоимок по налогам и другим обязательным плате-

жам в бюджет, а также штрафов, финансовых и иных санкций, пред-

усмотренных  законодательством  с  плательщиков  при  отсутствии 

у них денежных средств, обращается на их имущество.

Налоговый или таможенный орган вправе обратиться в общий 

или хозяйственный суд с иском о взыскании налога, сбора (пошли-

ны), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица). 

До подачи искового заявления о взыскании налога, сбора (пошли-

ны), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) 

налоговый или таможенный орган вправе принять решение о нало-

жении ареста на имущество плательщика. Взыскание налога, сбора 

(пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного 

лица)  производится  путем  зачисления  в  соответствующий  бюджет 

денежных средств от его реализации.

Суммы  налогов  и  неналоговых  платежей  в  бюджет,  излишне 

поступившие в результате неправильного их исчисления либо нару-

шения установленного порядка взимания, подлежат возврату либо 

зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм.

Налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязан-

ному лицу) о каждом ставшем ему известным факте излишней упла-

ты и об излишне уплаченной сумме налога, сбора (пошлины), пени 

не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения каждого такого 

факта. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), 

пени в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым ор-

ганом  самостоятельно  либо  на  основании  письменного  заявления 

плательщика (иного обязанного лица).

Излишне  уплаченная  сумма  налога,  сбора  (пошлины),  пени 

подлежит  возврату  плательщику  (иному  обязанному  лицу)  по  его 

письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного 

обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неупла-

ченных  пеней.  Заявление  о  возврате  излишне  уплаченной  суммы 

налога,  сбора  (пошлины),  пени  может  быть  подано  плательщиком 

(иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указан-

ной суммы.

Излишне  взысканная  в  результате  незаконных  решений  нало-

говых  органов,  неправомерных  действий  (бездействия)  их  долж-

ностных  лиц  сумма  налога,  сбора  (пошлины),  пени  возвращает-

ся  плательщику  (иному  обязанному  лицу)  с  начисленными  на  нее  


background image

97

процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки 

рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, дей-

ствовавшей в день направления платежного поручения банку на воз-

врат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

8.5  налоговый контроль

Любое общество не может нормально функционировать и раз-

виваться без четко организованной системы контроля и финансового 

контроля, посредством которого проверяется правильность соблю-

дения  установленных  норм  финансовых  отношений.  Налоговый 

контроль – составная часть финансового контроля.

Налоговым  контролем

  признается  система  мер  по  контро-

лю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая 

должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий 

посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых 

проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных уче-

та и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, 

помещений и территорий, где могут находиться объекты, подле-

жащие налогообложению или используемые для извлечения дохода 

(прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным 

законодательством 

[1, ст. 64].

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевре-

менного и полного поступления налогов и других обязательных пла-

тежей в бюджет и бюджетные фонды, в устранении отклонений от 

норм действующего налогового законодательства.

В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют го-

сударственные контролеры (специалисты органов КГК, налоговых, 

таможенных, финансовых органов; ведомственные контролеры, ра-

ботники экономических служб и др.) и независимые аудиторы.

В зависимости от времени осуществления контроля можно вы-

делить 3 формы налогового контроля: предварительный, текущий, 

последующий.

Предварительный 

налоговый  контроль  проводится  на  стадии 

формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении про-

ектов законов и других нормативных актов, касающихся налоговых 

вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в дей-

ствующем  налоговом  законодательстве,  предупредить  налоговые 


background image

98

 нарушения, не допустить потери средств бюджета. Со стороны нало-

говых органов он заключается в обеспечении полного учета субъек-

тов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих 

доходы,  в  Реестре  налогоплательщиков,  в  контроле  своевременно-

сти их постановки на налоговый учет.

Текущий 

налоговый контроль проводится на стадии исполне-

ния  финансовых  документов  и  осуществления  финансово-хозяй-

ственных операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель 

его  –  исключить  возможные  нарушения  налоговой  дисциплины 

в момент совершения операции, обеспечить своевременность и пра-

вильность  перечисления  налогов  и  других  обязательных  платежей 

в бюджет и бюджетные фонды.

