Файл: Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отношения с коллегами. Среди 25 респондентов, 20 сошлись во мнении, что они удовлетворены отношениями, которые царят в коллективе: большинство сотрудников отзывчивы и добродушны, всегда помогут коллегам и окажут необходимую помощь. 5 сотрудников остались неудовлетворены отношениями в коллективе.

Отсутствует необходимая трудовая дисциплина.

18 респондентов отмстили, что не начальству не хватает «жесткой руки», чтобы сотрудники более добросовестно относились к возложенным на них обязанностям и несли ответственность за свои действия.

Было проведено наблюдение за конфликтными ситуациями, которые периодически возникают на предприятии и которые также влияют на психологический климат.

В ходе наблюдения за персоналом ООО ИД «Retailer» за последний год были зафиксированы следующие типы конфликтов:

Конфликт между личностью и группой. В рамках рассматриваемого отдела такой конфликт происходит па постоянной основе между коллективом и руководителем, но разных подразделений, в частности - между группой редакторов и руководителем технического отдела. Конфликты возникают на почве авторитарного стиля руководства, обусловленного военным прошлым руководителя и приверженностью к строгости и подотчетности.

В рамках нашего отдела имеет место ролевой конфликт, под которым понимается предъявление противоречивых требований со стороны ролей к одному человеку. Причиной такого конфликта на ООО ИД «Retailer» является перегруженность работой редакторов, которые выполняют не только свои непосредственные функции, но и возложенные на них сверху, не закрепленные в должностной инструкции и относящиеся к ведению другого отдела – технического отдела а именно копирайтера.

Руководитель отдела редакции придерживается стиля управления, в котором преобладают два компонента - коллегиальный и попустительский. Под данными компонентами подразумевается снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, склонность перекладывать ответственность в принятии решения, а также стремление делегировать полномочия. Такие результаты были получены в ходе проведения опроса сотрудников (11 респондентов).

В таблице 13 каждый из 11 сотрудников обозначен (С 1,...С11).

Таблица 13

Результаты опроса коллектива на стиль руководства

Вопрос

С 1

С 2

С 3

С 4

С 5

С 6

С 7

С 8

С 9

С 10

С 11

1

б

В

в

б

в

б

в

б

в

в

в

2

б

В

в

б

б

в

в

б

б

в

в

3

а

Б

а

а

б

а

а

б

б

а

б

4

в

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

5

в

В

в

б

в

в

б

в

б

б

б

6

а

В

а

а

в

а

в

в

в

а

в

7

а

Б

а

б

а

б

а

а

а

б

б

8

а

А

а

а

а

а

а

а

а

а

а

9

б

Б

в

б

в

б

б

б

б

б

в

10

б

В

б

в

в

в

б

б

б

б

в

11

а

В

в

в

в

в

в

в

а

а

а

12

б

В

в

в

в

б

б

в

б

б

б

13

а

А

а

а

а

а

а

а

а

а

а

14

а

В

а

в

а

в

в

а

а

в

в

15

в

В

в

в

в

в

в

в

в

в

в

16

б

В

в

в

в

в

в

б

б

в

в

ИТОГ

11-

7-

9-

10-

5-к.

9-

9-

12-

11-

10к,

5-к,

к.

к.

к.

к.

11-

к,

к,

к.

к,

1д>

1-Д

5-п

9-

7-

1-Д,

п

7-

1-

4-п

1-Д,

5-п

10-

п

п

5-п

п

Д, 6- п

3-п

п


Таким образом, данный опросник показал, что коллектив воспринимает руководителя отдела как либерально-демократического управленца, что в тесте выражено попустительским и коллегиальным компонентом. Директивный компонент у руководителя отдела в стиле управления не присутствует. Исключение составили 5 сотрудников, которые единожды выбрали его как преимущественный.

В качестве основного способа воздействия на персонал, начальник использует метод убеждения и просьбы, что также характеризует его как приверженца демократического стиля управления.

Неотъемлемой часть эффективно функционирующего предприятия является психологическая совместимость сотрудников, которая опирается на темперамент каждого из них. В соответствии с этим, был привлечен специалист со стороны, который провел тестирование сотрудников .

