ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.12.2019

Просмотров: 761

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений


Как показывают данные таблицы 2.5, рентабельность совокупного капитала, характеризующая, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала, в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 4,8 процентного пункта до уровня 4,6% – это свидетельствует о том, что прибыль прирастала медленнее, чем стоимость капитала, что является отрицательным для предприятия. В 2010 году относительно 2009 года сохранился тот же тренд: рентабельность капитала снизилась на 1,3 процентного пункта до значения 1,1%.

Та же динамика отмечается и по рентабельности основного капитала, и по рентабельности оборотного капитала.

Рентабельность продаж, характеризующая, уровень прибыльности продукции, в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 0,9 процентного пункта; рентабельность затрат, характеризующая их окупаемость, также снизилась на 1,0 процентный пункт – это говорит о снижении эффективности управления продукцией и затратами.

Касаемо показателей рентабельности продаж и затрат в 2010 году относительно 2009 года, они продолжили снижаться.

При этом необходимо отметить, что, помимо того, что показатели рентабельности имеют отрицательную динамику, абсолютное их значение является очень низким, не достаточным для обеспечения полноценного процесса воспроизводства ресурсов.

Сумма прибыли на одного работника была максимальной в 2008 году – 4,03 млн. р. В 2009 она снизилась на 1,0 млн. руб. до уровня 3,03 млн. р., в 2010 году отмечается ее рост относительно 2009 года, однако уровня 2008 года достичь не удалось.

После изучения формирования прибыли, ее структуры и динамики, рассмотрим порядок распределения прибыли и направления ее использования в ОАО «Гомельтекстильторг».

На первом этапе рассмотрим, каким образом использовалась прибыль предприятия, какие расходы и платежи из прибыли оно осуществляло. Для этого составим следующую аналитическую таблицу.

Таблица 2.6 – Динамика использования прибыли ОАО «Гомельтекстильторг» за 2008 – 2010гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение по уд.весу

Темп роста, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

2009 по отн к 2008

2010 по отн к 2009

2009 по отн к 2008

2010 по отн к2009.

1. Прибыль отчетного периода

117

100,0

88

100,0

103

100,0

х

х

75,2

117,0

2. Налог на прибыль

28

23,9

21

23,9

25

24,3

-8

+4

75,0

119,0

3. Прочие налоги из прибыли

69

59,0

12

13,6

13

1,3

-57

+1

17,4

108,3

4. Прочие расходы и платежи из прибыли

0

0

0

0

0

0

х

х

0

0

5. Чистая прибыль

20

17,1

55

62,5

65

74,4

+30

+10

275,0

118,2


Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений


Как показывают данные таблицы 2.6, прибыль отчетного периода в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 29 млн. руб., в 2010 году относительно 2009 – выросла на 15 млн. руб.

Удельный вес налога на прибыль практически не изменился за весь исследуемый период и колебался на уровне 23,9% – 24,3%.

Удельный вес прочих налогов из прибыли в 2009 году относительно 2008 года снизился на 45,4 процентного пункта, что связано с изменениями в налоговом законодательстве. В 2010 году относительно 2009 года его уровень также снизился при одновременном росте в абсолютном выражении.

Иных расходов (кроме налогов) из прибыли предприятие не производило.

Чистая прибыль росла в 2009 году относительно 2008 года и в 2010 году относительно 2009 года, однако ее уровень в абсолютном выражении очень низок.

Таким образом, прибыль отчетного периода на протяжении всех трех лет формировалась в основном за счет прибыли от реализации, удельный вес которой в общей прибыли отчетного периода превышал весь исследуемый период 90%.

Прибыль отчетного периода в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 29 млн. руб. или на 24,8%, в основном за счет снижения прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода в 2010 году относительно 2009 года выросла на 15 млн. руб. или на 17,0%, в основном за счет роста прибыли от реализации.

Далее мы рассмотрели в динамике показатели эффективности использования средств организации и получили следующие результаты: рентабельность совокупного капитала, характеризующая сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала, в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 4,8 процентного пункта до уровня 4,6% – это свидетельствует о том, что прибыль прирастала медленнее, чем стоимость капитала, что является отрицательным для предприятия. В 2010 году относительно 2009 года сохранился тот же тренд: рентабельность капитала снизилась на 1,3 процентного пункта до значения 1,1%.

Рентабельность продаж, характеризующая, уровень прибыльности продукции, в 2009 году относительно 2008 года снизилась на 0,9 процентного пункта; рентабельность затрат, характеризующая их окупаемость, также снизилась на 1,0 процентный пункт – это говорит о снижении эффективности управления продукцией и затратами.

Относительно показателей рентабельности продаж и затрат в 2010 году относительно 2009 года, они продолжили снижаться.

При этом необходимо отметить, что, помимо того, что показатели рентабельности имеют отрицательную динамику, абсолютное их значение является очень низким, не достаточным для обеспечения полноценного процесса воспроизводства ресурсов.

Удельный вес налога на прибыль практически не изменился за весь исследуемый период и колебался на уровне 23,9% – 24,3%.

Удельный вес прочих налогов из прибыли в 2009 году относительно 2008 года снизился на 45,4 процентного пункта, что связано с изменениями в налоговом законодательстве. В 2010 году относительно 2009 года его уровень также снизился при одновременном росте в абсолютном выражении.