Последующий 

налоговый контроль является заключительной ста-

дией контроля, проводится после совершения финансово-хозяйствен-

ных операций и завершения отчетного периода. Цель его – проверить 

законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйствен-

ных  операций,  выполнение  норм  и  требований  налогового  законода-

тельства, полноту перечисления налогов и других обязательных плате-

жей в бюджет, бюджетные фонды, а в случаях установления нарушений 

– применение соответствующих мер по устранению недостатков, при-

влечение к ответственности виновных, возмещение ущерба.

Основным видом налогового контроля является проверка. 

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. 

№ 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельно-

сти в Республике Беларусь» установлен единый порядок осущест-

вления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе 

принципиально новых подходов:

   

определен  исчерпывающий  перечень  всех  контролирующих 

и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора);

   

введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрирован-

ных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государ-

ственной регистрации (двухлетний мораторий); 

   

введен новый механизм планирования проверок на основе от-

несения субъектов хозяйствования к группам риска;

   

ограничены период проведения проверок (не более чем за 

3  года,  предшествующих  началу  проверки),  а  также  срок  проверки 

(для юридических лиц – не более 30 рабочих дней, а индивидуальных 

предпринимателей – 15 рабочих дней).


background image

99

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые 

проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

– к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение кален-

дарного  года.  Если  по  результатам  проведенной  контролирующим 

(надзорным) органом плановой проверки нарушений законодатель-

ства  проверяемым  субъектом  не  установлено,  следующая  плано-

вая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим 

(надзорным) органом не ранее чем через два года;

– к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если 

по  результатам  проведенной  контролирующим  (надзорным)  орга-

ном плановой проверки нарушений законодательства проверяемым 

субъектом  не  установлено,  следующая  плановая  проверка  этого 

субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) орга-

ном не ранее чем через пять лет;

– к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще 

одного раза в пять лет.

Плановые  проверки  одного  проверяемого  субъекта  в  течение 

календарного года могут быть осуществлены несколькими контро-

лирующими  (надзорными)  органами  только  в  форме  совместной 

проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того 

же проверяемого субъекта в течение календарного года не допуска-

ется.  О  назначении  плановой  проверки  проверяемый  субъект  дол-

жен быть письменно уведомлен не позже чем за 10 рабочих дней до 

начала ее проведения.

Налоговая проверка может быть камеральной, выездной.

Камеральная 

налоговая проверка

 проводится по месту нахож-

дения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) 

и других документов, представленных плательщиком (иным обязан-

ным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов 

о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся 

у налогового органа.

Выездная 

налоговая  проверка

  проводится  по  месту  нахожде-

ния  плательщика  (иного  обязанного  лица)  путем  изучения  полно-

ты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком 

(иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или кос-

венное  влияние  на  суммы  налогов,  сборов  (пошлин),  с  последую-

щим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм 

налогов,  сборов  (пошлин)  с  отраженными  плательщиком  (иным  


background image

100

обязанным  лицом)  в  налоговых  декларациях  (расчетах)  и  других 

 документах, представлявшихся в налоговый орган в течение прове-

ряемого периода.

Выездные  налоговые  проверки  могут  быть

:  комплексными, 

рейдовыми, тематическими, встречными.

При  проведении 

комплексной 

выездной  налоговой  проверки

 

подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), 

обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого пла-

тельщика (иное обязанное лицо).

Рейдовая 

выездная  налоговая  проверка

  проводится  налоговы-

ми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных 

лиц),  связанной  с  приемом  наличных  денежных  средств  от  поку-

пателей (клиентов), с производством продукции, выполнением ра-

бот, оказанием услуг, хранением товарно-материальных ценностей, 

в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контро-

ля за соблюдением налогового законодательства, а также требований 

к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финан-

сово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистри-

рованной  предпринимательской  деятельности  либо  деятельности, 

на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), 

сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб орга-

низаций и физических лиц.

В ходе проведения 

тематической 

выездной налоговой провер-

ки

 

подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов 

(пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверя-

емого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, 

входящие в компетенцию налоговых органов.

Встречная 

выездная  налоговая  проверка

  проводится  в  целях 

установления фактического отражения в бухгалтерском учете пла-

тельщиком  (иным  обязанным  лицом)  хозяйственных  операций, 

осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными 

лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внепла-

новые налоговые проверки. Общий срок проведения выездной нало-

говой проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный 

срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налого-

вого органа.

По итогам налоговой проверки должностными лицами налого-

вых органов составляются акт или справка по форме, установленной