Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров входа на российский рынок
1.2 Виды и классификация административных барьеров
1.3 Преодоление административных барьеров
2. Законодательная поддержка административных барьеров
2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности
3. Административные барьеры в строительстве
3.1 Мониторинг административных барьеров в строительстве
Барьерные платежи носят характер экономической ренты. В значительном числе случаев арендная плата присваивается конкретными экономическими агентами, которым передается исключительное право на доход от системы. Кроме того, сложность прохождения барьера может привести к развитию рынка посреднических услуг. Такая ситуация характерна для регистрации юридических лиц. В то же время трудно сказать, являются ли такие услуги рыночным способом снижения транзакционных издержек или способа получения ренты на основе эксклюзивной связи с основным «барьерным оператором», например, государственным органом регистрации.
Стоит также отметить, что создание входных барьеров приводит к увеличению издержек предпринимателей, связанных с текущим контролем. Контроль за наличием или отсутствием определенных ценных бумаг является привлекательной сферой деятельности для инспекторов. Соответственно, расходы на проверяемых лиц также растут, что связано с непроизводительным временем и «теневыми» платежами
Такая система барьерного регулирования приводит к «эффекту блокировки»: любые попытки отменить определенные барьеры для входа вызывают сопротивление заинтересованных групп в государственном аппарате и коммерческих структурах, которые ведут бизнес на «барьерах». Кроме того, не только те, кто арендует арендную плату прямо из этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль, заинтересованы в управлении новыми барьерами. Поэтому тенденция к расширению барьерного регулирования связана не только с неэффективностью существующих барьеров, но и с прямым экономическим интересом групп особых интересов.
Понятно, что фирмы и организации, действующие в этой области, заинтересованы в расширении барьеров. Таким образом, изначально при обсуждении необходимости маркировки продуктов с защищенными знаками соответствия были помечены 12 групп продуктов, а в окончательной версии Постановления Правительства №. 601, осталось только аудио-, видео- и компьютерное оборудование. В то же время в соответствии с текстом Постановления –– это «первая группа товаров», предложения неоднократно выдвигались для ее расширения.
Неэффективность системы барьерного регулирования и прямой интерес получателей рентного дохода приводят к размножению барьеров, внедрению дополнительных методов контроля и регулирования. Таким образом, недостаточная эффективность системы сертификации привела к внедрению локальных дополнительных систем идентификации некоторых товаров в дополнение к федеральной системе сертификации (и в нарушение соответствующего федерального законодательства) в регионах с последующим внедрением общенациональной голографической маркировки Определенных продуктов (Постановление Правительства № 601), но новые барьеры также неэффективны по причинам, изложенным выше.
Рассмотрим основные виды административных барьеров в современной России.
1.2 Виды и классификация административных барьеров
Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее нормы, правила и другие нерыночные меры создаются на различных уровнях административного и государственного управления, ограничивая конкуренцию на национальном и местном рынках. Существует парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство, в лице его различных органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, следит за нарушениями закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», что приводит к монополизации и ущемлении прав хозяйствующих субъектов. В результате государство в лице одного из его органов создает институциональные барьеры для конкуренции, а в лице других борется против них. [4]
В этой связи для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо определить характер барьеров, создаваемых государством.
Классификация административных барьеров может быть выполнена в соответствии с различными критериями в зависимости от поставленных целей. Мы считаем, что наиболее показательным для характеристики административных барьеров является классификация по этапам предпринимательской деятельности.
На этапах предпринимательской деятельности административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные с:
- выходом предпринимателей на рынок: лицензирование, разрешения, регистрация, утверждение проектной документации, доступ к льготным кредитам, лизинг и распределение субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;
- с допуском товаров (услуг) на рынки: разрешения, сертификация, маркировка, сертификация;
- с проведением государственного контроля (надзора): канцелярской работы, многочисленных форм обязательной отчетности.
