Файл: УМП_Мировая экономика_Мертвищев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1926

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сворачивание мирохозяйственных связей;

отказ от политики свободной торговли и введение всеми государствами жестких протекционистских (защитительных) мер;

усиление государственного вмешательства в экономику.

II период – 50-е – 70-е гг.:

началось формирование и функционирование международных экономических организаций, призванных регулировать, а где-то и контролировать товарные и финансовые потоки (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (ныне Всемирный банк), ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ныне Всемирная торговая организация – ВТО));

начат процесс экономической региональной интеграции стран (например, Европейское экономическое сообщество – ЕЭС (сейчас Европейский Союз – ЕС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)) и др.;

начался возврат стран к политике свободной торговли в рамках ГАТТ;

появились десятки стран Азии, Африки и Латинской Америки, получивших национальную независимость и вошедших в мировую экономику как самостоятельные субъекты хозяйствования, сохранившие, однако, экономическую зависимость от индустриальных стран.

III период – 80-е – 90-е гг.:

продолжение НТР, которая началась в середине 70-х гг.;

переход индустриально развитых стран в эру постиндустриализации (развитие наукоемких производств и сферы услуг, повышение доходов населения и качества жизни, забота об окружающей среде, увеличение затрат в человеческий капитал и повышение уровня образования, развитие информационных услуг и малого бизнеса, повышение роли государства в этих процессах);

активные процессы региональной экономической интеграции на всех континентах, а также глобализация хозяйственной жизни (превращение мировой экономики из суммы регионально взаимосвязанных национальных хозяйств в единый рынок капиталов, товаров и услуг, рабочей силы, денежных потоков);

дальнейшая либерализация внутренней и внешней хозяйственной деятельности, увеличение «открытости» национальных экономик;

появление «новых индустриальных стран» (Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Мексика, Аргентина, Малайзия, Бразилия и др.).

Основные процессы этого периода, вероятнее всего, будут продолжаться и в XXI в.

Выводы:

1. Мировая экономика – совокупность национальных экономик (хозяйствующих субъектов стран), взаимосвязанных между собой экономическими отношениями (торговыми, производственными, обменом услугами, знаниями, капиталом, рабочей силой, валютно-кредитными расчетами и т.д.).

2. Страны, активно участвующие в мирохозяйственных отношениях, экономят ресурсы, оптимизируют структуру национальной экономики, получают дополнительные материальные, финансовые и другие ресурсы как в традиционных, так и в новых формах международных экономических отношений.


3. Мировая экономика, пройдя длительную эволюцию своего становления, окончательно сформировалась на рубеже XIX–XX вв. В XX в. в своем дальнейшем развитии она прошла ряд этапов (периодов), для которых характерны: усиление государственного и межгосударственного регулирования экономических процессов, региональная экономическая интеграция, глобализация хозяйственной жизни. На рубеже XX–XXI вв. помимо указанных закономерностей наметились следующие тенденции: выход на новый качественный уровень научно-технической революции; переход развитых стран в эру постиндустриализации; формирование новых индустриальных стран из числа развивающихся, отсталых; либерализация внутренней и внешней экономической политики.




Тема II. СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА


2.1. Субъекты мирохозяйственных связей.

2.2. Критерии деления мирового хозяйства на подсистемы.

2.3. Основные группы стран мировой экономики.


2.1. Субъекты мирохозяйственных связей

Участниками мирохозяйственных отношений являются хозяйствующие субъекты и организации, занятые осуществлением международных экономических операций. К ним относятся:

хозяйствующие субъекты, представляющие национальные хозяйства;

транснациональные (международные) компании;

международные экономические организации;

интеграционные союзы (объединения).

К субъектам, представляющим национальные экономики, можно отнести государственные предприятия, органы и учреждения, банки, фирмы, торговые организации, физических лиц. Все они разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся (проживающие или зарегистрированные) на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты – иностранные юридические и физические лица какой-либо страны, проживающие или действующие на территории другого государства.

