ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 5572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами. В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др. Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы. Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.Государственный строй Древнего Египта

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотре­нию определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась си­стема комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуж­дение наиболее важных или политически острых вопросов

27. Веймарская республика в Германии

Государственно-правовой механизм фашистских диктатур

Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие

Государство и право США в новейшее время

осударство и право Великобритании в новейшее время

Масштабы и характер Второй мировой войны

Послевоенный мир

Немецкое экономическое чудо

Реферат: Развитие Германии после Второй Мировой Войны

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности.

Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены. Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте. Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли ее во вспомогательных отделениях.

  1. Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов.

Пятисотники получили монопольное право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец.орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца).

Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла.

Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан.

Противоречия в Афинах сохранились между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых, Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

Установление демократии в Афинах

Тирания в 509г до н.э. была свергнута демосом, во главе со своим лидером, выходцем из торгово-промысловых кругов – Клесфеном.

Клисфен, будучи героем, провел следующую реформу:

  1. Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза тирании, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет.

  2. Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.

  3. Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников.


Т.о. эти реформы ослабили влияние родоплеменной аристократии, но при этом Клисфен не посмел лишить ареопаг его высших контрольных функций.

Поэтому большое значение имеет принятие закона Эфиальта 462 г. до н.э., по которому ареопаг сохранил лишь судебные функции и не мог отменять решения других органов.


Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

  1. Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.

  2. Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).

  3. Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех политических функций.
Общественный и государственный строй Афинской демократии

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам.

Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.

Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного деспута по отношению к метекам и рабам.

Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.


Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того, совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны.

Гелиэясуд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

  1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.

  2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.

  3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.

  4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.

  5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.

  6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должностные коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов:

  • Выборность,

  • Срочность (1 год).

  • Коллегиальность,

  • Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности,

  • Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату. В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав Римской империи.


Общественный и государственный строй Спарты

Своеобразие Спарты в том, что на его историю значительное влияние оказал военный фурор. В начале первого тысячелетия до н.э. 2 греческих племени - ахейцы и дорийцы завоевали местность в центральной части Балканского полуострова. В момент завоевания эти племена находились на уровне военной демократии. Племена оказались в окружении многочисленного и враждебно настроенного местного населения, и завоеватели были вынуждены постоянно жить в военном лагере и «законсервировать» порядки военной демократии. Основатель спартанского строя – законодатель Ликург установил, что спартанцы для сохранения военного духа не должны заниматься трудом, ни земледелием – они должны воевать и готовиться к войне. Для материального обеспечения спартиатов, Ликург разделил все государство на 9.000 земельных участков – клеры. Местное завоеванное население стало рабамиилотами, с обязанностью отдавать ½ урожая закрепленным за ними спартиатам.


Для предотвращения восстания илотов и одновременно для обучения молодых спартиат в войне каждый год проводились криптии.

Для обеспечения Спарты ремесленными изделиями было разрешено селиться иностранцам – ремесленникам – эта категория населения получила название периэки. Для предотвращения богатства и роскоши Ликург разрешил в Спарте только железные деньги.

Органы управления. Ликург установил:

  1. Совет старейшин - геруссия (геронтократия). В состав геронтократии входило 28 знатных спартиатов, достигших 60 лет.

  2. 2 военных царя – аркагета – они занимали свой пост пожизненно и избирались из одного и того же знатного рода.
    3. Народное собрание - апелла – оно совпадало с военным ополчением. Голосование в апелле осуществлялось криком в любой момент аркогеты. Героты могли распустить народное собрание.

Главную роль в управлении играла родоплеменная аристократия в лице Геруссии и Аркагентов, между которыми часто возникали противоречия, поэтому со временем была установлена 1 должностная коллегия – совет 5 эфоров, т.е. контролеров. Спартанский строй был неизменен в течение столетий и этот консерватизм объясняется постоянной грозой восстания илотов.

Спарта, как и Афины, были легко завоеваны Македонией, а затем Вавилоном. Государственный строй Спарты определялся как аристократическую республику со значительными пережитками военной демократии.