В рамках проведенного тестирования, 12 респондентов ответили на вопросы, в ходе которых выявилась следующая тенденция: 2 флегматика, 2 холерика, 2 меланхолика, 3 сангвиника и у 3 респондентов был выявлен смешанный тип (50 на 50): холерик- сангвиник, флегматик-сангвиник и флегматик-меланхолик (Таблица 14).

Таблица 14

Типы темпераментов сотрудников

№ п/п

Должность

Возраст работ­ника

Тип темперамен­та

1

Начальник редакционного отдела

36

Холерик- сангвиник

2

Руководитель группы техниче­ского отдела

40

Сангвиник

3

Специалист группы техниче­ского отдела

28

Меланхолик

4

Главный редактор

27

Флегматик

5

Редактор

22

Меланхолик

6

Редактор

25

Флегматик- сангвиник

7

Редактор

25

Флегматик- меланхолик

8

Редактор

28

Сангвиник

9

Редактор сайта

35

Холерик

10

Веб дезайнер

29

Флегматик

11

Копирайтер

43

Холерик

12

Копирайтер

41

Сангвиник

На сегодняшний день, при приёме на работу в ООО ИД «Retailer» , такой аспект как психологическая совместимость не учитывался, в силу чего некоторые сотрудники испытывают дискомфорт в процессе общения и совместной деятельности с другими сотрудниками отдела. Наиболее остро противоречие возникает между холериком и меланхоликом, которые вынуждены сидеть рядом и ежедневно нагнетать обстановку во всем коллективе.


После того как мы определили темперамент, целесообразно провести ещё один тест на определение тактики поведения в конфликтной ситуации.

Данный тест адаптирован Н. В. Гришиной для определения стиля поведения, изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Итоги теста показали: «соперничество» или «соревнование» как способ регулирования конфликта встречается у 6 респондентов из 12 и варьируется от 2 до 6 баллов, что является не особо большим показателем, свидетельствующим об отсутствии ярко выраженной напористости внутри коллектива и заострении внимания исключительно на своих собственных интересах в ущерб интересам окружающих. «Компромисс» был выбран всеми респондентами, а показатели варьируются от 5 до 9, что говорит о желании сотрудников в той или иной мере приходить к всеобщему консенсусу, находить баланс и некоторое равновесие. «Избегания» придерживаются в большей степени 3 респондента, которые отдали свое предпочтение именно данной модели поведения, свидетельствующей об отсутствии стремления к кооперации и преобладаем собственных интересов над интересами других. Большая часть сотрудников выбрали «сотрудничество» и «приспособление», баллы по которым варьируются от 6 до 10.

Таким образом, данный тест показал нам, что в целом в коллективе царит доброжелательная атмосфера, в которой сотрудники не стремятся прыгать через головы друг друга в угоду собственных желаниям и интересам, а, напротив, стремятся к кооперации, совместному решению проблем и всячески пытаются помочь друг другу в процессе трудовой деятельности.

Говоря о сплочённости коллектива, был проведен опрос (таблица 2.7), в котором были представлены следующие три вопроса:

1.В случае расформирования отдела или массового увольнения, с кем бы вы хотели продолжить работать?

2. Кого бы из коллег вы пригласили па свою свадьбу, День Рождения?

3. С кем бы из коллег вы пошли в поход?

В ходе проводимого опроса респондентам предлагалось выбрать в каждом вопросе до трех своих коллег (они могли быть продублированы в каждом).

Таблица 15

Результаты опроса по определению лидера

№ п/п

Занимаемая должность (воз­раст)

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

1

Начальник редакционного отдела

2, 7,8

2, 8, 12

2, 5, 12

2

Руководитель группы техниче­ского отдела

1,8, 12

1,4,7

1,5,6

3

Специалист группы техниче­ского отдела

6,8, 12

6, 8, 12

5,6,8

4

Главный редактор

6, 7, 8

6, 7, 8

-

5

Редактор

2, 6, 7

6, 8, 12

2, 8, 12

6

Редактор

2, 8, 10

1,8, 10

1,8, 10

7

Редактор

3, 6, 8

5, 6, 8

4, 6,8

8

Редактор

4, 6, 7

2, 4, 6

2, 6,7

9

Редактор сайта

2, 10, 11

1, 2, 11

1

10

Веб дезайнер

6. 8. 12

6, 8, 12

6, 8, 12

11

Копирайтер

1,2,9

1,2,9

-

12

Копирайтер

2,6, 10

3,5,8

2, 6, 10


Количество выборов каждого сотрудника представлено в следующей таблице (таблица 16):

