ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 773
Скачиваний: 2
Еще одним путем повышения прибыли и рентабельности компании может стать кадровая политика предприятия. В настоящее время многие предприниматели предпочитают нанимать высококвалифицированных специалистов, которые могут работать на нескольких должностях, кроме того, различные компании применяют все более совершенные методы стимулирования труда, а также направляют своих работников на курсы переподготовки.
Также в последнее время все чаще отечественные предприниматели стремятся ввести более совершенную механизацию труда, которая позволяет получить качественный продукт при небольших издержках.
Одним из путей повышения прибыли также является экономия электроэнергии при работе энергоемких производств, а также более тщательно разработанная технология, которая позволяет существенно снизить брак при производстве. Стоит отметить, что многие предприятия вкладывают все большие средства в различные научные и опытно-конструкторские разработки, которые с течением времени также могут принести существенный доход компании.
Также пути повышения прибыли и рентабельности подразумевают увеличение продаж готовой продукции, которое может быть достигнуто несколькими способами. В настоящее время все больше компаний уделяют повышенное вниманию маркетингу, что позволяет им не только выбирать товары, которые представляют интерес для потребителей, но и продвигать их на рынок.
В некоторых случаях предприятия обращаются в консалтинговые агентства, которые оказывают услуги по оценке коммерческой деятельности компании, а также дают рекомендации по различным путям повышения прибыли и рентабельности компании.
-
Пути повышения рентабельности производства (на примере конкретного предприятия).
-
Общие понятия путей повышения рентабельности производства.
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
– факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
– факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства [30].
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции [31].
Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения [32].
Абсолютные показатели рентабельности – это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.
Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.
3.2 Социально экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Оптово-розничная база «Текстильторг» создано как правопреемник Гомельской областной базы по оптовой торговле текстильными товарами «Текстильторг», которая была организованна на основании распоряжения СМ БССР от 17.08.1988 года. В связи с переименованием предприятия в РДРОУП «Гомельтекстильторг» 16.06.2000г. Гомельским областным исполнительным комитетом было выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации за № 356 от 12.06.2000 года. Учредителем предприятия являлись УП «Белст», входящее в состав концерна «Беллегпром».
На основании приказа Гомельского областного территориального фонда государственного имущества от 05.12.2008 г № 325, путем преобразования республиканского дочернего оптово-розничного унитарного предприятия «Гомельтекстильторг» было преобразовано в открытое акционерное общество «Гомельтекстильторг» и было зарегистрировано 20 декабря 2008 года № 379р Гомельским городским исполнительным комитетом за № 400093175, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу, до момента выкупа акций подчиняется Концерну «Беллегпром»
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Фирменное наименование Общества: открытое акционерное общество «Гомельтекстильторг».
Место нахождения ОАО «Гомельтесктильторг»: г. Гомель, ул. Шилова, 12, первый этаж.
Основными целями деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» являются:
- максимальное обеспечения населения г. Гомеля и Гомельской области текстильными товарами и другими товарами народного потребления;
- получение максимальной прибыли при наименьших затратах;
- эффективное использование переданных в хозяйственное ведение основных и оборотных средств.
ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет следующие виды деятельности:
- 51410 – Оптовая торговля текстильными товарами;
- 52410 – Розничная торговля в магазинах текстильными изделиями, трикотажными и чулочно-носочными изделиями, одеждой;
- 70200 – Сдача в наем собственного недвижимого имущества.
Производственные мощности ОАО составляют складские помещения общей площадью 1866,3 кв.м. Непосредственно обществом используется 388 кв.м. или 20,8% этих площадей, что позволяет обеспечивать объем валового товарооборота в размере 5070 млн. руб. в 2008 году, 5680 млн. руб. – в 2009 году, 6360 млн. руб. – в 2010 году.
Остальные временно свободные площади сданы в аренду.
Розничная торговля осуществляется обществом на арендованных торговых площадях в размере 154,9 кв.м.