.Общая характеристика древнегреческого права.
Право Древней Греции.
Афинское право наиболее развитая система рабовладельческого строя, оказало заметное влияние на правовые системы других государств. Особенность правой системы - основной источник права – обычай. Закон и обычай отождествлялись. Впоследствии теория и практика признают приоритет законов над обычаем. В 621 г.до н.э. появляется писаное право в виде законов Драконта. Осуществляется новая социально-эконмическая ситуация; отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства, оформлялись права на частную собственность и суровые наказания за посягательства на нее. В начале 6-ого в. до н.э. большая законодательная работа проводится Солоном. В 5-4вв. до н.э. – закон становится главным источником права. Полноправными афинскими гражданами являются лица родители, которых граждане Афин, достигшие18 лет. К определенным важным правам и обязанностям относится право на свободу и личную независимость от другого человека, право на земельный участок, помощь от государства в случае материальных затруднений, на участие в делах государства, на защиту и покровительство закона. Обязанности: беречь свое имущество, трудиться на своем земельном участке, защищать свой полис от врагов, повиноваться законам, принимать активное участие в общественно – политической жизни страны. У богатых граждан – повинность называлась литургия. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метеки. Люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических .прав - права гражданства, приобретения недвижимости, заключения брака с афинскими гражданами. С них взималась особая подать, они привлекались к военной службе. Рабы – частные и государственные. Частные занимали положение вещи. Государственные – имели право приобретать собственность и распоряжаться ею. Право знало: Видимое и невидимое имущество. Видимое – земля, рабы, скот. Невидимое – деньги, драгоценности. Среди вещных прав владение и собственность. Обязательственные отношения – договор или деликт(правонарушение). Виды договоров: купля – продажа, найм, ссуда, подряд, займ, хранение вещей, товарищества, поручения, комиссионный. В качестве обеспечения договора задаток, залог, поручительство. Обычаи и законы исходили из понятия широкой право – и дееспособности граждан в имущественных отношениях. В Афинских законах имущественные отношения получили гораздо большее развитие, но в них нет детальных предписаний. В семейно – брачных отношениях; брак обязателен. Уклонение от брака расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Власть домовладельца значительна. Муж мог привести наложницу. Женщина не могла заключать сделки, после смерти отца господин – муж, после – мужа , сыновья. При наличии сыновей в семье, дочь не получала наследства. Обычай разрешал брак между родственниками. Отношение к женщине было презрительным. Афинянки вынуждены были вести замкнутый образ жизни, не имели почти никаких прав. Мораль обвиняла их, что они беззаботно проводят время в стенах дома, когда мужчины в поте лица добывает хлеб. Общественное мнение нормально относилось к любви мужчин с юношами и гетерами. Рождение ребенка – праздник. Мальчика украшали оливковыми ветками, девочку – шерстяными нитками. Больше любили мальчиков, с 7 лет их отдавали под опеку отца, девочку могли выгнать из дома. Сохранялся обычай детоубийства. До реформ Солона отец мог отдать ребёнка в рабство, покалечить и даже убить. После – сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если он не обучил его ремеслу. С другой стороны, отец мог отречься от сына, лишить его наследства, выгнать из дома, если тот не оказывал ему должного уважения. Известны; государственные преступления, преступления против семьи, личности, собственности. Особо опасные – против государства, обман народа, измена отечеству, оскорбление богов, противозаконные предложения на народном собрании. Ложные доносы, шантаж, клевета карались штрафом. Хищения и взяточничество – откуп в десятикратном размере. Атемия – лишение гражданских и политических прав- тягчайшее наказание. Приговоренный к смерти мог сам исполнить приговор- выпить яд, избрать меч или веревку. Грабители и разбойники могли быть- проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убить на месте, однако он мог избежать наказания вернув вещь или оплатив ее стоимость. Наказывали также предметы – статуи, камни, бревна, если они являлись причиной смерти. Судоразбирательство начиналось с заявления от полноправного гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, рабов – хозяева. Стадии судебного процесса – предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора, последнее слово осужденного. Время для разбирательства в суде – 9,5 часов. Клепсидра запускалась когда предоставлялось слово. КЛЕПСИДРА водяные часы. Обычно подсудимые вымаливали снисхождение, слезно взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих родных. Особенно тщательно соблюдалась процессуальная форма, если подсудимому грозит смертная казнь. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией являлась Гелиэя, ее вердикты пересмотру не подлежали. Правовые воззрения греков оказали большое влияние на становление римского права.




