Файл: Психофизиологические проявления ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
Таким специфической особенностью реакции является что она большой подвижностью лабильностью, т. легко вспыхивает столь же угасает, когда себя исчерпала. подвижного и механизма привыкания, уеловнорефлекторного в связи отсутствием у сигнального значения оправданы. Иначе ориентировочный рефлекс безусловным рефлексам, в отличие них протекает типичный условный Е.Н. Соколов рассматривает привыкание универсальную форму отрицательного условного в котором сигналом может любой раздражитель, безусловным — безразличность (подкреплением этом случае внутреннее состояние, соответствует отсутствию [9].
Таким образом, реакция является активности весьма функциональной системы, деятельность многих функциональных систем Биологическое значение ориентировочного рефлекса свести лишь обострению восприятия, узнаванию потенциал опасных раздражителей. роль этой в формировании проявлений приспособительной организма, индивидуального научения.
ориентировочно – деятельности
Теперь нам уточнить представление ориентировочной деятельности в её психологическом содержании.
Как уже указывали глубокому исследованию деятельности наука И. П. выделением ориентировочно-исследовательского из всех указанием на фундаментальное значение жизни животных человека и, указанием на роль в условных связей. сейчас нас само понятие этом ориентировочно-исследовательском рефлексе[17].
В время многие исследователи считают, необходимо различать рефлекс и деятельность. Ориентировочный — это физиологических компонентов поворот на раздражитель и органов чувств лучшее его к этому добавить разнообразные изменения организма, содействуют этому или его Словом, ориентировочный — это физиологический процесс.
Другое — ориентировочно-исследовательская исследование обстановки, что Павлов «рефлекс что Эта исследовательская во внешней лежит уже границами физиологии. существу, ориентировочно-исследовательская совпадает с что мы просто ориентировочной Но прибавление к «ориентировке» нисколько не в опытах для нас уже помехой, что ориентировка ограничивается исследованием деятельностью, а может вырастать самостоятельную деятельность, сама нуждается ориентировке.
Даже у ориентировка не исследованием ситуации; ним следуют её различных (по их для актуальных животного), выяснение возможного движения, примеривание своих действий намеченным объектам и управление исполнением этих Все это входит ориентировочную деятельность, но за границы исследования собственном смысле слова.
другой стороны, широкое применение «исследовательская деятельность* самым ранним, формам ориентировки существенные различия обследованием (ситуации её отдельных ограниченным элементарными ознакомления собственно деятельностью, которая и приобретает и ценнейшее только у да и него лишь определенного уровня и только определенных общественных Неучет качественного различия к такому будто мы имеем дело одной и же познавательной которая у живых существ на разных индивидуального развития лишь количественно, по степени, это, конечно, неверно даже отношении животных тем более отношении человека.
Ориентировка это не исследование, а в ней исследования гораздо составляет обследование, собственно исследование. даже на уровнях развития деятельность всегда шире, чем обследование. В оценке объектов, путей и контроле за ориентировка и действие еще неразделены и только переплетаются, и определяют друга по своих задач.
лучше говорить не и не «исследовательская а именно «ориентировочная деятельность».
Ориентировочная не ограничивается интеллектуальными функциями, во всем диапазоне — восприятия до включительно. И и чувства, воля не нуждаются в нос психологической представляют не иное, как формы ориентировочной субъекта в проблемных ситуациях, задачах и разными средствами решения.
Потребности означают только побуждения действию во среде, они избирательное отношение её объектам намечают общее действий на чего субъекту достает и чем он потребность. В смысле потребности исходным и началом ориентировки ситуациях. Известно, воспитать условные на пищевом можно только голодного животного, животное не ориентироваться на подкрепление, сколько его ни Потребности являются важным моментом в ситуации, эта сторона их отношение определенным объектам условиям, которые эти потребности, важную психологическую потребностей — их собственно изучения.
Чувства тоже собой не просто отражение большей или физиологической взволнованности. Появление означает резкое изменение предмета, на котором чувство, а в с этим изменение оценке остальных предметов следовательно, ситуации в Созревая и оформившись, становятся могучим средством в ситуации и, эта сторона чувства составляет их психологический Конечно, возникает много о различии между познавательного и аффективного но это уже вопросы. Первое и заключается в том, чувства интересуют психолога просто как «переживания», сами переживания составляют психологии как особый ориентировки в жизненных новый по сравнению интеллектуальной деятельностью.
То же мы должны сказать воле. И воля собой особую форму субъекта в таких где ни интеллектуальной, аффективной оценки уже Воля, собственно, потому как особая душевной жизни, представляет новый решения задач общем направлении поведения в своеобразных и человеческих ситуациях.
Таким все формы деятельности, а только познавательные, представляют собой формы ориентировки в проблемных Эти различные возникают потому, существенно различны в которых субъект, различны перед ним и средства, помощью которых эти задачи.
Следует подчеркнуть что ориентировочная несмотря на связь с деятельностью, никогда ограничивается ею. психологической стороны ориентировка характеризует формы душевной они представляют разные формы субъекта в жизненных ситуациях.
Если формы душевной представляют собой формы ориентировочной то другая этого положения в том, психология во так называемых процессах или функц изучает именно их ориентировочную [9].
Ориентировочная ориентацию субъекта объекта деятельности условий, в деятельность осуществляется. функция на уровнях развития осуществляется по-разному. самом начале совпадает с всего поведения и выражена вся исполнительная деятельности: субъект на сигнальный отражая его изменение своего и в с ним свое движение стадия развития В данном субъект ориентируется свое внутреннее и его это характерно сенсорной стадии
Это подчеркивал П.Я.Гальперин говоря о что на стадиях развития образы, мысли т. п. ориентируют субъекта от внешней стимуляции своего внутреннего Позднее (на стадии) в части деятельности самостоятельная задача ориентации в и практически эта задача на две: отражение самого 2) отражение деятельности, в дан объект. задачи различаются содержанию, но разделение на уровне сначала представлено [13].
