Файл: Психофизиологические проявления ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная действительность характеризуется изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. В этой связи особое значение приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности человека, обеспечивая возможность активного познания окружающего мира. По­требность в информации проявля­ется в необходимости постоянного сенсорного потока, поддержи­вающего оптимальный уровень акти­вациичеловека, который, в свою очередь, является основой для целенаправленного поведения человека.

Одним из этапов развития целенаправленного поведения выступает принятие решения в функциональной системе. Принятие решения всегда связано с выбором, поскольку, человеку приходится сличать и анализировать информацию, поступающую из различных источников. Во время принятия решений происходит процесс, который порождает в последствии определенное действие. Таким образом, в принятии решения как результате интегративного процесса, основным является выбор из множества альтернатив, когда человек стремится выбрать одну, единственную, наилучшим образом обеспечивающую решение стоящей перед ним задачи.

Принятие решения становится обязательным моментом в жизни, поведении человека: с момента рождения и до самой смерти он оказывается постоянно в состоянии необходимости принять те или иные решения, одни из которых осуществляются автоматически на подсознательном уровне, другие становятся предметом длительного мучительного раздумья, выбора одного из возможных. Следовательно, процесс принятия решений во многом связан с интеллектуальной деятельностью и позволяет направлять человеку собственную активность в нужное русло.

Также следует отметить, что ориентировочно-исследовательская деятельность и принятие решений имея психофизиологическую основу, тем не менее, также подвержены влиянию со стороны социума и культурных традиций. И чем старше становиться человек, тем в большей степени он может управлять своей исследовательской деятельностью и процессом принятия решений.

Цель исследования – изучить психофизиологические проявления ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.


Объект исследования –ориентировочно-исследовательская деятельность.

Предмет исследования – психофизиологические проявления ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что у младших школьников с возрастом ориентировочно-исследовательская деятельность и принятие решений совершенствуется.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме психофизиологии ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений.
  2. Подобрать психофизиологические методики, позволяющие оценить ориентировочно-исследовательскую деятельность и принятие решенийу детей младшего школьного возраста.
  3. Провести сравнительный анализ полученных результатов исследования у младших школьников (1 группа- 7 лет и вторая группа - 11 лет) и выявить психофизиологические особенности ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений.
  4. Сделать содержательные выводы.

База и методы исследования.Психофизиологическое исследование проводилось на базе Центра психологической коррекции «Рефлексия» г. Иркутск.В исследовании участвовали дети, которые посещают группу психомоторной коррекции. Первая группа – средний возраст 7 лет. Вторая группа – средний возраст – 11 лет.

Исследование проходило с помощью компьютерного комплекса для психологического и психофизиологического тестирования «НС-ПсихоТест». В психофизиологическом исследовании применялись следующие методики: методика «Реакция выбора», методика «Реакция на движущийся объект», методика «Контактная координациометрия».

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 24 источника. В тексте курсовой работы имеется 1 рисунок, 2 таблицы. Общий объем работы составляет 45 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ


Понятие ориентировочного рефлекса

Ориентировочную реакцию следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения. Сегодня можно считать доказанным, что ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации. П. В. Симонов [20] относит её к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида. основе ориентировочно-исследовательского подкрепления выработка самых различных инструментальных рефлексов у Подкрепляющая функция ориентировочно-исследовательской обусловлена активацией эндогенных Во время исследовательского активируются не​йроны удовол центров самораздражения.

Согласно Берлайну, две группы ориентировочно-исследовательского поведения. одной стороны, дефицит активации организме, который к поиску удовлетворяющих эту Он называет тип поведения, направлен на стимуляции, разнонаправленным С другой исследовательская деятельность неопределенностью ранее информации. Это особую форму в виде любознательности. Ее — получить уточняющие сведения тем самым неопределенность ситуации[20].

Ориентировочный рефлекс, рефлекс «Что был открыт Павловым. Для исследования типа рефлексов чаще используется КГР, осцилографическая регистрация, а метод ЭЭГ [20].

Сущность ориентировочного рефлекса понималась по-разному: комплекс двигательных на неожиданный или как прицеливания.

поскольку ориентировочный рефлекс ходе исследований прекращал условного рефлекса его в павловской школе внешний тормоз. Однако наблюдения показывали, что ориентировочного рефлекса выходят за рамки просто торможения при выработке рефлекса.

Впоследующем ориентировочный наделяется следующими растормаживания, т.е. выработанные и угашенные условные возобновляются под ориентировочного рефлекса; влияния на формирования условного оценивания, которая для выяснения сформированности временных связей.

дальне​йшем исследователи на поиске взаимодействия условного ориентировочного рефлексов, также механизмах структуре самого ориентировочногот рефлекса.

Выделено формы взаимоотношений и условного рефлекса:

  • форма, когда ориентировочногот рефлекса выработку условного рефлекса;
  • ассимиляция рефлекса, которая выражается усилении текущей деятельности;
  • трансформация рефлекса в поведенческую действию прежнего опыта доминант (П.К. Анохин)[1].

Наибольший представляет понимание реакции как многокомпанентной реакции (Е.Н. Соколов), связана с ретикулярной формации. компонентов ориентировочной представлялась следующим корковый, вегетативный, и сенсорный[9].

На уровне неокортекса это ЭЭГ-реакция блокады усиления бета- гамма-колебаний, т.е. реактивности и соответствующих не​йронов.

Вегетативный регистировался расширению зрачков, увеличению проводимости, снижению ЧСС, дыхания, увеличению дыхательной расширением сосудов головы сужением сосудов рук.

Моторный проявлял себя движениями головыглаз увеличением мышечного тонуса.

компонент регистировался по субъективным улучшения работы анализаторных систем.

Следует что ориентировочный с полным возникает не всех испытуемых, обусловлено индивидуальным испытуемых.

Не смотря то, что рефлекс относится разряду безусловных него действуют процессы привыкания угашения.

Угашение этом случае как особая научения (негативное и отличается избирательностью к характеристикам стимула.

На данных опытов построена концепция модели стимула» Соколова[9].

зависимости от этапа угашения две формы реакции: генерализованная и локальная (за активации неспецифического таламуса), в зависимости от — тонический и фазический рефлекс.

Опытами установлено определенная явлений, которая в том, при ориентировочного рефлекса: ориентировочного рефлекса возбуждение ретикулярной ствола мозга параллельно возникает форма ориентировочного рефлекса.

Генерализованный ориентировочный рефлекс при 10-15 индеферентного а локальный при 30 более.

Нейронными коррелятами рефлекса являются «не​йроны (В-не​йроны) и тождества» (Т-не​йроны), располагаются в структурах мозга: коре, ретикулярной гиппокампе.

От не​йронов идут сигналы, которые действуют на и синхронизирующую мозга, соответственно ориентировочный рефлекс, внимание или воздействия стимула.

Ориентировочную отличают от реакцииа последнее ориентировочно-исследовательской деятельности.

Ориентировочно-исследовательская вызывается самостоятельной в получении информации.

Это условие саморазвития человека, сопровождается положительными снижением болевой и торможением рефлексов. психологическом уровне исследовательская деятельность, побуждается неопределенностью полученной информации.

К. Анохин три формы ориентировочного рефлекса текущей деятельностью. первой он «конфликтные отношения», ориентировочная активность тормозный эффект. отношения детально были в лаборатории И.П. Вторая форма отражает ориентировочной реакции доминирующей В этом случае не тормозит, а текущую деятельность. Например, ситуации оборонительной доминанты нового стимула вызывает ориентировочный, а оборонительный К третьей форме относится трансформация ОР поведенческую реакцию, связанную скрытой, внешне непроявляющейся доминантой. Анализируя данные, П.К. [1,2,3] пришёл выводу том, эффект ОР зависит от предыдущего животного и от сформировавшихся и зафиксированных памяти доминант.


Полиграфическая регистрация вегетативных и двигательных животных и человека условиях многократного повторения стимулов привела к об ориентировочном рефлексе о многокомпонентной реакции Е.Н. Соколов [20], затем Р. Линн [20] систему компонентов На уровне неокор-текса ОР ЭЭГ-реакцией активации альфа-ритма, усилением бетаигаммаколебаний коррелирующей с возбудимости, реактивности лабильности у коры. К компонентам ОР расширение зрачков, кожной проводимости, ЧСС, изменение увеличение дыхательной в частотном ритмограммы сердца, расширение сосудов и сужение сосудов В моторной сфере рефлекс представлен поворотом движением глаз, настораживанием ушей направлении нового и увеличением тонуса, обеспечивающего готовность к реакциям. Под ОР сенсорная анализаторов, измеряемая субъективным реакциям, что получило сенсорного компонента рефлекса.

Отличительной особенностью рефлекса является привыкание или угашение, развивающееся повторении индифферентного стимула. Соколов выделил две ориентировочной реакции: генерализованную и локальную, выражают разные процесса угашения ориентировочного рефлекса. зависимости от длительности различают тонический и фазический ориентировочный рефлекс [20].

Угашение рефлекса высокой избирательностью физическим характеристикам Это проявляется том, что небольшое изменение из параметров стимула ведёт восстановлению ОР. сильно отличающиеся угашаемого, вызывают сильные ориентировочные а стимулы, ему – слабые. Величина увеличивается пропорционально одновременно изменённых стимула.

Для этого явления Е.Н. предположил, что в повторения индифферентного стимула специального подкрепления в формируется его не​йрональная модель (см. также 9). Мозг замечает отклонение от параметров стимула благодаря сравнению его моделью, хранящейся памяти, будь то интенсивности, длительности, цвета, частоты и т.д. нервной модели запечатлеваются только элементарные, но сложные признаки, например комплексы раздражителей совместное или применение нескольких Исключение одного элементов комплекса изменение их вызывают ориентировочные Нервная модель многомерна, она одновременно все параметры, что восстановлением ОР изменении любого свойства повторяющегося даже в уменьшения интенсивности или укорочения длительности [20].

прогресс в механизма ориентировочного связан с компьютерной техники при изучении мозга, связанных событиями. Значительный в идентификацию классификацию различных ССП и поиски мозговых сигналов рассогласования работы Р. Наатанена и его Им выявлена специфическая волна, названная негативностью (HP). Она получена опытах, в которых случайном порядке и короткими межстимульными интервалами, (не 10–14 с) стандартный (часто 80–90%) и девиантные (несколько от стандарта редко предъявляемые, стимулы. При внимание испытуемого направлено на интересной книги. Наатанен извлечения HP процедуру вычитания на стандартный из ССП девиантный стимул. Им большое количество экспериментальных связи HP с сличения действующего стимула короткоживущим (не более с) следом стандартного стимула памяти. Чем они отличаются, больше амплитуда короче латенция HP [9].