Международная компания – это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (корпорацию) для осуществления многоотраслевой производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существует два вида таких корпораций: транснациональная корпорация и многонациональная корпорация.

Транснациональная корпорация – сообщество, головная (материнская) фирма которого является собственностью капитала одной страны, расположена на территории этой же страны, а заграничные филиалы, дочерние фирмы, отделения функционируют в разных странах.

Например, шведский автомобильный концерн «Volvo» помимо известных во всем мире легковых и грузовых автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво. Эта корпорация контролирует порядка 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и в нескольких десятках стран за рубежом.


К концу ХХ в. в мире действовало свыше 37 тыс. ТНК, имеющих
270 тыс. филиалов по всему миру. Их ежегодный объем продаж состав-ляет 6 трлн. долл., т. е. 60% мирового товарооборота. На предприятиях ТНК занято 73 млн. человек, т.е. каждый десятый занятый в мире (исключая сельское хозяйство) [4, с. 10; 11, с. 117].

Таким образом, с точки зрения своей принадлежности, ТНК – субъект национальной экономики страны базирования головной фирмы. С точки зрения масштаба деятельности, ТНК – международная корпорация.

Многонациональная корпорация (МНК) – сообщество (филиалы, дочерние фирмы, отделения), головная компания которого, независимо от ее местонахождения, принадлежит капиталу двух или нескольких стран,
а филиалы размещены во многих странах мира.

Международные экономические организации, являясь субъектами мировой экономики, играют одновременно роль наднациональных международных институтов, занятых организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких организаций относятся консультативные Советы экономических союзов, Международный арбитражный суд, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Всемирная торговая организация, Парижский и Лондонский клубы и т.д. Последние два – неформальные международные финансовые институты. Парижский клуб обсуждает на уровне глав государств и правительств семи индустриально развитых стран проблемы урегулирования или отсрочки платежей по государственному долгу. Лондонский клуб объединяет частные финансовые организации развитых стран и обсуждает проблемы урегулирования частных долгов стран-должников.

Особое место среди международных организаций стали занимать мировые финансовые центры, такие как Нью-йоркские фондовая и валютная биржи, Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих центрах ежедневно определяется реальная котировка (стоимость) национальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые на мировых рынках.

Кроме организаций всемирного масштаба в мировую экономику в качестве ее субъектов входят экономические интеграционные союзы, в рамках которых действуют свои институты координации и управления. Например, в Европейском Союзе функционирует Совет Министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.

Главная задача всех организаций, имеющих мировой и региональный статусы, – разработка общих «правил игры», т.е. правил и законов, которые обеспечивали бы нормальное функционирование мирового и регионального хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.

В мировое хозяйство входят свыше 200 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки и Океании. Все они имеют разные экономические потенциалы и возможности, уровни развития и социально-эконо-мическую организацию, поэтому мировая экономика структурно подразделяется на группы стран (подсистемы).


2.2. Критерии деления мирового хозяйства на подсистемы

Первый критерий – уровень экономического развития:

объем ВВП на душу населения;

наличие крупного основного капитала;

наличие значительных финансовых ресурсов;

использование передовых технологий и высокие затраты на НИОКР;

масштабность использования информации и вычислительной техники;

наличие квалифицированной рабочей силы.

Второй критерий – социально-экономическая структура национальной экономики:

соотношение форм собственности, т.е. удельный вес каждой из них в национальной экономике;

правовые основы (гарантии) различных форм собственности;

отраслевая структура населения, определяемая соотношением, например, промышленности и сельского хозяйства, материального производства и услуг и т.д.

Третий критерий – тип экономического роста (экстенсивный или интенсивный).

Четвертый критерий – масштабность экономического потенциала:

реально используемый и потенциально возможный объемы и качество производительных сил;

численность населения;

размер территории;

наличие природных ресурсов.

По этим показателям отдельные страны могут быть выделены в самостоятельные субъекты мирового хозяйства (Бразилия, Индия, Канада, Китай, Россия, США).

