Файл: УМП_Мировая экономика_Мертвищев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1932

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Факторами роста сферы услуг являются, с одной стороны, растущие внутренний и внешний спросы на услуги, с другой – высокая норма прибыли, сравнительно короткие сроки окупаемости инвестиций, хорошие рыночные перспективы. Это обусловило активное накопление капитала в этой сфере, перелив его из материального производства, приток рабочей силы (не только вытесняемой из производственной сферы, но и вновь поступающей на рынок труда).

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно разделить на несколько крупных групп.

7.2. Классификация услуг на мировом рынке

Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений (например, авиаперевозки), другие (медицинское обслуживание, консультации по управлению) могут обойтись небольшим первоначальным вложением капитала, но зато отличаются высоким уровнем профессионализма работников.

Услуги можно классифицировать (распределить) по группам, исходя из выполняемых ими экономических функций:

  1. Производственные услуги.

К ним можно отнести банковские, финансовые, страховые, консалтинговые, юридические, франчайзинговые, лизинговые, инжиниринговые, информационные, сделки с недвижимостью.

  1. Распределительные услуги.

В них включаются транспортные, фрахт (найм судна для перевозки груза водным путем), связь, торговые, маркетинговые, рекламные.

  1. Социальные услуги.

Этот вид услуг связан с человеком, его квалификацией, жизнедеятельностью, жизнеобеспеченностью. В эту группу входят услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, благотворительные, почтовые, научные, культурные.

  1. Потребительские услуги.

Они связаны с домашним хозяйством (коммунальные и бытовые услуги, доставка товаров на дом, гарантийное и послегарантийное обслуживание и т.д.), а также с времяпрепровождением (рестораны, гостиницы, сфера развлечений, туристические поездки и т.д.).

В зависимости от участия в международном обмене услуги подразделяются на три основные группы:

1) услуги, которые могут быть объектом внешней торговли (это услуги первых двух и большинство из третьей вышеперечисленных квалификационных групп);

2) услуги, которые не могут быть предметом экспорта (потребительские услуги, за исключением туристических услуг);

3) услуги, которые могут предлагаться как национальным потребителям, так и иностранцам (услуги, связанные с времяпрепровождением, включая туризм).

Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами. Главными экспортерами являются США, Голландия, Франция и Англия. Значительная доля экспорта услуг приходится на Германию, Японию и Италию. На эти две группы стран приходится более 50% объема торговли услугами в мире, 90% экспорта деловых услуг. Здесь по темпам роста лидируют финансовые и компьютерные услуги, а также бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические, консалтинговые по вопросам маркетинга, управления, повышения эффективности. Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства.


Специализация страны на тех или иных услугах зависит от уровня экономического развития, географического местоположения, развитости той или иной сферы услуг и т.д. Так, например, США является экспортером компьютерных услуг, услуг образования и здравоохранения; Швейцария – услуг банковских, консалтинговых, торговых; у Англии прочные позиции в страховании и консалтинге; Сингапур, предоставляя портовые услуги, специализируется на судоремонте; Панама и Египет получают от 25 до 50% доходов от экспорта услуг за предоставление иностранным судам транзита (и сопутствующих услуг) через Панамский и Суэцкий каналы; страны, не имеющие выхода к морю, получают высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров других стран через свою территорию; островные государства бассейна Тихого и Индийского океанов, как правило, специализируются на туристических услугах.

В отличие от торговли товарами международный рынок услуг имеет свои специфику и особенности.

7.3. Особенности рынка услуг

Международная торговля услугами – это любые коммерческие сделки, заключаемые между организациями (гражданами) двух или более стран по поводу предоставления друг другу тех или иных услуг.

Отличительные особенности рынка услуг следующие:

  1. Услуги производятся и потребляются в основном одновременно и хранению не подлежат. Их предоставление базируется на прямых контактах между их производителями и потребителями.

  2. Международная торговля услугами, будучи самостоятельной сферой экономической деятельности, взаимосвязана с торговлей товарами, интенсифицируя ее. Например, для поставки товара за рубеж необходимы анализ рынков, транспортировка, страхование и т.д.

  3. В отличие от товаров услуги не меняют собственника при купле-продаже и потому могут продаваться многократно (например, информация, маркетинг, консалтинг и др.).

  4. Некоторые виды услуг в отличие от товаров не могут быть предметом экспорта. Это относится к услугам, которые поступают в личное потребление: коммунальные, бытовые и другие виды потребительских услуг.

Выводы:

  1. Сфера услуг является в настоящее время перспективной, быстроразвивающейся отраслью экономики. Включая в себя такие ключевые ныне аспекты экономического роста, как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии, всемирный характер деятельности, услуги превратились в решающий фактор дальнейшего прогресса общества.

  2. Рост сферы услуг обусловлен научно-техническим прогрессом, возрастающими потребностями бизнеса в разнообразных деловых услугах, обеспечивающих ему стабильность и эффективность, приватизацией и дерегулированием многих отраслей экономики, ростом внутреннего и внешнего спросов на услуги, их доходностью и обеспеченностью необходимыми ресурсами.

  3. Услуги могут быть разделены на производственные, распределительные, социальные и потребительские.

  4. Особенностями услуг являются одновременность их производства и потребления, прямые контакты между производителем и потребителем, невозможность хранения, многократность предоставления ввиду несменяемости их собственников, невозможность экспорта некоторых из них.









Тема VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
В ФОРМЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


8.1. Сущность, причины и классификация иностранных инвестиций.

8.2. Прямые и портфельные инвестиции.

8.3. Современные тенденции движения капитала в форме инвестиций.

8.1. Сущность, причины и классификация иностранных инвестиций

Международные инвестиции как одна из форм движения капитала – это процесс изъятия части капитала из национального оборота одной страны и перемещения его в сферу производства или обращения другой страны.

На развитие процесса международного инвестирования, как и движения капитала в целом, влияют следующие факторы:

  • необходимость развития производства, передовых отраслей промышленности и поддержания темпов экономического роста промышленно развитых и развивающихся стран;

  • углубление международной специализации и кооперации производства, когда отдельные юридически самостоятельные предприятия из разных стран устанавливают тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической, подетальной специализации;

  • вложения транснациональных корпораций в дочерние компании за рубежом с целью утвердиться в странах, рынки которых в будущем могут стать полем приложения капитала;

  • стремление обойти тарифные и нетарифные ограничения, которые препятствуют проникновению иностранных товаров на национальные рынки, но не распространяются на товары, произведенные иностранным капиталом на территории стран-получателей;

  • интернационализация производства и растущая взаимосвязь национальных экономик;

  • развитие интеграционных процессов и реализация программ в рамках интеграционных проектов;

  • либерализация процессов экспорта / импорта капитала;

  • лоббирование (защита) собственных экономических и политических интересов в других странах (через экспорт капитала можно либо поддержать политические режимы, либо повлиять на их трансформацию в желательном для инвестора направлении);

  • реализация политики индустриализации стран третьего мира;

  • проведение экономических реформ в странах с переходной экономикой (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса);

  • влияние экологических факторов, вынуждающих международные корпорации из-за все более ужесточающихся экологических норм переводить производства из промышленно развитых стран в развивающиеся;

  • деятельность международных финансовых организаций, участвующих в перераспределении капиталов.

Международные инвестиции классифицируются по форме собственности: выделяют государственные инвестиции, или официальный капитал, – средства из госбюджета или государственные прямые инвестиции, которые уходят за рубеж или принимаются из-за рубежа. Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструктуру (строительство портов, транспортных коммуникаций, систем связи), создавая благоприятные условия для вложения частных инвестиций в предпринимательскую деятельность государства на иностранной территории; в покупку акций частных компаний с целью их контроля; в экономику зависимых от данного государства стран. Государственные инвестиции часто нацелены на решение политических задач.


Частный капитал в форме инвестиций – это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся инвестиции предпринимателей, частных компаний, акционерной и смешанной форм собственности.

По функциональному назначению выделяются прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции.

8.2. Прямые и портфельные инвестиции

В соответствии с определением Организации экономического сотрудничества и развития прямые иностранные инвестиции (ПИИ) означают движение капитала и ресурсов с целью установления прочных экономических отношений, организации производства товаров и услуг на территории принимающей страны и получения права контроля над предприятием. Международное движение капитала в форме прямых инвестиций носит долгосрочный характер и осуществляется, как правило, в рамках транснациональных корпораций. Более того, прямые инвестиции составляют основу политики международных корпораций на мировом рынке. Они обеспечивают им либо полное владение зарубежными предприятиями, либо обладание такой частью акционерного капитала, которая обеспечивает фактический контроль со стороны инвестора. Как правило, это такие инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее 25% акционерного капитала инвестируемой компании.

В США, ФРГ, Японии прямыми инвестициями считают те, которые охватывают 10% и более акционерного капитала и дают возможность контролировать предприятие.

Согласно классификации ЮНКТАД, к прямым иностранным инвестициям относятся:

  1. приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия в размере не менее чем 10–20% от суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;

  2. реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия;

  3. создание совместных предприятий – участие национального и иностранного партнеров в инвестициях;

  4. заключение лицензионных соглашенийпередача иностранным инвестором патентованной информации, ноу-хау, промышленных образцов и полезных моделей, товарных знаков и знаков обслуживания т.д.;

  5. соглашения о сдаче предприятия под управление иностранным компаниям в сфере услуг (гостиницы, общественное питание, транспорт и др.), при этом необходимые опыт и знания передаются менеджерам, т.е. осуществляются «инвестиции в людей».

Прямые иностранные инвестиции стали все чаще выходить на зарубежные рынки в форме слияний и поглощений местных компаний.

Слияние происходит тогда, когда операции и активы двух компаний сливаются и ставятся под контроль новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний.

Приобретение или поглощение имеет место, когда одна компания получает контроль над другой путем приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса.


Самые распространенные формы реализации прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой – это создание дочерних и совместных предприятий.

К портфельным инвестициям (ПИ), по версии ЮНКТАД, относятся вложения в покупку акций, дающих право вкладчикам лишь получать дивиденд, но не влиять на функционирование предприятия. Обычно они составляют менее 10% в общем акционерном капитале. В ряде стран (например, в Германии, Великобритании) этот порог составляет 20%.

Международные портфельные инвестиции делятся на:

  • вложения в ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, – акции, паи, АДР (американские депозитарные расписки на иностранные акции, депонированные (хранящиеся) в банках США и подтверждающие участие депозитария (владельца этих акции) в капитале предприятий);

  • долговые обязательства – облигации, простые векселя, долговые расписки, дающие их держателю право на гарантированный, фиксированный денежный доход; казначейские (государственные) векселя, депозитные сертификаты (облигации специального государственного займа), банковские акцепты (согласие банка оплатить переводной вексель в указанный срок), дающие право их владельцу на получение фиксированного денежного дохода в определенную дату; финансовые дериваты (финансовые контракты на определенный срок), которые удостоверяют право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг.

Главными причинами размещения и увеличения инвестиций за рубежом являются возможность расширения рынков сбыта, получения доступа к дешевым ресурсам, приобретения собственности, а также стремление разместить капитал в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыть при допустимом уровне риска.

Для принимающей страны ПИИ имеют ряд преимуществ:

Во-первых, они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают рост экспорта, трансферт (передачу) технической помощи, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга.

Во-вторых, иностранные инвестиции в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.

В-третьих, ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству.

В-четвертых, рост процессов глобализации способствует развитию человеческого капитала, увеличению ПИИ в социальную сферу, медицину и образование.

В-пятых, развитие одного производства обусловливает развитие смежных предприятий, укрепляется социально-экономическая стабильность и смягчается криминальная ситуация, растут занятость и доходы за счет персонала предприятий прямого инвестирования, расширяется налоговая база принимающей страны.