ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1960
Скачиваний: 3
Второй центр мирового рынка рабочей силы сложился в странах Западной Европы. Иностранные рабочие традиционно используются в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания) и где работа является опасной, грязной или считается непрестижной для местной рабочей силы. Здесь доля иностранцев велика и доходит порой до 70%. Это говорит о том, что эти сферы уже «сориентированы» на приезжающую в страну рабочую силу.
Больше всех принимают иммигрантов Германия, Франция, Англия, Голландия, Люксембург, где численность иностранцев относительно общего числа работающих составляет в Германии и Франции, например, более 7%, в Люксембурге – 33%.
Особенностью рынка трудовых ресурсов некоторых европейских стран (Франции, Англии, Нидерландов, Бельгии) является то, что они предпочитают черпать недостающую рабочую силу из бывших колониальных и зависимых территорий. В результате из 20 млн. иностранцев, проживающих в Европе, 13 млн. человек неевропейского происхождения. Неслучайно эксперты отмечают, что через 59 лет средний европеец будет смуглокожим и раскосым [4, с. 57].
По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого рынка труда в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Во-первых, плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место коллективным договорам целевого назначения. Во-вторых, несмотря на то, что преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные профессионалы, число которых в перспективе возрастет.
В 70-е гг. ХХ в. сформировался третий центр мирового рынка труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Главная его особенность – высокий удельный вес иммигрантов среди занятых: в Объединенных арабских эмиратах (ОАЭ) – 97%, Катаре – 95%, Кувейте – 86%, Бахрейне и Саудовской Аравии – по 40%. Главные экспортеры рабочей силы – Египет, Ливан, Сирия, Иордания. В последние годы произошла переориентация на иммигрантов из Юго-Восточной Азии (из Пакистана, Индии, Бангладеш и др.), так как легче контролировать их пребывание и ротацию (смену) в стране [10, с. 138].
Четвертым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции:
-
регулируемая трудовая миграция в таких странах, как Малайзия, Сингапур, Бруней, Гонконг;
-
скрытая, или нелегальная. Она типична для Японии, Пакистана, Тайваня, Восточной и Западной Малайзии;
-
миграция рабочей силы высокой квалификации совместно с прямыми инвестициями, осуществляемыми Японией, новыми индустриальными странами – Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Южной Кореей. Этот тип миграции получил название «транзитной профессиональной миграции».
Пятый центр сформировался в Латинской Америке, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Вместе с тем Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай разработали и субсидируют специальные программы по привлечению восточноевропейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Предпочтение отдается нефтяникам, инженерам-химикам, фермерам (последние для разработки неосвоенных территорий).
Шестой международный регион миграции сформировался в Африке вокруг самой богатой страны – Южно-Африканской Республики (ЮАР). Особенности африканского рынка труда:
-
две трети горных рабочих добывающих отраслей (выходцы из соседних стран – Намибии, Свазиленда, Мозамбика, Анголы) работают в ЮАР по краткосрочным контрактам;
-
жесткий профессиональный отбор специалистов из других регионов мира при рассмотрении их заявок на работу в стране;
-
высокий интерес к иммигрантам-профессионалам из стран СНГ, прибывшим на постоянное место жительства в ЮАР.
Миграция населения (в том числе рабочей силы) превратилась в важный фактор социально-экономического развития мирового хозяйства. Это обусловливает необходимость регулирования трудовой миграции, т.е. проведения миграционной политики.
9.3. Государственное регулирование трудовой миграции
Миграционная
политика – совокупность мер по
государственному
и межгосударственному
регулированию на законодательной основе
иммиграционных и эмиграционных потоков
населения.
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторон-них межгосударственных соглашений.
Государственное регулирование иммиграции рабочей силы преследует две основные цели:
1) достижение ее желательного масштаба для страны;
2) отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
При
фильтрации иммигрантов разработана
сложная система ограничений, которая
схожа во многих странах. Прежде всего
высокие требования предъявляются к
квалификации
рабочей силы
(наличие диплома о высшем или среднем
специальном образовании, документов,
подтверждающих определенный стаж работы
по специальности и др.). Например, в
Австралии признаются законными следующие
российские дипломы: инженеров промышленного
производства, специалистов по компьютерам
и бухгалтеров,
а также свидетельства
о профессиональном образовании
слесарей-монтаж-ников, электромехаников,
рабочих-металлопрокатчиков. Причем
профессиональный
стаж работы
должен быть не менее трех лет. В США во
многих компаниях и исследовательских
институтах, несмотря на наличие вакансий,
на работу могут быть взяты лишь опытные
исследователи, имеющие как минимум
5-летний стаж. А в Омане, ОАЭ и Катаре для
поваров необходим стаж не менее 5 лет.
Возрастной ценз
является следующим приоритетным
требованием.
К примеру, Швеция и
Норвегия принимают буровиков-нефтяников
лишь
в возрасте от 20 до 40 лет, в ОАЭ
требуются врачи и средний медицинский
персонал в возрасте 30–45 лет.
Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их здоровья. В частности, запрещен въезд наркоманам, лицам, больным СПИДом и различными психическими заболеваниями. Шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на работу.
Еще одним требованием к иностранной рабочей силе является ее социальная и политическая безупречность. Так, в США ограничивается въезд в страну членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, не допускаются также лица, осужденные за уголовные преступления, или присутствие которых в стране может нанести ущерб ее международным интересам.
Для регулирования численности въезжающих используется показатель иммиграционной квоты в масштабе экономики, отраслей и даже предприятий, которая каждый год пересматривается. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям, а также состояние национального рынка труда и жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Помимо квоты принимающая страна может установить для иммигрантов ограничительный срок пребывания и работы, запретить работать по какой-то специальности, в каких-то отраслях или на предприятиях, определить профессии, для которых установлен предпочтительный режим въезда в страну. Так, например, в Норвегии разрешение на работу иностранцам выдается только на один год, в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя (врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы).
Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция (возвращение иммигрантов на родину). В настоящее время в развитых странах разработаны программы, призванные стимулировать отток рабочих-иммигрантов из страны:
1. Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности, оплату расходов, связанных с их отъездом на родину, включая стоимость билетов.
2. Программы профессиональной подготовки – предусматривают организацию специальной профессиональной подготовки неквалифицированных рабочих с целью их быстрого вживания в экономику родной страны.
3. Программы экономической помощи странам и регионам массовой эмиграции – с целью стимулирования их внутреннего экономического развития, увеличения рабочих мест и занятости, предоставления кредитов рабочим – потенциальным эмигрантам, желающим открыть свой бизнес на родине и не покидать ее.
Государственное регулирование эмиграции рабочей силы или эмиграционная политика стран-экспортеров должна способствовать:
– сокращению безработицы в стране за счет оттока излишней рабочей силы;
– поступлению в страну валютных средств от эмигрантов;
– обеспечению эмигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня;
– возвращению эмигрантов на родину с приобретением ими за границей профессий и образования.
Для поступления от граждан-эмигрантов валютных средств государство предоставляет им право открывать счета в национальных банках и их заграничных филиалах как в местной, так и в иностранной валюте, выплачивая при этом более высокий процент по вкладам.
Для вовлечения сбережений мигрантов в развитие национальной экономики государство стимулирует их вложение в ценные бумаги, предоставляя вкладчикам финансовые льготы. Например, в Индии приобретенные государственные ценные бумаги не облагаются налогами. Кроме этого, государство предоставляет льготы и оказывает содействие своим гражданам-эмигрантам, желающим инвестировать заработанные средства в национальную экономику. В Турции, например, лица, имеющие валютные счета в банках, имеют право на первоочередное получение кредитов. В Па-кистане законом разрешено всем пакистанцам, работающим за рубежом, осуществлять инвестиции во все сферы национальной экономики без специальной правительственной лицензии, в Индии в каждом штате созданы государственные корпорации, которые оказывают консультационные услуги индусам, возвратившимся на родину и желающим организовать и самостоятельно вести собственный бизнес.
