ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 4339

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30.08.2012 г. Витебской таможней завершен административный процесс по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Беларусь, который не произвел декларирование перемещаемого через таможенную границу автобуса «Неоплан», предварительной оценочной стоимостью 540 млн. рублей.

И, тем не менее,

система таможенных органов – ГТК и 9 таможен (62 ПТО)с учетом тенденций в развитии оперативной обстановки таможенные органы результативно ведут борьбу с контрабандой и преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, применяя в этих целях оперативно-розыскные методы работы, технические средства таможенного контроля и кинологическую службу.





  1. Компетенции таможенных органов Республики Беларусь в сфере дознания.

В соответствии Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь,«Статьи 39. Дознаватель»:

1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство.

2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.

4. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.

А) ДОЗНАНИЕ.В соответствии норм Уголовного кодекса Республики Беларусь к компетенции таможенных органов Республики Беларусь относятся вопросы дознания по статьям: 228 «Контробанда»; ст. 229 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля»: 230 -“Умышленное невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь” и ст. 231 - уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

«Контрабанда» (ст. 228) - это

- перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.

А) Где крупный размер – это перемещение товаров, ценностей одним человеком или группой лиц превышающую в 2 тысячи раз базовую величины.

Б) Товары и ценности, запрещенные или ограниченныхк такому перемещению:

- совершенное1.)помимо таможенного контроляили 2.)с сокрытием от таможенного контроля, 3.) либо с обманным использованием документов или средств идентификации,

4.) либо сопряженноес не декларированием или заведомо недостоверным декларированием.

- Контрабандой признается также: перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов. А также боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Указанные средства, предметы и веществ, как правило, перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженных с не декларированием или заведомо недостоверным декларированием.


- К контрабанде в Беларуси относятся и все действия, указанные выше, совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ.

2. «Незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля»- незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 129, 228 и 356 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Либо совершенные организованной группой, либо в отношении объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании оружия массового поражения, средств его доставки.

Таможенные органы проводят дознание и по статьямУголовного кодекса Республики Беларусь

230 - “Умышленное невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь”

и ст. 231 - уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере

Примечание. Уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере признается уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.



3.Компетенция таможенныхорганов Республики Беларусь в сфере оперативно-розыскной деятельности

Осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. В Беларуси - это нормы Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности»№ 289-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.06.2000 N 400-З, от 09.08.2004 N 315-З, от 30.12.2006 N 198-З, от 21.07.2008 N 417-З, от 15.07.2009 N 42-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 04.01.2010 N 107-З) [ ].

В соответствии статьи 7.«Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь. Таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают задачи исключительно в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Беларусь.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.


Перечень оперативно-розыскные мероприятия определён статьёй 11. «Оперативно-розыскные мероприятия». Это:опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка;оперативный эксперимент.

Таможенные органыРеспублики Беларусь осуществляют оперативно-розыскные мероприятия за исключением мероприятий:наблюдение; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. В том числе о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

- поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве;

- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

- постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

- запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств (в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).

Предусмотрены и исключения.Так, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в отношении лица, должность которого включена вкадровый реестр Главы государства Республики Беларусь - с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь.

Либопо постановлению Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь- директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.


Аналогично решён вопрос и в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурорского работника (кроме следователя и стажера прокуратуры). Однако, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий и в отношении указанных лиц. Правда, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора или его заместителя на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. О прекращении проведения оперативно-розыскного мероприятия выносится постановление органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц и других мероприятий.

Контролируемая поставка— это ввоз или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой. Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.



Перечень оперативных подразделений наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенцию и организацию работы определяет Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Сегодня это – Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями

Управление собственной безопасности.

Соответственно им в таможнях - отдел организации борьбе с контробандой и административнными таможенными правонарушениями, отдел собственной безопасности.











4.Компетенция таможенных органов в сфере осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности

Таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут и административный процесс.


То есть осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В Беларуси правоохранительная деятельность таможенных органов в сфере административного права основывается на нормах Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), Таможенного кодекса Республики Беларусь и других нормативных правовых актов.

В них, в частности, определено понятие административного правонарушения– противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, за которое предусмотрена административная ответственность. Следует отметить, что административным правонарушением может быть деяние в виде:оконченного административного правонарушения; покушение на административное правонарушение. Административный проступок признаётся оконченным с момента совершения деяния. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях особенной части КоАП Республики Беларусь, признаётся оконченным с момента фактического наступления этих последствий. Покушением на административное правонарушение признаётся умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.



Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями особенной части КоАП Республики Беларусь. КоАПРеспублики Беларусь назвал и виды административных правонарушений против порядка таможенного регулирования:

- Статья 14.1. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь;

- Статья 14.2. Недоставка в установленное место, выдача (передача) либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) документов на них;

- Статья 14.3. Несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, запрещенных и (или) ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь;

- Статья 14.4. Не вывоз с таможенной территории Республики Беларусь товаров, пользование и (или) распоряжение товарами, в отношении которых выдано разрешение на убытие товаров с таможенной территории Республики Беларусь;

- Статья 14.5. Не декларирование товаров;

- Статья 14.6. Использование товаров в нарушение требований и (или) условий таможенного режима;

- Статья 14.7. Использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка;