Файл: Психофизиологические проявления ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким специфической особенностью реакции является что она большой подвижностью лабильностью, т. легко вспыхивает столь же угасает, когда себя исчерпала. подвижного и механизма привыкания, уеловнорефлекторного в связи отсутствием у сигнального значения оправданы. Иначе ориентировочный рефлекс безусловным рефлексам, в отличие них протекает типичный условный Е.Н. Соколов рассматривает привыкание универсальную форму отрицательного условного в котором сигналом может любой раздражитель, безусловным — безразличность (подкреплением этом случае внутреннее состояние, соответствует отсутствию [9].

Таким образом, реакция является активности весьма функциональной системы, деятельность многих функциональных систем Биологическое значение ориентировочного рефлекса свести лишь обострению восприятия, узнаванию потенциал опасных раздражителей. роль этой в формировании проявлений приспособительной организма, индивидуального научения.

ориентировочно – деятельности

Теперь нам уточнить представление ориентировочной деятельности в её психологическом содержании.

Как уже указывали глубокому исследованию деятельности наука И. П. выделением ориентировочно-исследовательского из всех указанием на фундаментальное значение жизни животных человека и, указанием на роль в условных связей. сейчас нас само понятие этом ориентировочно-исследовательском рефлексе[17].

В время многие исследователи считают, необходимо различать рефлекс и деятельность. Ориентировочный — это физиологических компонентов поворот на раздражитель и органов чувств лучшее его к этому добавить разнообразные изменения организма, содействуют этому или его Словом, ориентировочный — это физиологический процесс.

Другое — ориентировочно-исследовательская исследование обстановки, что Павлов «рефлекс что Эта исследовательская во внешне​й лежит уже границами физиологии. существу, ориентировочно-исследовательская совпадает с что мы просто ориентировочной Но прибавление к «ориентировке» нисколько не в опытах для нас уже помехой, что ориентировка ограничивается исследованием деятельностью, а может вырастать самостоятельную деятельность, сама нуждается ориентировке.

Даже у ориентировка не исследованием ситуации; ним следуют её различных (по их для актуальных животного), выяснение возможного движения, примеривание своих действий намеченным объектам и управление исполнением этих Все это входит ориентировочную деятельность, но за границы исследования собственном смысле слова.


другой стороны, широкое применение «исследовательская деятельность* самым ранним, формам ориентировки существенные различия обследованием (ситуации её отдельных ограниченным элементарными ознакомления собственно деятельностью, которая и приобретает и ценне​йшее только у да и него лишь определенного уровня и только определенных общественных Неучет качественного различия к такому будто мы имеем дело одной и же познавательной которая у живых существ на разных индивидуального развития лишь количественно, по степени, это, конечно, неверно даже отношении животных тем более отношении человека.

Ориентировка это не исследование, а в не​й исследования гораздо составляет обследование, собственно исследование. даже на уровнях развития деятельность всегда шире, чем обследование. В оценке объектов, путей и контроле за ориентировка и действие еще неразделены и только переплетаются, и определяют друга по своих задач.

лучше говорить не и не «исследовательская а именно «ориентировочная деятельность».

Ориентировочная не ограничивается интеллектуальными функциями, во всем диапазоне — восприятия до включительно. И и чувства, воля не нуждаются в нос психологической представляют не иное, как формы ориентировочной субъекта в проблемных ситуациях, задачах и разными средствами решения.

Потребности означают только побуждения действию во среде, они избирательное отношение её объектам намечают общее действий на чего субъекту достает и чем он потребность. В смысле потребности исходным и началом ориентировки ситуациях. Известно, воспитать условные на пищевом можно только голодного животного, животное не ориентироваться на подкрепление, сколько его ни Потребности являются важным моментом в ситуации, эта сторона их отношение определенным объектам условиям, которые эти потребности, важную психологическую потребностей — их собственно изучения.

Чувства тоже собой не просто отражение большей или физиологической взволнованности. Появление означает резкое изменение предмета, на котором чувство, а в с этим изменение оценке остальных предметов следовательно, ситуации в Созревая и оформившись, становятся могучим средством в ситуации и, эта сторона чувства составляет их психологический Конечно, возникает много о различии между познавательного и аффективного но это уже вопросы. Первое и заключается в том, чувства интересуют психолога просто как «переживания», сами переживания составляют психологии как особый ориентировки в жизненных новый по сравнению интеллектуальной деятельностью.


То же мы должны сказать воле. И воля собой особую форму субъекта в таких где ни интеллектуальной, аффективной оценки уже Воля, собственно, потому как особая душевной жизни, представляет новый решения задач общем направлении поведения в своеобразных и человеческих ситуациях.

Таким все формы деятельности, а только познавательные, представляют собой формы ориентировки в проблемных Эти различные возникают потому, существенно различны в которых субъект, различны перед ним и средства, помощью которых эти задачи.

Следует подчеркнуть что ориентировочная несмотря на связь с деятельностью, никогда ограничивается ею. психологической стороны ориентировка характеризует формы душевной они представляют разные формы субъекта в жизненных ситуациях.

Если формы душевной представляют собой формы ориентировочной то другая этого положения в том, психология во так называемых процессах или функц изучает именно их ориентировочную [9].

Ориентировочная ориентацию субъекта объекта деятельности условий, в деятельность осуществляется. функция на уровнях развития осуществляется по-разному. самом начале совпадает с всего поведения и выражена вся исполнительная деятельности: субъект на сигнальный отражая его изменение своего и в с ним свое движение стадия развития В данном субъект ориентируется свое внутреннее и его это характерно сенсорной стадии

Это подчеркивал П.Я.Гальперин говоря о что на стадиях развития образы, мысли т. п. ориентируют субъекта от внешне​й стимуляции своего внутреннего Позднее (на стадии) в части деятельности самостоятельная задача ориентации в и практически эта задача на две: отражение самого 2) отражение деятельности, в дан объект. задачи различаются содержанию, но разделение на уровне сначала представлено [13].

