Файл: Теоретические аспекты административных барьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существование административных барьеров, препятствующих деловой активности и предпринимательству, является одной из основных причин, не позволяющих российской экономике динамично развиваться. Административные барьеры представляют собой правила запретительного характера, соблюдение которых предприятием вменяются ему в обязанность как условие ведения хозяйственной деятельности на рынке. Административные барьеры устанавливаются государственными органами; выход за пределы барьера (т.е. ведение деятельности, не разрешенной правилами) требует затрат, связанных либо с избежанием наказания за ведение упомянутой деятельности (дача взяток контролирующим чиновникам) либо с получением специального разрешения (лоббирования, взяток «разрешающим» чиновникам для ускорения процесса выдачи разрешения и т.п.).

Административные барьеры возникают в ряде ситуаций: при получении права доступа к какому-либо ресурсу или правам собственности, при получении права на осуществление хозяйственной деятельности или при осуществлении самой такой деятельности. Сложившаяся в российской экономике система административных барьеров сложна, запутанна и противоречива. Кроме того, административные барьеры в российской экономике значительно более распространены, чем в экономиках стран, которые принято называть развитыми. Например, в России около 80% товарной номенклатуры подлежит сертификации (в странах ЕС - 4%).

Существование административных барьеров создает предпосылки для возникновения лоббистской и коррупционной деятельности в отношении тех чиновников, которые ответственны за соблюдение данного барьера. Поскольку в большинстве случаев объем деятельности, подлежащий лицензированию, ограничен, то, как правило, наибольшие шансы на получения разрешения на ведение деятельности имеет сторона, затратившая на лоббирование наибольший объем ресурсов.

Любая политика, направленная на снижение какой-либо нежелательной деятельности напрямую (путем ее ограничения или запрета) будет малоэффективной, так как создаст новые возможности для правонарушений. Президентский указ, напрямую запрещающий возникновение новых административных барьеров, вряд ли будет эффективен именно по этой причине. Намного более перспективным является выработка косвенных мер - нахождение и создание условий, делающих нежелательное поведение экономически невыгодным. Этим обусловлена актуальность темы исследования.


Целью исследования является рассмотрение и анализ административных барьеров при входе на российский рынок. В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты административных барьеров;

- дать характеристику законодательной поддержке административных барьеров;

- проанализировать административные барьеры на примере сферы строительства.

Теоретической основой исследования являются работы по моделированию процессов присвоения ренты, выполненные такими зарубежными и российскими учеными как Г. Таллок, А. Крюгер, Р. Познер, Г. Гроссман, М. Бей, А. Диксит, С. Скапердас, К. Конрад, JI. Полищук, В. Полте-рович, А. Савватеев, а также эмпирические исследования, проведенные отечественными учеными А. Аузаном, А. Крючковой, А. Олейником и В. Радаевым.

1. Теоретические аспекты административных барьеров

1.1 Понятие административных барьеров входа на российский рынок

В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995–1998 годов. В тот период в нашей стране преимущественно писали и говорили о проблемах развития малого предпринимательства: правовых, экономических, политических. Содержание отдельных проблем подразумевало наличие административных барьеров в отечественной экономике.

Массивное проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привели к тому, что меры, которые имеют исключительный характер, прежде всего сертификацию и лицензирование, были применены для основной массы товаров и услуг. Такие шкалы контроля входа могут иметь только два возможных последствия. Если бы контроль был реалистичным, то с высокой вероятностью возникли бы чрезмерно высокие затраты на проведение экономической деятельности, что в крайних случаях могло бы привести к почти полной остановке оборота. Однако на практике оказалось невозможным создание реальных механизмов контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкой сферы применения таких механизмов. Реальный контроль качества был заменен бумажным контролем. Фактически, административные барьеры превратились в покупку права заниматься определенной деятельностью или продавать определенный продукт.


Отличительной особенностью современных российских рынков являются значительные ограничения на конкуренцию со стороны всех ее агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены значительные структурные и технологические и поведенческие барьеры входа на рынки автомобильного бензина, алюминиевого рынка, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроение; рынок авиаперевозок и т.д. Наиболее важными инструментами для этого ограничения конкуренции являются высокие барьеры входа, отсутствие динамизма в структуре большинства отраслей промышленности, высокая концентрация отраслей и второстепенная важность внутреннего рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих в глобальный рынок, который объективно усложняет задачи развития конкуренции. На таких рынках стимулы для участников отказаться от соперничества выше, а способность крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке выше.

В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров, принято выделять:

1) стратегические (субъективные) барьеры, возникновение которых вызвано сознательным поведением компаний, уже работающих на рынке (старожилов), для предотвращения выхода новых компаний (новичков) на рынок;

2) нестратегические (объективные) барьеры, возникновение которых обусловлено действием объективных факторов, не зависящим от поведения компаний, уже работающих на рынке.

