Файл: Шпоры по микроэк-ке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1095

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. На рынке олигополии сущ большие барьеры для входа в отрасль и работы на этом рынке. Проникновению на рынок олигополии др фирмам препятствуют в первую очередь размеры капитала. Рынок олигополии в основном характерен для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, для развития кот требуется капитал больших размеров. Вход на рынок олигополии также имеет технологические барьеры, связанные с покупкой патентов на производство пр-ции.

4. Отдельные фирмы-олигополии не оказывают влияния на цены, т.к., с одной стороны, понижение цены может привести к ценовой войне, с другой – повышение цены приводит к потере доходов фирм. Поэтому цена товара опред-ся олигополистическим рынком. На рынке олигополии цены регулируются гл образом при пом двух методов:

1) метод «следования за лидером». Фирма, занимающая лидирующее положение в отрасли, т. е. производящая осн долю товаров, определяет его цену. Остальные фирмы следуют за ней в ценовой политике, устанавливая цены на таком же уровне, но не ниже;

2) метод соглашений, или метод сговора. Фирмы-олигополии договариваются между собой об V пр-ва и уровне цен. Если при этом происходит тайный сговор, кот приводит к необоснованному росту цен, то гос-во применяет антимонопольное законодат-во.

Фирмы на рынке олигополии за счет регулирования цен устанавливают монопольную цену и получают монопольную прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Эта рын структура, так же как и монополия, явл менее эффективной по ср-ю с совершенной конкуренцией.

17.Рынки ресурсов и их особенности.

Рынки ресурсов представляют собой систему отношений между субъектами экономики по поводу купли-продажи ресурсов – труда (L), капитала (K) и земли (T).

Единого рынка ресурсов нет – есть рынок труда, рынок капитала, рынок земли.

Подобно рынку потребит-х товаров, рынки ресурсов имеют тот же механизм функционирования, т. е. совок-ть взаимообусловленных элементов: спроса, предложения, цены, конкуренции. На этих рынках действуют те же законы: спроса, предложения,Они могут функционировать в усл-ях соверш и несоверш конкуренции.

В то же время рынки ресурсов имеют особенности, отличающие их от рынка потребительских товаров.

1) различна цель покупателя. На потребит рынке покупателя интересует прежде всего полезность товара. Он желает получить максим полезность с мин издержками. Покупателя на рынке ресурсов интересуют блага производственного назначения. Его цель – произвести с их пом др блага и услуги и получить максимум прибыли.

2)спрос на ресурсы имеет производный характер, т.к. спрос на ресурс зависит от спроса на товар, кот производится этим ресурсом. К примеру, спрос на программистов со стороны фирмы зависит от спроса на программный продукт.

3)цена ресурса для фирмы-покупателя явл ее издержками, к примеру, зарплата, кот она платит работнику. Но для продавца раб силы зарплата является его доходом.


Доход, кот получает продавец фактора пр-ва, наз-ся факторным доходом: зарплата – доход от продажи труда, процент – от продажи капитала, земельная рента – от передачи во временное пользование земли.

Величина факторных доходов и принципы их распред-я позволяют ответить на вопрос: на кого и как работает эк-ка.

4)при анализе спроса на ресурсы надо учитывать их взаимодополняемость, так как факторы пр-ва не использ-ся отдельно, а их сочетание определяет оптимV выпуска.

5)такие факторы пр-ва, как реальный капитал и земля, имеют двойную оценку: текущую цену (амортизация, земельная рента), величина кот входит в издержки пр-ва фирмы, и капитальную цену (цена продажи физ капитала и земли). Труд, как фактор пр-ва имеет только одну оценкутекущую цену, т. е. зарплату, как плату за услуги труда, так как носитель труда – человек – не продается.

6), предъявляя спрос на ресурсы, фирма-покупатель не только учитывает такие факторы роста, как цена ресурса, производственный характер спроса, производительность ресурса, цена на др ресурсы, технологию, но и руководствуется «золотым правилом» спроса на ресурс, суть кот в том, что фирма покупает такое кол-во ресурсов, чтобы обесп оптим V выпуска, при кот она получает максим сумму прибыли.

Это правило выражается равенствами:

,

где – предельная доходность продукта труда, капитала, земли;

wзарплата;

rKрентная оценка капитала (цена капитала);

rTрентная оценка земли (цена земли).

А правилом оптим сочетания факторов пр-ва, обеспечивающим максим прибыль, явля равенство:

где – предельная доходность продукта труда, капитала, земли, а

цена единицы труда, капитала и земли соответственно.

18. рынок труда и его особенности

Рынок труда – совокупность тов-ден отношений между продавцами и покупателями услуг труда. товаром на рынке труда явл труд. Это не точное выражение, поскольку труд как процесс расходования раб силы в целесообразной форме продать нельзя. Продаются услуги труда, способность к труду, т. е. раб сила человека. Правильнее сказать, что товаром являются услуги труда.

Продавцами на рынке труда явл дом хоз-ва, покупателями – фирмы, гос-во.