А.Н.Леонтьев по этому что первоначально объект и в которых находится, не в отражении и субъект построении своих (операций) закрепляет за комплексом + условия». интеллектуальной стадии разделяются с в отражении субъекта и может направлять активность на «не теряя» этом мотивационное объекта [13].

позволяет познавать условий с переносить эти в другие изменять способ объекта и Усложнение условий и их субъектом (в с объектом в отделенности него) и к появлению развитию ориентации отдельных актов, отдельной части деятельности и, «вырастают» в деятельность, целью является ориентировка среде и образа этой который в используется для регуляции другой деятельности в условиях.

образом, строение деятельности и место в структуре деятельности потребностно-мотивационной сфере в эволюции.


вышесказанное, можно отметить, ориентировочно-исследовательская деятельность человека побужд самостоятельной потребностью в новой информации. решении всех задач деятельности у существенное участие действия, выполняемые только плане восприятия, а человека, кроме того, в умственном плане.

Психофизиологические аспекты решения

Принятие решения предметом исследования П.К. в теории систем. По утверждению П.К. необходимость ввести понятие «принятие решения» возникла процессе разработки теории функциональных систем для обозначения этапа, на заканчивается формирование и исполнение какого-либо поведенческого Таким образом, принятие в функциональной системе одним из этапов развитии целенаправленного поведения. всегда сопряжено с поскольку на стадии синтеза происходит сличение анализ информации, поступающей разных источников. Принятие представляет критический "пункт", котором происходит организация эфферентных возбуждений, порождающих дальне​йшем определенное действие[1,2,3].

к физиологическим принятия решения, Анохин подчеркивал, принятие решения процесс, включающий уровни организации: отдельного не​йрона, продуцирует свой в результате многих влияний, системы в интегрирующей влияния не​йрональных Окончательный результат процесса выражается утверждении: система решение[1,2,3].

к рассмотрению уровне​й принятия решения. Значение решения в и мыслительной очевидно. Однако этого процесса позиций системного как это бывает, носит общий характер. решение как психофизиологического исследования иметь конкретное и быть для изучения помощью экспериментальных методов.

механизмы принятия должны существенно в зависимости того, в какой деятельности включены. В и двигательных при каждом или двигательном происходит разнообразный многосторонний выбор ответа, который на бессознательном уровне. иные не​йрофизиологические имеют "истинные" принятия решения, выступают как сознательной произвольной человека. Будучи звеном в всех видов деятельности, процесс решения в из них свою специфику. решение отличается мнестического решения мыслительной и что существенное мозговое этих решений разные звенья строится на уровнях.

В психофизиологии разработаны представления коррелятах и принятия решения, в процессы информации и поведенческого акта.


Вызванные и принятие методом исследования основ принятия является метод вызванных, или потенциалов (ВП ССП). ССП это реакции зон коры внешнее событие, по длительности реальным психологическим переработки или поведенческим актом.

В этих реакций можно компоненты двух типов: специфические (экзогенные) и неспецифические (эндогенные) компоненты.Экзогенные компоненты связаны с обработкой, а эндогенные отражают этапы сложной обработки стимулов: образа, сличение его эталонами памяти, принятием решения. массив экспериментальных связан с наиболее известного эндогенного колебания Р 300, Р 3, позитивного колебания, в интервале мс. факты свидетельствуют, волна Р может рассматриваться психофизиологический коррелят когнитивных процессов, ожидание, обучение, снятие неопределенности принятие решения.

Функциональное волны Р 3 обсуждается во многих при это обнаруживается ряд различных подходов его интерпретации. В примера приведем некоторые них.

1. С позиций функциональных систем возникновение Р 3 характеризует действующих ФС, переход одного крупного этапа к другому, волна 3 при этом перестройку "текущего содержания а её амплитуда масштаб реорганизаций, происходящих той или иной мозга [20].

2. позиций информационного подхода значение Р3 рассматривается результат "когнитивного завершения". этой логике, процесс состоит из отдельных временных единиц "перцептивных Внутри каждой эпохи анализ ситуации и ожидание события, которое завершить эпоху. Завершение выражается в виде волны Р 3, в теменной области. этом предполагается, что компоненты ВП отражают подъемов и спадов структур, ответственных за когнитивной деятельности, а Р 3 обусловлена уровня активации в зонах коры, ответственных когнитивное завершение перцептивного и принятие решения.

3. По представлениям, волна представляет собой особой категории метаконтрольных процессов, связаны с и контролем в целом, долговременных приоритетов поведении, определением изменений окружающей среды.

 Психофизиологическая хронометрия направление, исследующее параметры (начало, скорость) когнитивных с помощью методов. Наибольшее здесь имеют характеристики компонентов и ССП.Объектом являются как так и компоненты, различные стадии переработки информации. параметры первых судить о которое требуется сенсорного анализа. параметры эндогенных дают представление длительности этапов связанных с формирования образа, его с памяти и решения.

Анализ амплитудно-временных этих компонентов разных ситуациях установить круг переменных, от зависит как переработки информации целом, так длительность отдельных этого процесса. например, показать, латентный период 3 прямо с информационной стимула и пропорционален сложности задаче. При амплитуда компонента 3 тем чем сложнее стимул в задаче и больше когнитивных требует от ситуация эксперимента.