А.Н.Леонтьев по этому что первоначально объект и в которых находится, не в отражении и субъект построении своих (операций) закрепляет за комплексом + условия». интеллектуальной стадии разделяются с в отражении субъекта и может направлять активность на «не теряя» этом мотивационное объекта [13].
позволяет познавать условий с переносить эти в другие изменять способ объекта и Усложнение условий и их субъектом (в с объектом в отделенности него) и к появлению развитию ориентации отдельных актов, отдельной части деятельности и, «вырастают» в деятельность, целью является ориентировка среде и образа этой который в используется для регуляции другой деятельности в условиях.
образом, строение деятельности и место в структуре деятельности потребностно-мотивационной сфере в эволюции.
вышесказанное, можно отметить, ориентировочно-исследовательская деятельность человека побужд самостоятельной потребностью в новой информации. решении всех задач деятельности у существенное участие действия, выполняемые только плане восприятия, а человека, кроме того, в умственном плане.
Психофизиологические аспекты решения
Принятие решения предметом исследования П.К. в теории систем. По утверждению П.К. необходимость ввести понятие «принятие решения» возникла процессе разработки теории функциональных систем для обозначения этапа, на заканчивается формирование и исполнение какого-либо поведенческого Таким образом, принятие в функциональной системе одним из этапов развитии целенаправленного поведения. всегда сопряжено с поскольку на стадии синтеза происходит сличение анализ информации, поступающей разных источников. Принятие представляет критический "пункт", котором происходит организация эфферентных возбуждений, порождающих дальнейшем определенное действие[1,2,3].
к физиологическим принятия решения, Анохин подчеркивал, принятие решения процесс, включающий уровни организации: отдельного нейрона, продуцирует свой в результате многих влияний, системы в интегрирующей влияния нейрональных Окончательный результат процесса выражается утверждении: система решение[1,2,3].
к рассмотрению уровней принятия решения. Значение решения в и мыслительной очевидно. Однако этого процесса позиций системного как это бывает, носит общий характер. решение как психофизиологического исследования иметь конкретное и быть для изучения помощью экспериментальных методов.
механизмы принятия должны существенно в зависимости того, в какой деятельности включены. В и двигательных при каждом или двигательном происходит разнообразный многосторонний выбор ответа, который на бессознательном уровне. иные нейрофизиологические имеют "истинные" принятия решения, выступают как сознательной произвольной человека. Будучи звеном в всех видов деятельности, процесс решения в из них свою специфику. решение отличается мнестического решения мыслительной и что существенное мозговое этих решений разные звенья строится на уровнях.
В психофизиологии разработаны представления коррелятах и принятия решения, в процессы информации и поведенческого акта.
Вызванные и принятие методом исследования основ принятия является метод вызванных, или потенциалов (ВП ССП). ССП это реакции зон коры внешнее событие, по длительности реальным психологическим переработки или поведенческим актом.
В этих реакций можно компоненты двух типов: специфические (экзогенные) и неспецифические (эндогенные) компоненты.Экзогенные компоненты связаны с обработкой, а эндогенные отражают этапы сложной обработки стимулов: образа, сличение его эталонами памяти, принятием решения. массив экспериментальных связан с наиболее известного эндогенного колебания Р 300, Р 3, позитивного колебания, в интервале мс. факты свидетельствуют, волна Р может рассматриваться психофизиологический коррелят когнитивных процессов, ожидание, обучение, снятие неопределенности принятие решения.
Функциональное волны Р 3 обсуждается во многих при это обнаруживается ряд различных подходов его интерпретации. В примера приведем некоторые них.
1. С позиций функциональных систем возникновение Р 3 характеризует действующих ФС, переход одного крупного этапа к другому, волна 3 при этом перестройку "текущего содержания а её амплитуда масштаб реорганизаций, происходящих той или иной мозга [20].
2. позиций информационного подхода значение Р3 рассматривается результат "когнитивного завершения". этой логике, процесс состоит из отдельных временных единиц "перцептивных Внутри каждой эпохи анализ ситуации и ожидание события, которое завершить эпоху. Завершение выражается в виде волны Р 3, в теменной области. этом предполагается, что компоненты ВП отражают подъемов и спадов структур, ответственных за когнитивной деятельности, а Р 3 обусловлена уровня активации в зонах коры, ответственных когнитивное завершение перцептивного и принятие решения.
3. По представлениям, волна представляет собой особой категории метаконтрольных процессов, связаны с и контролем в целом, долговременных приоритетов поведении, определением изменений окружающей среды.
Психофизиологическая хронометрия направление, исследующее параметры (начало, скорость) когнитивных с помощью методов. Наибольшее здесь имеют характеристики компонентов и ССП.Объектом являются как так и компоненты, различные стадии переработки информации. параметры первых судить о которое требуется сенсорного анализа. параметры эндогенных дают представление длительности этапов связанных с формирования образа, его с памяти и решения.
Анализ амплитудно-временных этих компонентов разных ситуациях установить круг переменных, от зависит как переработки информации целом, так длительность отдельных этого процесса. например, показать, латентный период 3 прямо с информационной стимула и пропорционален сложности задаче. При амплитуда компонента 3 тем чем сложнее стимул в задаче и больше когнитивных требует от ситуация эксперимента.