Государства, экспортирующие рабочую силу, увязывают этот процесс с завоеванием зарубежных рынков. Например, Филиппины поощряют выезд таких специалистов, как монтажники тяжелого оборудования, сварщики, строители, ибо это, как правило, связано с ростом экспорта отечественных строительных материалов и оборудования.
Страны–экспортеры рабочей силы активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. При этом в целях предотвращения выезда за рубеж работников дефицитных специальностей и кадрового опустошения отдельных районов страны государство устанавливает ограничения:
-
лимитирование (ограничение) выдачи заграничных паспортов (Китай, Южная Корея, Вьетнам);
-
введение эмиграционных квот (доля) или запрет на выезд отдельных категорий работников;
-
выделение приоритетных регионов страны по критерию занятости. Например, в Турции преимущественное право на трудовую эмиграцию предоставляется жителям экономически развитых районов, зон стихийных бедствий, членам сельскохозяйственных кооперативов.
Чтобы ускорить и облегчить процесс адаптации вернувшихся мигрантов, государствами разработаны специальные меры для облегчения их устройства в общественном или частном секторе экономики.
Таким образом, миграционная политика должна быть продуманной и сбалансированной, чтобы упорядочить межстрановые переливы рабочей силы.
Выводы:
-
Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения между странами, вызванное причинами экономического порядка. Складывается из эмиграции – выезда из страны и из иммиграции – въезда в страну. Эмиграция и иммиграция имеют как плюсы, так и минусы для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы.
-
Основными международными рынками рабочей силы являются США, Канада и Австралия, страны Западной Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки (ЮАР). Массовость миграционных потоков превратила рабочую силу в важный фактор социально-экономического развития мирового хозяйства.
-
Регулирование трудовой миграции предполагает проведение государствами продуманной и сбалансированной миграционной политики с целью минимизировать потери и повысить экономический эффект для страны от иммиграции и эмиграции рабочей силы.
Литература
-
Банковский вестник.– 2007. – № 11.
-
Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. – М., 2007.
-
Дадалко В. А. Мировая экономика. – Мн., 2001.
-
Друзик Я. С. Мировая экономика. – Мн., 2002.
-
Кругман П. Р., Обегфельд М. Международная экономика. 5-е изд. – СПб., 2004.
-
Лукьянюк Т. М. Международная торговля услугами (в вопросах и ответах). – Мн., 2000.
-
Международная экономика / Под ред. В. К. Матюшевской. – Мн., 2002.
-
Международные экономические отношения (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под общей ред. А. В. Алехновича и О. Д. Мертвищева. – Мн., 2005.
-
Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов и др. – М., 2003.
-
Мировая экономика / Под ред. А. С. Булатова. – М., 2002.
-
Мировая экономика: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М., 2002.
-
Петровская Л. М. Мировая экономика: курс лекций. – Мн., 2002.
-
Пугель Т., Линдерт П. Международная экономика. – М., 2003.
-
Семенов К. А. Международные экономические отношения: Учебник. – М., 2003.
-
Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – М., 1962.
-
Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М., 2004.
-
Стрыгин А. В. Мировая экономика. – М., 2004.
-
Филькевич И. А. Внешнеэкономическая политика государства: Учеб. пособие. – Гомель, 2002.
-
Шмарловская Г. А. и др. Теории интерэкономики. – Мн., 2001.
-
Экономические термины: Учеб. пособие / Под ред. О. Д. Мертвищева и А. В. Алехновича. – Мн., 2004.
Учебное издание
МЕРТВИЩЕВ Олег Дмитриевич
ВЕНГЕР Сергей Олегович
ЛУКЬЯНЮК Татьяна Михайловна
ПОПОВА Любовь Олеговна
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Закономерности становления и развития
Учебно-методическое пособие
Ответственный за выпуск И. В. Лаврик
Редактор В. А. Абакумец
Компьютерная верстка С. Л. Дудко