особенности рынка труда:

1. Бóльшая продолжительность взаимоотношений между продавцами и покупателями услуг труда – на весь срок найма.

2. Бóльшая роль неден факторов, влияющих на предложение раб силы: сложность и престижность работы, условия труда, безопасность для здоровья, моральный климат в коллективе

3. Зависимость рынка труда от д-ти профсоюзов, наличия труд законодат-ва, гос политики занятости и др.

4. Ценой раб силы явл з/п, уровень кот в условиях соверш конкуренции уст-ся рынком, а в условиях несоверш конкуренции испытывает влияние элементов монополизма (профсоюзов, законодательства и т. д.).

Сущность рынка труда проявляется в его ф-циях:


1) ценообразующей – формирует нац уровень оплаты труда;

2)регулирующей – обесп пропорциональное распред-е раб силы по сферам эк-ки;

3) стимулирующей – стимулирует эффективную и рациональную занятость населения;

4) социальной – регулирует распред-е доходов населения;

5) информационной – информирует о соотношении спроса и предложения раб силы, уровне оплаты труда и т. д.

Механизмом функционир-я рынка труда является совок-ть взаимосвяз-х его элементов: спроса, предложения, цены, конкуренции.

Спрос на рынке труда – это кол-во труда, кот готова купить фирма при кажд данном уровне зарплаты, т. е. цены труда. Это потребность в труде со стороны фирмы, когда она определяет количество рабочей силы, которое ей необходимо «купить», руководствуясь «золотым правилом» спроса на рабочую силу:

,

где – предельная доходность продукта труда;

wзаработная плата.

Факторы, влияющие на спрос на труд: цена труда и нецен факторы – производит-ть труда, ст-сть др факторов пр-ва, спрос на товар, произведенный данным трудом.

Влияние цены труда на его спрос выражается законом спроса: чем выше уровень зарплаты, тем меньше спрос на услуги труда при прочих равных условиях, и наоборот.

Предложение труда – это кол-во труда (кол-во часов), кот готовы предложить собственники раб силы при опред уровне зарплаты.

Совок рын предлож-е труда – это сумма индивидуальных предложений со стороны всех дом хоз-в. Оно зависит от численности трудоспособного населения, кол-ва отраб часов, исходя из установленной законом прод-ти раб дня, от внешней миграции населения, от соц программ по выплате пособий по безработице и

Закономерность рын предлож-я такова: по мере роста зарплаты предложение труда ув-ся, так как если у одного человека растет доход, то появляются новые работники, готовые предложить раб силу. След-но, если рассматривать рын предлож-е труда, то проявляется закон предложения и кривая рын предложения имеет положит наклон.

Равновесие на рынке труда – это равенство спроса на труд и предложения труда, которое в условиях совершенной конкуренции уст-ся в рез-те колебаний спроса и предложения труда в ходе конкуренции (рис. 17).

Точка Е на графике выражает равенство спроса и предложения. Это значит, что все, кто хотел продать свою рабочую силу по цене WE, ее продали, а кто хотел купить – купили, т. е. имеется полная занятость.

Равновесная цена труда – это такой уровень зарплаты, при кот спрос на раб силу равен ее предложению и никто не заинтересован в нарушении этого равновесия. Ведь если зарплата повысится до уровня W1, то возникнет избыток раб силы, т. е. безработица, что не выгодно продавцам раб силы. Если зарплата снизится до уровня W2, то возникнет дефицит раб силы, что не выгодно фирмам-покупателям. Такие отклонения имеют место, если рынок труда функционирует в условиях несовершенной конкуренции.




20. Рынок капитала и его структура

Рынок капитала – совок-ть отношений между продавцами и покупателями капитала,товаром на данном рынке явл капитал.

Капитал как эк категория – это эк отнош-я между субъектами эк-ки, связ-е с получением прибыли. В экономике рын типа в кач-ве капитала принято признавать все то, что приносит устойчивый доход (прибыль).

Капитал как фактор пр-ва – это эк ресурс, вовлеченный в прво, в форме ден и физ капитала для пр-ва эк благ с целью получ-я прибыли.

Физический капитал – совок-ть ср-в пр-ва, имеющих ден оценку и используемых для пр-ва благ с целью получ-я прибыли.

Физический капитал имеет две формы:

капитальные блага (блага длительного пользования: здания, сооружения, оборудование и т. д.);

услуги капитала, кот получает арендатор капитальных благ при их эксплуатации.

Денежный капиталэто часть капитала, кот принимает ден форму в рез-те:

1) износа осн капитала и формир-я амортизационного фонда;

2) создания ден резервов (страховой фонд, резервный и т. д.);

3) накопления ден ср-в для сезонной закупки сырья;

4) формир-я миним фонда для выплаты зарплаты;

5) накопления прибыли для формир-я фонда развития пр-ва.

Из этих источников и вкладов населения в коммерческих банках формир-ся рынок ден капитала, т. е. ден ср-в, кот выдаются взаймы на срок под процент. Эти ден ср-ва образуют ссудный капитал.Ссудный капитал – это форма ден капитала, кот выраж кредитные отношения, т. е. долговые ден отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основе срочности, платности и возвратности. Причем надо отличать ссуду капитала и ссуду денег.Особой формой существования капитала являются ценные бумаги (акции, облигации и др.). Ценная бумага – кредитный документ, кот удостоверяет право его владельца на капитал, отданный взаймы, приносящий доход в виде процента или дивиденда и определяющий взаимоотношения между эмитентом (лицом, выпустившим документ) и его владельцем (лицом, купившим его).Так, капитал в ходе своего кругооборота принимает различные формы: денежную, производительную (физический капитал), товарную, форму ссудного капитала и ценных бумаг (фиктивного капитала).

виды рынков капитала:

  • рынок капитальных благ;

  • рынок услуг капитала;

  • рынок ссудного капитала;

  • рынок ценных бумаг.

Все виды рынка капитала выполняют важную функцию – инвестирование, т. е. превращение денежного капитала в реальный.

21. Рынок ссудного капитала и ссудный процент

Рынок ссудного капитала – это общее название целого ряда финансо­вых рынков, на кот хозяйствующие субъекты предоставляют и получают ссуды.

Товаром на этом рынке явл ссудный капитал, т. е. ден капитал, предоставляемый его собственниками в ссуду за опред вознаграждение. Ценой ссудного капитала явл ссудный процент.

Ссудный % – это цена,уплачиваемая предпринимателем за использ-е заемных ср-в в теч-е опред периода. Ссудный % выраж-ся через ставку % за год.Cтавка ссудного % должна колебаться в рамках нормы прибыли. Она не может быть равна нулю и не может быть больше или равной норме прибыли. След-но, принимая решение инвестировать капитал в опред проект и желая взять с этой целью ссуду, предприниматель должен рассчитать ожидаемую норму прибыли данного проекта и сравнить ее со ставкой ссудного %. При этом надо различать номинальную ставку %, т. е. процентную ставку, выраженную в деньгах по тек курсу, и реальную, т. е. номинальную, скорректированную на инфляцию.


На ставку ссудного % влияют:

1. Спрос и предложение ссудного капитала. Чем выше спрос, тем выше ставка процента, и наоборот. Чем выше предложение ссудного капитала, тем ниже ставка процента.

2. Фактор риска при предоставлении ссуды. Чем меньше шансов у заемщика возвратить ссуду в срок, тем большую ставку процента устанавливает кредитор.

3. Срок выдачи ссуды. Долгоср ссуды выдаются по более высокому проценту, чем краткосрочные.

4. Ограничения условий свободной конкуренции. Так, единственный банк в небольшом городке может установить свою, более высокую ставку процента.

5. Ставка процента, устанавливаемая центральным банком.

Рын спрос на ссудный капитал – это сумма V ден ср-в, на кот есть спрос у всех заемщиков при той или иной ставке %.

Чем выше ставка % (r), тем меньше спрос, и наоборот, т. е. и здесь действует закон спроса. Предъявляя спрос на ссудный капитал для инвестиций, предприниматель руководствуется «золотым правилом» спроса на ресурс: , где – предельная доходность капитала, – цена капитала. Предприниматель всегда сравнивает доходность каждой единицы капитала с затратами на нее. При фирма увеличивает спрос на капитал.

Рын предложение ссудного капитала – это сумма объемов ден ср-в, предлагаемых всеми субъектами эк-ки при той или иной ставке %. Чем выше ставка %, тем больше предложение, и наоборот.

Реальное предложение ссудного капитала осущ коммерч банки под влиянием Центр банка, кот устанавливает ставку рефинансирования.

Равновесие в рынке ссудного капитала возникает при равенстве спроса на ссудный капитал и его предложения .


Равновесие означ, что все, кто хотел приобрести ссудный капитал по данной цене, его приобрели, а кто хотел продать – продал. В рез-те возникает равновесная цена ( ).

Равновесие на рынке ссудного капитала нарушается в рез-те изменений общего спроса, общего предложения под влиянием неценовых факторов или изменений ставки %.

На сдвиги спроса влияют такие факторы, как производительность капитала, изменения в спросе на товар, произведенный капиталом, временное предпочтение, инфляционные ожидания, изменения в налоговой политике и т. д.

На сдвиги предложения влияют инфляция, фаза деловой активности (спад или подъем), налоговая и ден-кредитная политика.

26. Рынок земли.

Рынок земли – совок-ть отношений между продавцами и покупателями земли. Он относится к рынку ресурсов наряду с рынком капитала, труда. Продавцами на рынке земли явл собственники земли (гос-во,частные лица),покупателями – с/х пользователи земли и лица, покупающие землю для строительства, добычи полезных ископаемых и т. д. Рынок земли, как любой рынок, имеет те же элементы механизма функционирования: спрос, предложение, цена, конкуренция. Спрос на землю опред-ся теми же факторами, что и спрос на любой фактор пр-ва: