ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 770
Скачиваний: 2
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..…3
1. Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности.
-
Понятие рентабельности…………………………………………………………...5
1.2 Показатели рентабельности……………………………………………………….6
2. Анализ факторов влияющих на уровень рентабельности на
предприятии.
2.1 Факторы рентабельности………………………………………………………....9
-
Пути роста рентабельности………………………………………………………10
3. Пути повышения рентабельности производства (на примере конкретного предприятия).
3.1Общие понятия путей повышения рентабельности производства…………….13
3.2 Социально экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»………………………………………………………………..15
3.3 Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»…………….18
3.4 Пути повышения прибыли и рентабельности в ОАО «Гомельтекстильторг».25
Заключение…………………………………………………………………………...34
Список
использованных источников……………………………………………..36
Введение
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции. Во-первых, в отличие от выручки, которая иллюстрирует лишь количественные параметры процесса производства и реализации продукции, прибыль характеризует качество хозяйствования.
Во-вторых, содержание прибыли двояко: оно одновременно является финансовым результатом и основным финансовым ресурсом организации. Воплощение в жизнь важнейшего хозрасчетного принципа – самофинансирования – предопределяется во многом полученной прибылью.
В-третьих, прибыль – это один из источников формирования бюджетов разных уровней. За счет прибыли уплачиваются многие налоги. Наряду с другими поступлениями в бюджет прибыль является материальной основой финансирования государственных инвестиций, производственных, научно-технических и социальных программ.
Анализ прибыли и рентабельности занимает центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности. Актуальность данного анализа обуславливается непосредственной возможностью определить неиспользованные резервы прибыли и рентабельности. Это и предопределило выбор темы дипломной работы.
Изучение этой области экономической науки не исчерпало себя. Осталось множество не исследованных или спорных проблем, которые требуют своего решения. Необходимо дополнительное теоретическое осмысление сущности, функций, форм и внутренней структуры прибыли, а также всего механизма распределения прибыли для более правильной ориентации в существующей ситуации на предприятии с целью правильного принятия управленческого решения, опираясь на знания, накопленные мировой наукой и практикой с учетом их разумного применения к специфике отечественных условий.
Объектом исследования курсовой работы является хозяйственно-финансовая деятельность ОАО «Гомельтекстильторг». Предметом исследования работы является оценка состояния и тенденций изменения прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг».
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности организации, оценка влияния факторов на прибыль и рентабельность, а также выявление резервов роста прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг».
-
Экономическая сущность рентабельности. Показатели рентабельности.
-
Понятие рентабельности
-
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [3. С. 324].
По мнению других авторов, рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим [5].
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
Рентабельность разделяют на две группы: общую и расчетную.
Общая рентабельность представляет собой процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная представляет собой - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды [4. С. 101].
Предприятие, реализуя, продукцию потребителям производит определённые затраты. Эти расходы представляют собой издержки производства данного предприятия (себестоимость) или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые составляют цену продукта. Индивидуальные издержки позволяют предприятию получать с продажи отдельного продукта прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности [11].
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса [3. С. 326].
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
-
Показатели рентабельности
Рентабельность предприятия является главным показателем эффективности его деятельности. Виды рентабельности и их назначение заключается в оценке эффективности работы предприятия. Это относительные показатели, с помощью которых можно увидеть доходность предприятия относительно всех затрат, которые необходимы для получения этого дохода. Выражаются показатели чаще всего в процентах [5].
Основные показатели рентабельности это:
Общая рентабельность производства - отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.
Рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли (бухгалтерской прибыли) к среднегодовой величине собственного капитала за период.
Рск =Чистая прибыль/Средняя величина собственного капитала
Рентабельность производственных фондов - отношение чистой прибыли к сумме среднегодовой величине основных производственных фондов и среднегодовой величине материальных оборотных средств за период.
Рпф=Чистая прибыль/(ОФср.г.+ОСср.г)
Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств и других внеоборотных активов.
Рос=Операционная прибыль/ОСср.г.
Рентабельность активов - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов [3. С. 335].
Ракт=Чистая прибыль/Аср.п.
Рентабельность продаж - отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.
Рпр=Читая прибыль/Вреал.
Рентабельность продукции - отношение чистой прибыли к ее полной себестоимости.
Рпродукт=Чистая прибыль/Сс
Рентабельность единицы продукции - отношение валовой, операционной или чистой прибыли единицы продукции к ее себестоимости.
Ред.продукт=Чистая прибыльед.продукт./Сс
После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения [15].
Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости [7].
Таким образом рентабельность важный и весьма необходимый показатель, который влияет на предприятие и экономику в целом. Рентабельность исчисляемая на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.
-
Анализ факторов влияющих на уровень рентабельности на предприятии.
-
Факторы рентабельности
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Анализ факторов, влияющих на рентабельность, проводится методом цепных подстановок. Для анализа рентабельности можно использовать трех - или пятифакторную модель. Трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, когда находят влияние:
рентабельность продаж;
фондоемкость производства продукции;
оборачиваемость запасов
Rпф = [П / (ОПФ + НМА + З)] / В (13)
Rпф = (П / В) / ( (ОПФ+НМА) /В + (З/В)) = Rпродаж / (ФЕ + Кз) (14)
Rпф - рентабельность производственных фондов
П - прибыль от продаж
В - выручка от реализации готовой продукции
ОПФ - основные производственные фонды
З - запасы
ФЕ - фондоемкость
Кз - коэф. закрепления запасов
Также существует пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние:
фондоемкости производства продукции
оборачиваемости оборотных средств
материалоемкости производства продукции
зарплатоемкости продукции
амортизациоемкости продукции
Данная модель имеет вид:
Rпф = (1 - (MЕ + ЗЕ + АЕ)) / (ФЕ+О) (15)
-
Пути роста рентабельности
Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия являются одной из основных задач, которая стоит перед руководством любого предприятия. В настоящее время существует множество экономических теорий, которые позволяют дать теоретическую оценку будущей прибыли компании, но на практике дела обстоят далеко не так просто.
Несмотря на многие недостатки, многие компании в настоящее время стараются планировать свою деятельность, благодаря чему они могут адекватно оценивать свои расходы и доходы.
Одним из методов повышения прибыльности и рентабельности компании является снижение расходов, связанных с производством продукции. Если крупные корпорации стараются сэкономить на рабочей силе, размещая свои заказы в различных странах с низким уровнем жизни, то небольшие компании предпочитают экономить на стоимости расходных материалов, что нередко приводит к падению качества изготовляемой продукции.