Файл: Теоретические аспекты административных барьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К проблемным моментам применения Федерального закона относятся:

1. Допущение дублирования наименований юридических лиц.

Нормами ГК РФ, введенными в действие с 01 января 2008 года установлены требования, связанные с использованием фирменных наименований для коммерческих организаций. Статьей 1473 параграфа 76 ГК установлено, что юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Очень распространены случаи, когда юридическим лицом нарушаются требований статьи 1474 ГК, то есть использование одним юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. В данном случае, право на подачу иска о прекращении использования фирменного наименования принадлежит юридическому лицу - правообладателю. Но такое право у него возникает, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае у налогового органа нет права на отказ в государственной регистрации. Спор между юридическими лицами будет разрешаться в судебном порядке. [9]

2. Отсутствие унифицированной системы идентификации субъектов предпринимательства и получение разных номеров при постановке на учет в различных ведомствах.

3. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5 дней - ст.8 Закона №129-ФЗ [9]).

4. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей. Так как подпись заявителя в заявлении на регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. [1, 9]

2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности

Вторым нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели при входе на рынок является Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

К положительным моментам данного Федерального закона относится существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (до 50) и упрощение порядка лицензирования на всей территории России.


Проблемными моментами применения данного Федерального закона являются:

1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно больше установленных в законе.

2. Большое количество отсылочных норм и подзаконных актов, закон не приведен в порядок в соответствии с действующим законодательством.

3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.

А также указаны самостоятельные виды деятельности, имеющие много общего.

Режим лицензирования, представляя собой одно из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно проработан в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает предпринимателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в части свободного осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых устанавливается законом, обязанностью получить специальное разрешение - лицензию.

Основным нормативным правовым актом раньше являлся Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (с последующими изменениями), утратил свою силу с выходом Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Все виды деятельности, указанные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ лицензируются в строгом соответствии с положениями данного закона. Более того, порядок лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов исполнительной власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.

Лицензируемые виды деятельности постоянно подлежат пересмотру, в отношении ряда из них лицензирование прекращается со дня вступления в силу технических регламентов. [5, 9]


3. Административные барьеры в строительстве

3.1 Мониторинг административных барьеров в строительстве

Строительный сектор традиционно является одним из особо регулируемых секторов экономики. Обосновывается это тем, что деятельность строительного сектора напрямую связана с оборотом земли и градостроительной деятельностью. В случае отсутствия грамотного регулирования застройки (парковые зоны, охраняемые зоны) в целях экономии общество может понести существенные потери, связанные с утратой в экологической безопасности.

Несмотря на реформирование системы регулирования, Градостроительный кодекс полностью не контролирует все этапы строительного проекта, начиная от подготовки площадки под строительство и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. На самом деле инвестор сталкивается с множеством трудностей, через которые нужно пройти, чтобы осуществить строительный проект с так называемыми административными барьерами.

Административные барьеры в строительстве – согласовательные и разрешительные процедуры, которые являются обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта. Основной проблемой является то, что нет единого принципа требований к взаимодействию субъектов градостроительных отношений, единого государственного стандарта, регламента, отвечающего за перечень процедур, согласований при реализации инвестиционно-строительного проекта. Результаты субнационального исследования «Ведение бизнеса», проводимого Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, показали, что уровень административных барьеров в крупнейших российских городах существенно различается. Так, в Москве количество всех согласовательных процедур составляет 54, занимает 704 дня и 2612,8% от дохода на душу населения, в то время как в Ростове-на-Дону необходимо пройти лишь 22 процедуры, потратив 194 дня и 272,9% от дохода на душу населения. Для строительного бизнеса такие различия в сложности получения согласований и разрешения на строительство при реализации инвестиционных проектов являются одним из определяющихфакторов при выборе территорий для инвестирования [1].

На основании этих данных необходим единый мониторинг для оценки административных барьеров. Такой мониторинг провело национальное объединение строителей «НОНСТРОЙ» совместно с фондом «Институт экономики города». За основу берется условный проект, многоквартирный дом этажностью 5-9 этажей, общей площадью помещений 10000-12000 кв. м., с площадью земельного участка примерно в 2 га, количеством квартир в 200 единиц.