Пятый критерий – степень открытости экономики:

экспортная и импортная квоты товаров и услуг в ВВП, характеризующие объем и интенсивность внешней торговли;

доступность внутреннего рынка для притока иностранных капиталов, товаров, услуг, рабочей силы;

товарная структура внешней торговли;

состояние торгового и платежного балансов;

выполнение общепризнанных международных правил и требований.

По этим критериям страны делятся на три основные группы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.

2.3. Основные группы стран мировой экономики

Первая группа – группа индустриально развитых государств с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития, у которых ВВП на душу населения составляет не менее 12 тыс. долл. Меж-дународный валютный фонд включает в число развитых стран все страны Западной Европы, США и Канаду, Японию, Австралию и Новую Зеландию.

В самой группе развитых стран выделяется «семерка» стран с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Англия, Канада и Италия). На эти страны приходится более 44% мирового ВВП.

Развитые страны объединяются в организацию межрегионального характера – ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). ОЭСР – относительно независимая и обособленная от других стран и группировок организация: внутри ее (между странами-членами) осуществляется 30% мирового товарооборота, обращается 70% мирового капитала.

Вторая группа стран – развивающиеся страны. Это самая многочисленная группа (свыше 150 стран), она включает страны Африки, Азии и Латинской Америки. Группа неоднородна (по доходу на душу населения, темпам экономического роста и т.п.) и делится на ряд подгрупп.


Первая подгруппа – новые индустриальные страны (НИС). В нее включаются страны, которые в последние два–три десятилетия продемонстрировали очень высокие темпы экономического роста и на этой основе смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. В настоящее время они стоят на пороге вступления в их число. К нынешним новым индустриальным странам можно отнести в Азии – Индонезию, Малайзию, Таиланд, Южную Корею, Гонконг, Тайвань, в Латинской Америке – Чили, Бразилию, Аргентину, в Северной Америке – Мексику.

Вторая подгруппа – страны–экспортеры нефти. Ядром этой группы являются 12 участников Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Это – Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Ливия, Нигерия, Венесуэла, Индонезия, Алжир, Катар, Габон. Несмотря на то, что дифференциация по ВВП на душу населения
в этой подгруппе велика (от менее 1 тыс. долл. в Нигерии до более 24 тыс. долл. в Кувейте), тем не менее большие запасы нефти, ее экспорт и доходы позволили этим странам решить многие внутренние социально-экономи-ческие проблемы (по доходам, здравоохранению, жилью, образованию, качеству жизни и т.д.), увеличить свои заграничные активы (вклады в банках, в прямые и портфельные инвестиции, недвижимость и т.п.). Имеющиеся запасы нефти будут заметно способствовать их развитию в будущем.

Третья подгруппа – страны среднего уровня экономического развития. Это – Индия, Турция, Уругвай и другие страны Южной Америки.

Четвертая подгруппа – наименее развитые (отсталые) страны. Сейчас их насчитывается 47. Из них 32 расположены в тропической Африке, 10 – в Азии, 4 – в Океании, 1 – в Латинской Америке (Таити). В ООН используются три критерия для отнесения стран к данной категории: доля ВВП на душу населения не превышает 350 долл. в год; доля взрослого населения, умеющего читать, – не более 20%, обрабатывающая промышленность в ВВП не превышает 10%.

Третья группа стран мировой экономики – страны с переходной экономикой. К этой группе относятся государства, которые с 80–90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной. Это 13 стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, а также 12 стран – бывшие советские республики, Монголия, Китай и Вьетнам.

Для восточноевропейских стран характерны преимущественно радикальный подход к реформам (за исключением Болгарии и Румынии), сравнительно высокий уровень развития большинства из них (за исключением Албании, которая соответствует критериям слаборазвитой страны). Более развитые страны этой группы, энергично осуществившие рыночные реформы, поэтапно были приняты в Европейский Союз, – это 10 стран, включая Литву, Латвию, Эстонию. Видимо, это объединение было продиктовано не столько экономической целесообразностью, сколько политическим расчетом, так как слишком велика разница в уровнях развития между странами ЕС и самыми успешными из вновь принятых – Чехией, Венгрией, Польшей.