Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров входа на российский рынок
1.2 Виды и классификация административных барьеров
1.3 Преодоление административных барьеров
2. Законодательная поддержка административных барьеров
2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности
3. Административные барьеры в строительстве
3.1 Мониторинг административных барьеров в строительстве
Такие же различия и по срокам прохождения процедур. Есть длительные дополнительные процедуры, которые возникают на местном и региональном уровне, что приводит к большим различиям по срокам прохождения процедур в обследованных городах.
3.2 Снижение административных барьеров в строительстве
Подытоживая, по полученным результатам можно сделать вывод о крайне высоких административных барьерах в жилищном строительстве. Требуется специальный анализ и исключение излишних административных барьеров, при этом еще одной задачей стоит анализ соответствия региональной и местной нормативной базы федеральному законодательству. Федеральное законодательство мы можем совершенствовать до бесконечности, но если оно регулирует лишь 30% процедур, а все остальные процедуры возникают на местном и региональном уровнях, то основной источник снижения излишних административных барьеров, на наш взгляд, сегодня находится в региональных и местных процедурах. [7, 8]
Предлагается:
1. Регионам произвести систему территориального планирования земельных участков. Это обеспечит прозрачность действий по обращению с землей со стороны власти.
2. При проведении торгов на приобретение или аренду земли готовить документы по градостроительным и проектным вопросам, чтобы заказчик был максимально освобожден от первоочередных процедур и как можно скорее приступил к строительству.
3. Установить запрет на предоставление земельных участков без проведения аукционов, за исключением предусмотренных законом случаев. Обязать органы местного самоуправления публиковать на официальных сайтах информацию по наличию землей по строительство и проведению торгов.
4. Снизить сроки выдачи документов:
- государственной регистрация договора купли-продажи земельного участка или договора аренды, снижение срока с 30 до 14 дней;
- выдача градостроительного плана земельного участка, снижение срока с 30 до 14 дней;
- выдача технических условий на присоединение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения, снижение срока с 30 до 14 дней;
- выдача технических условий на присоединения объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоотведения; снижение срока с 14 до 10 дней;
- получения заключения экспертизы проектной документации, снижение срока с 45 до 30 дней;
- заключение договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; снижение срока с 30 до 14 дней.
Помимо снижения установленных сроков, предполагается определение сроков для процедур, не имеющих временного ограниения – таких, как подписание акта о технологическом присоединении объекта капитального строительства к сетям электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения, водоснабжения и других.
5. Создать центр государственных, муниципальных услуг при администрациях территорий, который бы занимался оформлением необходимых документов, согласований и разрешений. Центрам, действующим от администрации города, уже проще общаться с естественными монополиями – водоканалом, газовиками и другими. Также они бы приносили дополнительные средства в бюджет местной администрации.
6. Осуществить переход от бумажного делопроизводства в электронные дела, одним словом, создать оформление документов объекта в единой электронной форме, где все участники инвестиционного проекта могут внести свои изменения и получить нужную информацию. Эта система позволит контролировать сроки получения требуемых документов, определить четкую последовательность действий.
7. Увеличить сроки действия технических условий с 3 до 5 лет.
8.Развить негосударственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий, положительное заключение экспертизы должно приравниваться к заключению государственной экспертизы.
Естественно, не нужно забывать, что регулирование процедур под один перечень и норматив не может полноценно действовать на всей территории страны, должна существовать градостроительная гибкость по отношению к региону. Например, градостроительная ситуация в Москве и в Ижевске различна, но разрешаться она будет по единым федеральным правилам, без учета местной специфики. Для введения особых полномочий органам власти регионов придется координировать такие действия с федеральными властями в особом порядке.
Снижение административных барьеров необходимо, но при этом не нужно спешить с их резким уменьшением. Следует качественно проанализировать ситуацию, поочередно вносить изменения и гибко реагировать на изменяющуюся обстановку.
Административные барьеры в строительстве являются проблемой не только для заказчиков, но и для страны и народа в целом, поскольку ограничивают конкуренцию и снижают производительность инвестиционно-строительного сектора, приводят к ухудшению экономического климата в стране и плохо способствуют решению жилищного вопроса граждан.
Заключение
В ходе выполнения реферата рассмотрена сущность и российские формы административных барьеров на отраслевых рынках.
В результате можно сделать следующие выводы.
Теоретическое обоснование термина «административные барьеры» вызывает много споров и обсуждается на многих уровнях.
Наиболее корректное определение административных барьеров дает П. Крючкова. Административные барьеры – это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода». Ситуация получения рентного дохода от монопольного владения административным ресурсом представляется классической ситуацией силового доминирования.
В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995–1998 годов.
Среди административных барьеров в России можно выделать следующие:
– административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (запреты на занятие предпринимательской деятельностью);
– административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам (административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане), проблема двойной уплаты НДС и др.);
– административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Немалые трудности имеются и с получением наличных денег со счета в банке.
Таким образом, на современном этапе развития задача «преодоление административных барьеров» не является четко выделенной задачей какого-либо органа федеральной исполнительной власти.
Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы. В то же время, это достаточно специфичная область деятельности, напрямую затрагивающая интересы коррумпированных чиновников и поэтому она заслуживает отдельного рассмотрения.
Нередко в роли административных барьеров выступают и иные институты, посредством которых государство регулирует экономическую деятельность, что обусловлено целым рядом причин. Среди них следует выделить фрагментарность законодательного закрепления видов административно-правовых режимов и процедур, разрешенных в качестве регуляторов экономических отношений, а также неоправданную сложность структуры государственного аппарата, что порождает избыточность и дублирование функций государственного управления. Отсутствие четкого разграничения сфер ответственности и полномочий различных органов власти вызывает перегруженность должностных лиц избыточной работой в рамках межведомственного взаимодействия, согласованиями, что удлиняет сроки принятия управленческих решений и создает для предпринимателей дополнительные политические и экономические риски.
В заключение необходимо отметить целесообразность совершенствования российского законодательства, повышения роли саморегулируемых организаций, внедрения конкретных механизмов преодоления административных барьеров, которые подтвердили свою эффективность в практике других государств.
Список использованных источников
- Авдашева С.Б. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: Докл. Центра фундаментальных исследований в Институте анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. Москва: НИУ ВШЭ, 2011.
- Алейникова И.С., Евтюхов С.А., Лукьянов С.А. Определение входных барьеров в экономической теории и практике антимонопольной политики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 11. №2.
- Васильев С.В. Журнал "СтройПРОФИ" № 1, публикация от 14.02.2016 Доклад Л.Р. Маиляна "Административные барьеры в строительстве и предложения по их преодолению" дата публикации февраль, 2016 г.
- Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2011.
- Дегтяров А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ. С. 6. Экономика. 2013. №6
- Доклад Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной "Снижение административных барьеров как фактор экономического роста" доступен на сайте: http://www.economy.gov.ru/
- Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ законодательства и судебной практики // Законодательство и экономика. 2014.
- Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономики // Вопросы экономики. 2013.
- Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: УРСС, 2012
- Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - 2-изд. перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2013
- Носков Б.П., Симонова Е.В. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации (правовой аспект) // "Безопасность бизнеса". 2017.
- Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юстицинформ, 2012.
- Материалы форума по развитию предпринимательства и предприятий в РФ. Интернет-источник: //http:www.rcmse.ru.
- Выдержки из Законадательно-правовых актов, Федеральных законов, Конституции РФ, Гражданского кодекса с сайта http://consultant.ru