Таблица 16

Распределение и количество выборов сотрудников редакционного отдела

Должность (возраст)

Количество выборов

Начальник редакционного отдела

9

Руководитель группы техниче­ского отдела

15

Специалист группы техниче­ского отдела

2

Главный редактор

4

Редактор

5

Редактор

18

Редактор

6

Редактор

20

Редактор сайта

2

Веб дезайнер

6

Копирайтер

2

Копирайтер

9

Проведенный опрос наглядно демонстрирует, что неформальным лидером выступает Руководитель группы технического контроля, набравший 15 выборов. Говоря о редакторах, которые набрали больше выборов, чем руководитель группы технического контроля, отметим, что в большинстве случаев, их выбор был взаимно обусловлен и опирается на дружеские отношения, а не на деловые качества, в то время как руководитель группы избирался на основании деловых качеств и в его основе лежит общение на работе в процессе трудовой деятельности. Кроме того, выбор руководителя группы обусловлен его профессиональным и обширным опытом в сфере деятельности компании, его знаниях и навыках.

Меньше всего баллов набрали три сотрудника: Специалист группы техниче­ского отдела , Редактор сайта и Копирайтер набрал 2 балла по причине недавнего устройства на работу и еще не успел себя показать в полной мере, а два сотрудника набравших наименьшее число баллов ограничились взаимным выбором друг друга, что связано с их не особо хорошим отношением к другим членам коллектива, хотя они этого и не демонстрируют в открытую.

Так или иначе, данный опрос показывает, что в отделе имеются несколько маленьких групп сотрудников, образованных по разным признакам. Некоторые из них возникли на почве дружбы, поскольку были знакомы ранее, некоторые - на почве совместных общих интересов, а третьи — на фоне сходства характеров и негативном отношении к другим сотрудникам отдела.

  • В качестве слабого и уязвимого момента психологического управления персоналом выступает корпоративная культура ООО ИД «Retailer». Корпоративная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые выступают специфическими исписанными правилами, которые определяют, как должны работать и вести себя сотрудники.

Оповещения о всех новостях, нововведениях, новых сотрудниках, достижениях канала и другой каждой информации публикуются на общем корпоративном портале, к которому, однако, не у всех сотрудников имеется доступ к нему. Кроме того, у них нет возможности получить данную информацию из других источников, например, стенда. Работники отдела самостоятельно пытаются развивать корпоративную культуру, которая заключается в совместном проведении отдыха за городом, празднование Дней Рождений, Нового года и других праздников. Тем не менее, этого не хватает для ощущения целостности всего предприятия.

Не менее важным показателем для любого сотрудника в организации выступают его харизматические качества, показывающие способности убеждать и вести за собой (лидерские качества), и, в конечном счете, помогающие оценить сотрудника с точки зрения его готовности к продвижению дальше по карьерной лестнице.

Проведем анализ внутрикорпоративной культуры с использованием анкеты. Участниками анкетирования выступили 12 человек.

В результате обработки полученных результатов анкеты был произведен анализ результатов, представленный в таблице 17. Цифры в столбцах означают количество «плюсов» за каждый ответ.

Таблица 17

Результаты анкеты «Анализ состояния внутрикорпора­тивной культуры»

Участники

Всегда

Часто

Иногда

Нет

1

3

7

6

4

2

2

8

5

5

3

5

6

4

5

4

3

3

7

7

5

7

6

4

3

6

3

7

6

4

7

8

10

2

0

8

0

10

2

8

9

5

5

4

6

10

3

2

5

10

11

3

3

3

II

12

5

8

5

2

Итого

47

75

53

65

Анализ и обработка результатов представлены в следующей таблице 1. За каждый ответ «всегда» - 3 балла, «часто» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, и за ответ «нет» - 0 баллов (таблица 18).

Таблица 18

Обработка результатов анкеты