- магазин № 2 ул. Интернациональная,49;
- секция № 3 ул. Шилова, 12а;
- секция № 5 пр. Октября, 67
Предметом деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» является оптово-розничная торговля товарами народного потребления.
Основными задачами ОАО «Гомельтекстильторг» являются:
- хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов общества;
- реализация продукции в точном соответствии с планом;
- повышение производительности труда на основе максимального использования внутренних резервов, снижения себестоимости продукции, полного использования производственных мощностей.
Основную часть в товарообороте занимает текстильная продукция (в процентах от объема):
РУП БПХО г. Барановичи 50%
РУП ТП «Оршанский льнокомбинат» 12 %
ГРУПП «Гронитекс» 5%
ОАО «Речицкий текстиль» 7%
Это ситцы, бязи, ткани технические, льняные изделия, нитки, махровые изделия.
При поступлении продукции от поставщиков специалисты ОАО «Гомельтекстильторг» участвуют в приемке продукции по количеству и качеству, следят за наличием сертификатов соответствия, гигиенических удостоверений и других документов, подтверждающих качество и безопасность.
Границами рынка, на котором ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет оптовую и розничную торговлю, является г. Гомель и Гомельская область, общая численность населения которых около 2 млн. чел.
Основными рыночными потребителями текстиля являются розничные торгующие организации г. Гомеля и Гомельской области, с которым в 2010 году был заключен 131 договор на поставку товаров. Наиболее крупными и постоянными покупателями являются крупные торговые центры г. Гомеля, Речицы, Рогачева, Светлогорска, Мозыря. Сильная сторона в работе с этими клиентами – многолетняя совместная деятельность, взаимовыгодные условия реализации по «скидочным» договорам, возможность подсортировки широкого ассортимента различных производителей республики.
Кроме рыночных покупателей ОАО «Гомельтекстильторг» обслуживает тканями и нитками 47 внерыночных потребителей Гомельской области. Сюда входят некоторые швейные предприятия, фирмы, заводы, а также учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты, школы, больницы и т.д.) Доля поставок внерыночным потребителям составляет 30% в общем объеме реализации.
Основными конкурентами ОАО «Гомельтекстильторг» являются фирменные торговые точки предприятий легкой промышленности, а также розничные торговые центры «Облпотребсоюза».
3.3 Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гомельтекстильторг»
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
В процессе анализа изучим состав прибыли от основной деятельности, ее структуру, динамику. Также мы проведем факторный анализ прибыли от реализации услуг почтовой связи и нетрадиционных услуг.
На первом этапе проанализируем, за счет чего формируется прибыль ОАО «Гомельтекстильторг». Для этого составим аналитическую таблицу 2.4.
Таблица 2.4 – Состав, структура и динамика прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 – 2010 гг.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение по уд.весу |
Темп роста, % |
|||||||
млн. руб. |
уд. вес, % |
млн. руб. |
уд. вес, % |
млн. руб. |
уд. вес, % |
2009г к 2008г |
2010гк 2009г |
2009г к 2008г |
2010г к 2009г |
|||
1. Прибыль отчетного периода |
117 |
100,0 |
88 |
100,0 |
103 |
100,0 |
х |
х |
75,2 |
117,0 |
||
1.1 прибыль от реализации |
116 |
99,1 |
86 |
97,7 |
96 |
93,2 |
-1,4 |
-4,5 |
74,1 |
111,6 |
||
1.2 прибыль от операционных доходов и расходов |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1,9 |
х |
+1,9 |
х |
х |
||
1.3 прибыль от внереализационных доходов и расходов |
1 |
0,9 |
2 |
2,3 |
5 |
4,9 |
+1,4 |
+2,6 |
200,0 |
250,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений
Как показывают данные таблицы 2.4, прибыль отчетного периода на протяжении всех трех лет формировалась в основном за счет прибыли от реализации, удельный вес которой в общей прибыли отчетного периода превышал весь исследуемый период 90%.