Государство законодательно определяет организационно-экономический уровень и направления развития, правила эксплуатации промышленности. При осуществлении своих функций по управлению народным хозяйством он реализует инвестиционную, налоговую и таможенную политику, правила развития недропользования, использования земли, запасов, земель в каждый конкретный период времени; Внедряет нормы обязательного страхования, устанавливает показатели периода окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, влияет на ценообразование. Реализация этих мер повышает стабильность и непреодолимость барьеров, создавая «барьерный» характер регулирования, что влечет за собой ряд значительных негативных последствий для экономики.

Во-первых, это приводит к серьезным экономическим потерям общества, как напрямую, выраженным в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери общества от существования административных барьеров для экономической деятельности состоят из двух компонентов: транзакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых преобразуется в потери населения из-за роста розничных цен, т.е. Прямые потери и снижение эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости, т. е. косвенных потерь.


Наличие административных барьеров затрудняет выход на рынок, особенно малый и средний бизнес, что снижает уровень конкуренции и, как следствие, общую эффективность экономики. Например, согласно исследованию совокупных прямых потерь российской экономики от наличия административных барьеров во главе с В.Л. Тамбовцева, ежемесячные дополнительные расходы от преодоления административных барьеров в сфере торговли и производства составили 18-19 млрд. рублей. Во-вторых, барьеры не решают эти проблемы, для решения которых они фактически созданы, и затрудняют использование других, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерный характер экономики создает благодатную почву для стремления к рентабельности государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, участвующих в «барьерном» бизнесе.

Административные барьеры в краткосрочной перспективе приносят доход в государственную казну, но в конечном итоге они помогают сдерживать экономическую деятельность и формировать основу для коррупции, поскольку там, где есть возможность что-то решить в деятельности субъектов рынка, всегда полностью объяснимое ожидание благодарности.

Количественно уровень высоты административных барьеров можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятий, лицензирование и т. д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные издержки для преодоления административного барьера можно оценить как сумму обязательных платежей. Сравнивая функции различных отраслевых рынков, вы можете получить представление об уровне административных барьеров в экономике.

Однако в качестве тактической (экстраординарной) меры введения административных барьеров может быть оправдано на неплатежеспособных рынках. В качестве таких барьеров могут выступать следующие барьеры:

- лицензирование коммерческой деятельности фирм;

- выдача разрешений на определенные виды деятельности;

- распределение квот для фирм;

- обязательная сертификация продукции, оборудования;

- установление норм экологического мониторинга состояния окружающей среды;

- все виды ограничений на импорт или экспорт ресурсов.

Административные барьеры являются неотъемлемой частью инструментария государственного регулирования, которые могут быть творчески использованы и, как результат, повышают конкурентоспособность на этом секторальном рынке, но могут применяться непосредственно и сужать или исчезать на этом рынке.


В дополнение к внедрению административных барьеров любое государство законодательно формулирует правила функционирования промышленных рынков и тем самым определяет их организационно-экономический уровень. Государство в каждый период времени проводит определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, формулирует правила использования ресурсов на своей территории, прежде всего порядок добычи, использования земли, запасов, земли. Он может ввести нормы обязательного страхования, установить показатели периода окупаемости капитала, нормализовать среднюю прибыль фирм, повлиять на формирование ценообразования. Все эти факторы также могут способствовать росту барьеров на рынке промышленности.

Экономическая практика знает много случаев, когда под тяжестью административных, организационных и экономических барьеров многие виды гражданской активности исчезали или тянулись на жалкое существование. Поэтому следует приветствовать инициативу российского правительства по сокращению числа лицензируемых видов деятельности от нескольких сотен до нескольких десятков. Это, с одной стороны, позволит ослабить зависимость экономически активного населения от бюрократии, сузить основу коррупции, но, с другой стороны, может привести к вседозволенности и неконтролируемому развитию предпринимательской деятельности, что не только дает положительные результаты.

В качестве примера такого выхолащивания содержания контроля можно привести обязательную систему сертификации. В 1993 году принят Закон РФ «Об аттестации». Заявленная цель закона –– защитить российский рынок от проникновения опасных грузов. В настоящее время 80% рынка потребительских товаров подлежат обязательной сертификации. При таком объеме товаров, подлежащих обязательной сертификации, система не справляется с задачами, возложенными на нее. Согласно официальным данным Государственного стандарта, ежегодно проходит около 2% сбоев в сертификации. В то же время более 30% продукции впоследствии отклоняется в торговле. Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров.

Эта «торговля законом» может принимать различные формы. Во-первых, он может осуществляться государственными органами (системой регистрации юридических лиц). Во-вторых, «барьерный» доход может поступать в частные коммерческие структуры. В большинстве случаев обе схемы предусматривают закрытую монополию, и только рынок обязательных сертификационных услуг является конкурентоспособным. Интерес к «барьерным операторам» ясен: замкнутая монополия, как правило, предполагает чрезвычайно высокую доходность барьерного бизнеса. Себестоимость голограмм, которые обязательно маркируют аудио-видео и компьютерную технику, составляет 0,8 цента (около 2,3 копеек). Предприниматели голограммы продаются по цене 5,8 рублей. Даже если предположить, что накладные расходы на импорт и распределение голограмм в пять раз превышают себестоимость, легко подсчитать, что прибыльность этого «бизнеса» составляет более 4000%.