Рисунок 1 – Схема этапов реализации проекта многоквартирного дома

Реализация рассматриваемого проекта состоит из 5 основных этапов: землеустроительная и градостроительная подготовка, проектирование, непосредственно строительство, ввод объекта в эксплуатацию, прохождение государственного кадастрового учета и регистрация прав собственности; каждый из этапов делится на несколько мелких. (Рис.1). Предполагается возможность одновременного прохождения каких-либо процедур в рамках одного блока. Мониторинг проведен в 43 городах страны. Анализ количества процедур, сроков и стоимости их прохождения при реализации проекта по строительству многоквартирного дома позволяет сделать общий вывод о крайне высоком уровне барьеров в жилищном строительстве.

Данный вывод подтверждается следующими основными полученными результатами:

1. при строительстве многоквартирного дома застройщики проходят в среднем 100 процедур, затрачивая на это примерно 3 года и 25 млн. рублей. Основную часть затрат составляют затраты на подключение к инженерным сетям.

2. для присоединения к электрическим сетям ‒ 13 процедур, 227 дней и 4 млн. рублей;

3. для подключения к тепловым сетям ‒ 13 процедур, 187 дней и 6,7 млн. рублей;

4. для подключения к газораспределительным сетям ‒ 15 процедур, 253 дней и 650 тыс. рублей;

5. для подключения к сетям водоснабжения и водоотведения – 13 процедур, 180 дней и 9,7 млн. рублей [2];

6. Расходы на прохождение всех процедур составляют в среднем 10% стоимости проекта, а в некоторых случаях доходят до 30%;

7. Общее количество процедур и срок их прохождения между городами отличается незначительно, тогда как сильно разнятся затраты на подключение к инженерным сетям – от 4 до 55 млн. рублей, а так же виды процедур. Общее количество всех возможных процедур составляет 182;

8. В качестве дополнительного инструмента анализа количества и состава процедур было применено сравнение процедур в отобранных городах с процедурами в "Нормативном городе ", в котором обязательными для застройщиков являются только процедуры, предусмотренные федеральными законами и другими федеральными нормативными правовыми актами. Количество процедур, в городах, участвующих в анализе, более чем в 2 раза больше, чем количество процедур в «Нормативном городе». Можно сделать вывод о том, что различия между городами в составе и количестве административных процедур связаны с различиями в местной нормативно-правовой базе.


9. На этапе градостроительства, если права на земельный участок получены застройщиком не на аукционе, необходимо пройти в два раза больше процедур по сравнению с «Нормативным городом»; время прохождения всех процедур составит 229 дней. Если же участок приобретен или взят в аренду через аукцион, количество процедур существенно уменьшается и время снижается до 136 дней.

10. На этапе проектирования основная проблема состоит в большом согласовании проектной документации с органами местного самоуправления, городскими службами, организациями инженерно-технического обеспечения. Количество процедур 18, и на их осуществление требуется 144 дня.

Мониторинг проведен в 2014 году, на 2016 год ситуация существенно не изменилась. В итоге затраты на прохождение всех процедур составляют около 25 млн. рублей, без учета заработной платы сотрудников, осуществляющих получение и согласование всех процессов. Все эти и другие затраты, естественно, в дальнейшем перекладываются на покупателей жилья.

Снижение административных барьеров, в конечном счете, не только привлечет инвесторов в строительную деятельность, но и, возможно, снизит стоимость квадратного метра жилья. Правительством Российской Федерации выдвинут ряд предложений по совершенствованию законодательства в части устранения административных барьеров – путем сокращения административных процедур на всех стадиях осуществления строительства, что приведет к сокращению совокупного времени их прохождения, а также снижению расходов для прохождения процедур при реализации инвестиционно-строительных проектах. Как известно, по утвержденной правительством России «дорожной карте» — плану реализации мероприятий по снижению административных барьеров в строительстве, – реальный эффект от этой работы будет ощутим в 2017 году (в полтора раза) и в 2018 году (более, чем в 2 раза) [3].

Федеральное регулирование охватывает только 30% процедур. В данном исследовании мы не проводили анализ соответствия региональной и местной нормативной правовой базы соответствующих процедур федеральному законодательству. Но полученные результаты говорят о том, что хорошо бы провести такой специальный анализ. При этом если посмотреть различия между средними показателями анализируемых городов и "нормативного города" по количеству процедур, то мы увидим, что основное различие - на этапах проектирования и строительства. По нашему мнению, это связано с большим количеством проверок в органах государственного строительного надзора, которые не регулируются федеральным законодательством, а в проектировании - с наличием дополнительных согласований проектной документации на предпроектной стадии.