В целом прибыль отчетного периода в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 29 млн. руб. или на 24,8%, в том числе:
- за счет снижения прибыли от реализации на 30 млн. руб., прибыль отчетного периода снизилась в том же объеме;
- за счет роста прибыли от вне реализационных операций на 1 млн. руб. на ту же сумму возросла прибыль отчетного периода.
В целом прибыль отчетного периода в 2010 году относительно 2009 года выросла на 15 млн. руб. или на 17,0%, в том числе:
- за счет роста прибыли от реализации на 10 млн. руб., прибыль отчетного периода выросла в том же объеме;
- за счет появления прибыли от операционный деятельности в сумме 2 млн. руб., прибыль отчетного периода выросла в том же объеме;
- за счет роста прибыли от вне реализационных операций на 1 млн. руб. на ту же сумму возросла прибыль отчетного периода.
На основании можно отметить постоянство структуры прибыли отчетного периода – более чем на 90% она формировалась из прибыли от реализации продукции на протяжении всего исследуемого периода.
Далее целесообразно рассмотреть в динамике показатели эффективности использования средств организации (показатели рентабельности). Расчет в динамике основных показателей эффективности использования средств ОАО «Гомельтекститьторг» приведен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Динамика показателей рентабельности ОАО «Гомельтекститьторг» за 2008 – 2010 гг.
Показатель |
2008г |
2009г |
2010г |
Отклонение |
Темп роста, % |
||
2009г к 2008г |
2010г к 2009г |
2009г к 2008г |
2010г к 2009г |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 Прибыль отчетного периода, млн. руб. |
117 |
88 |
103 |
-29 |
+15 |
75,2 |
117,0 |
2 Прибыль от реализации, млн. руб. |
116 |
86 |
96 |
-30 |
+10 |
74,1 |
111,6 |
3 Среднегодовая стоимость капитала, млн. руб. |
1248 |
1899 |
3089 |
+651 |
+1190 |
152,2 |
162,7 |
3.1 Среднегодовая стоимость основного капитала, млн. руб. |
110 |
115 |
147 |
+5 |
+32 |
104,5 |
127,8 |
3.2 Среднегодовая стоимость оборотного капитала, млн. руб. |
1138 |
1784 |
2942 |
+646 |
+1158 |
156,8 |
164,9 |
4 Выручка от реализации продукции товаров работ услуг в отпускных ценах (за вычетом налогов и сборов включаемых в выручку), млн. руб. |
5258 |
6582 |
8685 |
+1324 |
+2103 |
125,2 |
132,0 |
5 Полная себестоимость реализации |
5142 |
6496 |
8589 |
+1354 |
+2093 |
128,3 |
132,2 |
5.1 Себестоимость реализованных товаров |
4574 |
5796 |
7698 |
+1222 |
+1902 |
126,7 |
132,8 |
5.2 Расходы на реализацию |
568 |
700 |
891 |
+132 |
+191 |
123,2 |
127,3 |
6 Рентабельность капитала (с. 1/с. 3*100), % |
9,4 |
4,6 |
3,3 |
-4,8 |
-1,3 |
- |
- |
6 Рентабельность основного капитала (с. 1/с. 3.1*100), % |
106,3 |
76,5 |
70,1 |
-29,8 |
-6,4 |
- |
- |
6 Рентабельность оборотного капитала (с. 1/с. 3.2*100), % |
10,3 |
4,9 |
3,5 |
-5,4 |
-1,4 |
- |
- |
7 Рентабельность продаж (с. 2/с 4*100), % |
2,2 |
1,3 |
1,1 |
-0,9 |
-0,2 |
- |
- |
8 Рентабельность затрат (с. 2/с 5*100), % |
2,3 |
1,3 |
1,1 |
-1,0 |
-0,2 |
- |
- |
9 Среднесписочная численность, чел. |
29 |
29 |
30 |
0 |
+1 |
100,0 |
103,4 |
9 Прибыль на одного работника (с. 1/с. 9), млн.руб./чел. |
4,03 |
3,03 |
3,43 |
-1,0 |
+0,4 |
75,2 |
113,2 |