4.Общественный и государственный строй Древнего Рима в VIII в.до н.э.-V в.н.э.
Древний Рим: общественный и государственный строй в царский период
История Древнего Рима восходит к
VIII в. до н.э.
Периоды: 1. Царский(VIII в. до н.э. – 509 г. до н.э.),Республиканский(509 г. до н.э. 27-г.до н.э.), 3. Период Империи(27г.до.н.э. – 476г. н.э.).
Население Рима жило родами, главы в них – старейшины. Род – люди с общим происход-м, общей собственностью на землю, законами почитания предков. Освобожденные рабы, их потомки, чужеземцы, торговцы и ремесленники, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов – плебеи. Коренное население - патриции. Патриции – полноправный «римский народ» Плебеи – лишены политических прав. Патриции составили господствующее сословие, владевшее землей, рабами и клиентами – обедневшими сородичами, бесправными завоеванными или пришлыми жителями. Они лично свободны, но ограничены в правах и находящихся под покровительством патрициев, клиенты получали от них земельные наделы и несли в их пользу повинности. Римская патрицианская община представляла собой город – государство военной демократии. Правительцарь, должность его выборная. Главы родов – составляли совет старейшин – сенат. Верховная власть – племенное собрание, решающее важные вопросы – объявление войны, судебные дела, выборы царя ( вместе с сенатом).
Реформы Сервия Туллия
Деление свободного населения (патриции и плебеи) на – 5 имущественных разрядов – классов.1. лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100 000 ассов, 2. – 75 000 ассов, 3. – 50 000ассов и т.д. Из первого разряда была выделена группа – всадники, а безземельные – пролетарии – объединились в шестой разряд. Граждане каждого разряда поделены на сотни – центурии.Всего их было – 193. Из них 18 центурий-всадников и 80 центурий первого разряда, составляли более половины всех центурий. Центурия будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Каждая центурия имела 1 голос, голоса богатых центурий составляло большинство – 98 из 193. Центуриатные собрания решили вопросы: объявление войны, выбор должностных лиц. Вся территория Рима разбита на 4 городских и 17 сельских округов – триб, тем самым разрушается родоплеменная организация общества. Триба объединила патрициев и плебеев. На тот период времени данные реформы носили прогрессивный характер.
Общественный и государственный строй Римской республики.
Конец 6-ого – начало 5-ого вв. до н.э..после насильственного свержения царя и передачи власти двум выбранным должностным лицам, которых выбирали только из патрициев и называли консулами. Ежегодно избирались преторы, ведавшие судебными делами. Т.о. осуществился переход к республике. Важное значение занимал сенат, сформировавшийся из совета старейшин римского союза племен. Сначала сенаторов было – 300 (по числу родов), назначали их цензорыособо уполномоченные лица, избранные народным собранием. Должность сенатора – пожизненная. В компетенции сената – международные, финансовые дела, вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика. Он контролировал законодательную деятельность, предварительно рассматривая законопроекты. Сохранялись важные институты народовластия – народные собрания. Наличие сроков полномочий должностных лиц (консулов и преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления. Существовали два вида народных собраний – центуриатные и трибутные. Центуриатные(главные) утверждали законы, избирали основных начальников- магистратов: консулов, преторов, цензоров. Созывались собрания по инициативе начальников – магистратов, начинались с обрядов. Затем следовало чтение законопроекта и голосование. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско – плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании, местные дела и законопроекты. Характерна была система сдержек и противовесов: 2 консула, 2 собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, отделение судебной власти от исполнительной. Должность плебейского(народного)трибуна, была учреждена около 494 года до н.э. Трибунов было сперва 2, затем 5, и наконец 10.Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. Трибуны могли: запрещать исполнение приказов, (за исключением приказа диктатора), налагать вето на постановление сената. Государственные должности именовались магистратурами. Они делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные).К первым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов. Особое значение имели коллегии преторов и коллегия консулов. В функции их входило: командование войском, право созыва народного собрания и сената, издавать приказы и вершить суд. Они несли ответственность перед народным собранием. Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных обстоятельствах – война, восстание рабов, внутренний беспорядок. В кризисных ситуациях избирался диктатор, ему возлагались высшие гражданская, военная и судебная власть. Важную роль в государственной политике Рима, играла армия. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, и патриции, и плебеи. Вместо патрона свои обязанности мог выполнять клиент. В республиканский период, когда народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определен. Количество вооруженных мужчин, из которых формировались сотни – центурии. Всадники составляли центурии конницы, 1-й,2-й, 3-й разряды – центурии тяжеловооруженной пехоты, 4-й,5-й – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Во 2-м веке до н.э. консул Гай Марий провел вооруженную реформу, после которой армия стала постоянной и профессиональной. Что подготовило основу установления военной диктатуры в римской республике. Начало 1-ого века до н.э. наступило время диктатур – вначале Суллы, а затем Цезаря.В 44 годудо н.э.Цезарь был убит группой сенаторов – республиканцев, возглавляемой Бтуттом и Кассием. Внучатый племянник и наследник Цезаря Октавиан(63 г. до н.э. – 14 г. н.э), объединив усилия с бывшим союзником Цезаря консулом Марком Антонием, изгнал заговорщиков. Затем Октавиан казнил 300 сенаторов. Конфисковав их имущество и укрепив армию, он вместе с Антонием нанес решающее поражение Бруту и Кассию Победители поделили власть в гос-ве. Их совместное правление продолж. всего 12 лет. Антоний женился на царице Египта Клеапатре и благодаря ее богатству господствовал на Востоке, угрожая верховенству Октавиана. Октавиан спровоцировал Антония начать войну, в кот- й Антоний потерпел поражение. Египет был присоединен к Риму в качестве провинции, а Октавиан стал единственным правителем. – самодержавным монархом.
Общественный и гос-ный строй Римской империи
В 27 г до н. э. Сенат присвоил Октавиану титул Августа (в честь месяц восьмой нового календаря), ему вручена верховная власть над Римом и провинциями. С этого времени государственный строй – принципат. Принципс – «первый гражданин римского гос-ва». Император – принципс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур:консула, диктатора, претора . В конце принципата общепризнанным становится правило; «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Завершается процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Самое знатное сословие - нобили, владевшие огромными земельными участками и всадники – финансовая знать империи с определенным денежным цензом. Влиятельным сословием были декурионы – средние землеваладельцы. Рабы по прежнему являлись самой низшей категорией населения. Свободный крестьянин начинает превращаться в арендатора – колона. В 3-ем в. н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия – доминат (от доминус – господин). Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, вторжения соседских племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли. Империя переживала свой первый кризис. Внутренние смуты и внешние вторжения поставили ее на грань распада. Италия и провинции уровнялись в правах; с 212 г. римское гражданство получило все население страны, кроме женщин и детей. Управление империей сосредоточено в нескольких ведомствах; государственный совет при императоре – орган, подготавливающий законопроекты, и военное и финансовое ведомства. Чиновникам присваивается особый статус, форма одежды, привилегии и право на пенсию. Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течении средних веков. Пережив кризис 3 –его века империя вновь укрепилась в ходе серьезных реформ, проведенных Диоклетианом(284 – 305гг.) и Константином (306 337гг.) Власть была децентрализована, государственной религией стало христианство. В 4 – м в. н. э. Римская империя в интересах управления разделена на – Западную и Восточную ( впоследствии – Византия). Восточная продержалась до 1453 г., а Западная в 5 – м веке превратилась в проходной двор для грабителей – варваров. Она просуществовала до 476 г., когда власть римского императора Ромула Августула была свергнута германцами.