Иных расходов (кроме налогов) из прибыли предприятие не производило.

Чистая прибыль росла в 2009 году относительно 2008 года и в 2010 году относительно 2009 года, однако ее уровень в абсолютном выражении очень низок.

В следующем разделе мы проведем анализ факторов, которые оказали влияние на изменение прибыли и рентабельности деятельности ОАО «Гомельтекстильторг».


3.4 Пути повышения прибыли и рентабельности в ОАО «Гомельтекстильторг»

Процесс формирования и распределения прибыли предприятия можно с определенной долей условности подразделить на два этапа:

- формирование прибыли отчетного периода;

- формирование чистой прибыли.

Следовательно, и факторы, влияющие на величину финансового результата, можно разделить на две группы: факторы, оказывающие влияние на прибыль отчетного периода, и факторы, оказывающие влияние на чистую прибыль. Рассмотрим каждую из данных групп факторов более детально и применительно к рассматриваемому предприятию.

На величину прибыли отчетного периода влияет совокупность многих факторов, как зависящих, так и независящих от деятельности предприятия. Основными факторами роста прибыли, зависящими от предприятия, являются следующие:

- рост объема реализации товаров;

- снижение себестоимости реализации;

- рост цен на оказываемые услуги;

- изменения в структуре оказанных услуг.

Отмеченные выше факторы влияют в основном на прибыль от реализации. В связи с тем, что подавляющую часть прибыли составляет именно прибыль от реализации, ей должно быть уделено особое внимание.

Рост объемов оказанных услуг – увеличение объема реализации в натуральных единицах при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. При высоком удельном весе условно-постоянных затрат, а такой фактор присутствует на исследуемом предприятии, рост объема приведет к еще большему росту прибыли за счет эффекта масштаба. Здесь конечно желательно наращивание объемов без дополнительных затрат за счет повышения скорости обмена информацией, роста эффективности труда. Как один из факторов роста объема можно рассматривать и ускорение оборачиваемости средств, так как не снижающаяся инфляция оказывает отрицательное влияние на их величину при длительном обороте.

В частности, ОАО «Гомельтекстильторг» привлекает новых покупателей более совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией товаров, более низкими ценами, легкостью приобретения (отсутствие очередей, широкий выбор товаров), но пока отсутствуют предложения со стороны продавцов покупателям товаров с учетом их покупательских привычек. С целью роста объемов реализации ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо постоянно осуществлять комплекс мер:

- содействовать реализации хорошо известных товарных марок;


- оптимизировать реализацию наиболее ходовых товаров;

- повышать управляемость товарными запасами.

Реализовать эти меры можно организовав долгосрочные партнерские связи с поставщиками товаров. Традиционно же при осуществлении закупок просматривается тенденция предпочтения наличия нескольких источников приобретения конкретного товара. Считается маловероятным, что в такой ситуации кто-нибудь станет чересчур полагаться на единственный источник поставок. Кроме того, имеется возможность заменить одного поставщика другим и таким образом снизить расходы на закупки. Однако подобный стиль взаимоотношений является конфронтационным и не может считаться оптимальным.

В условиях, когда взаимоотношения исчерпываются лишь переговорами относительно цены, в первую очередь страдает качество. В этом случае поставщик стремится минимизировать свои издержки и обеспечить лишь базовые характеристики товара. Покупатель в подобных ситуациях несет дополнительные затраты на внешний контроль получаемых изделий и осуществление переделок. Качество обслуживания также начинает снижаться, если поставщик не уделяет должного внимания выполнению заказа покупателя.

Чем более тесной является взаимосвязь между покупателем (в данной ситуации – АОА «Гомельтекстильторг») и поставщиком, тем выше вероятность взаимовыгодного использования обеими сторонами своих знаний и опыта.

В этом заключается логика, определившая возникновение концепции «взаимодействия». Взаимодействие может быть определено как создание долгосрочных взаимоотношений с ограниченным числом поставщиков на основе взаимного доверия.

Отношения, основанные на взаимодействии, могут принести ряд выгод:

- сокращение сроков доставки заказанных товаров.

- повышение надежности обещаний.

- сокращение числа нарушений графика работ.

- снижение уровней запасов.

- ускорение реализации изменений проекта.

- уменьшение проблем качества.

- наличие стабильных, конкурентоспособных цен.

- повышение приоритета заказов.

Суть философии взаимодействия заключается в том, что поставщика следует рассматривать в качестве составного элемента производственного предприятия покупателя.

Таким образом, развивая партнерские отношения с поставщиками основных реализуемых групп товаров, предприятие может добиться существенного повышения розничного товарооборота, прибыльности продаж и улучшить качество обслуживания в магазине.

Также ОАО «Гомельтекстильторг» необходимо

- проводить меры по ускорению товарооборачиваемости, обращать при этом особое внимание на неходовые товары;

- разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению новых покупателей в магазин через проведение выставок-продаж, постоянное повышение культуры обслуживания, что бы покупатель покинул магазин удовлетворенным и навсегда запомнил посещение данного магазина, даже не сделав в нем покупку;