- с перерегистрацией или завершением предпринимательской деятельности: перерегистрация при изменении корпоративной структуры или вида деятельности юридического лица, обязательная перерегистрация учредительных документов в связи с изменениями законодательства, реорганизация, ликвидация и исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Что касается субъектов, осуществляющих регуляторное влияние, административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные с деятельностью:
1) федеральных органов исполнительной власти;
2) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) органов местного самоуправления;
Следует отметить, что появление административных барьеров обусловлено рядом причин:
1. Несоответствие и несогласованность проводимых реформ в Российской Федерации. В некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации; государство не уделяет должного внимания анализу, прогнозированию, моделированию и контролю за их практической реализацией. В результате создание необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной практикой правоприменения в реформированных сферах, в том числе, в частности, с несовершенством существующих энергетических, нормативных и других государственных институтов, и структурных деформаций.
2. Нестабильность законодательства и несогласованность нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности. Разрабатывается большое количество нормативных правовых актов, изменений, внесенных в нормативные правовые акты, слабая концептуальная разработка регламентов, большое количество справочных и полных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.
3. Некачественная и неэффективная правоохранительная деятельность органов исполнительной власти. Это объясняется широким толкованием некоторых положений законодательных и иных нормативных правовых актов, превышением официальных полномочий, неточным исполнением полномочий, возложенных на государственные органы, нарушением условий осуществления процедур, с которыми осуществляется реализация прав (Выдача разрешений, лицензий, их продление) и прочее [6]
1.3 Преодоление административных барьеров
Задача сокращения административных барьеров ставится многими государствами и международными организациями. К типичным административным барьерам, препятствующим ведению бизнеса, большинство относят следующие:
- миграционные визы, разрешения на работу и трудоустройство;
- предварительные разрешения на осуществление инвестиций;
- регистрационные процедуры, включающие регистрацию компании; налогоплательщиков; в том числе в системе социального обеспечения; в муниципальных органах; прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, в том числе прав аренды и т.д.;
- государственные лицензии на ведение бизнеса;
- муниципальные лицензии на ведение бизнеса;
- право на получение земельных участков, прав землепользования, права на долгосрочную аренду земли;
- регистрация;
- разрешения на строительство и строительные работы;
- разрешения и согласования в вопросах охраны окружающей среды;
- коммунальные услуги по водоснабжению, канализации, электроснабжению, телефонной связи, предоставление иных публичных услуг, в том числе право пользования газоснабжением, отоплением, местными или частными дорогами, интернетом и т.д.;
- налоговая отчетность и контроль за уплатой налогов;
- импортно-экспортные процедуры;
- процедуры валютного обмена;
- процедуры трудоустройства, оформления и расторжения трудовых отношений;
- сертификация (стандартизация) продукции;
- ключевые государственные инспекции (пожарные, санитарные, рабочие, природоохранные и т.д.).
Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, но и создают иную государственную проблему, так как обычной реакцией малых предпринимателей на административные барьеры является уход в "теневую" экономику с целью снижения трансакционльных издержек и "бюрократических" рисков. В результате предприниматели лишаются возможности получать некоторые услуги, представляемые государственным сектором, снижаются поступления в бюджетную систему.
Решение проблемы теневого бизнеса становится одной из главнейших на сегодняшний день задач развития малого предпринимательства. В развитых странах к настоящему времени сложилась эффективная система мер, направленных на минимизацию ущерба от административных барьеров посредством как институциональных, так и правовых (законодательных) воздействий. В России использовались оба метода. Однако практика последних лет показала неэффективность институциональных методов (создание контролирующих организаций, институтов с координационными функциями) вследствие копирования отдельных не ключевых элементов институциональной системы развитых стран, и акцентировала внимание на мерах законодательного характера.
Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т.е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции. Децильный коэффициент в России составляет около 14, в Европе - 6-8, а по уровню коррупции, оцениваемому индексом противодействия коррупции, Россия находится на 82-м месте после Эквадора и Боливии. [2]
2. Законодательная поддержка административных барьеров
2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. [9] При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Однако слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как административные барьеры.
Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.
Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [9], который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Положительными моментами указанного Федерального закона являются, во-первых, введение единого порядка регистрации по принципу "единого окна" по всей территории РФ и упрощение процедур регистрации. Вторым положительным моментом Закона №129-ФЗ является сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Также возможности предоставления документов в регистрирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с п.1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ. Согласно ст.12 Закона №129-ФЗ, для юридических лиц - это заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины; а для индивидуальных предпринимателей, в силу ст.22.1 Закона №129-ФЗ - это заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о рождении, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ об уплате государственной пошлины. [9]