Файл: Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации
1.1. Сущность и структура психологического климата в коллективе организации
1.2 Факторы формирования социально - психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ психологического климата в коллективе ООО ИД «RETAILER»
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО ИД «RETAILER»
2.2 Анализ психологического климата и особенности управления им в ООО ИД «RETAILER»
Отношения с коллегами. Среди 25 респондентов, 20 сошлись во мнении, что они удовлетворены отношениями, которые царят в коллективе: большинство сотрудников отзывчивы и добродушны, всегда помогут коллегам и окажут необходимую помощь. 5 сотрудников остались неудовлетворены отношениями в коллективе.
Отсутствует необходимая трудовая дисциплина.
18 респондентов отмстили, что не начальству не хватает «жесткой руки», чтобы сотрудники более добросовестно относились к возложенным на них обязанностям и несли ответственность за свои действия.
Было проведено наблюдение за конфликтными ситуациями, которые периодически возникают на предприятии и которые также влияют на психологический климат.
В ходе наблюдения за персоналом ООО ИД «Retailer» за последний год были зафиксированы следующие типы конфликтов:
Конфликт между личностью и группой. В рамках рассматриваемого отдела такой конфликт происходит па постоянной основе между коллективом и руководителем, но разных подразделений, в частности - между группой редакторов и руководителем технического отдела. Конфликты возникают на почве авторитарного стиля руководства, обусловленного военным прошлым руководителя и приверженностью к строгости и подотчетности.
В рамках нашего отдела имеет место ролевой конфликт, под которым понимается предъявление противоречивых требований со стороны ролей к одному человеку. Причиной такого конфликта на ООО ИД «Retailer» является перегруженность работой редакторов, которые выполняют не только свои непосредственные функции, но и возложенные на них сверху, не закрепленные в должностной инструкции и относящиеся к ведению другого отдела – технического отдела а именно копирайтера.
Руководитель отдела редакции придерживается стиля управления, в котором преобладают два компонента - коллегиальный и попустительский. Под данными компонентами подразумевается снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, склонность перекладывать ответственность в принятии решения, а также стремление делегировать полномочия. Такие результаты были получены в ходе проведения опроса сотрудников (11 респондентов).
В таблице 13 каждый из 11 сотрудников обозначен (С 1,...С11).
Таблица 13
Результаты опроса коллектива на стиль руководства
Вопрос |
С 1 |
С 2 |
С 3 |
С 4 |
С 5 |
С 6 |
С 7 |
С 8 |
С 9 |
С 10 |
С 11 |
1 |
б |
В |
в |
б |
в |
б |
в |
б |
в |
в |
в |
2 |
б |
В |
в |
б |
б |
в |
в |
б |
б |
в |
в |
3 |
а |
Б |
а |
а |
б |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
4 |
в |
В |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
5 |
в |
В |
в |
б |
в |
в |
б |
в |
б |
б |
б |
6 |
а |
В |
а |
а |
в |
а |
в |
в |
в |
а |
в |
7 |
а |
Б |
а |
б |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
8 |
а |
А |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
9 |
б |
Б |
в |
б |
в |
б |
б |
б |
б |
б |
в |
10 |
б |
В |
б |
в |
в |
в |
б |
б |
б |
б |
в |
11 |
а |
В |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
а |
а |
а |
12 |
б |
В |
в |
в |
в |
б |
б |
в |
б |
б |
б |
13 |
а |
А |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
14 |
а |
В |
а |
в |
а |
в |
в |
а |
а |
в |
в |
15 |
в |
В |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
16 |
б |
В |
в |
в |
в |
в |
в |
б |
б |
в |
в |
ИТОГ |
11- |
7- |
9- |
10- |
5-к. |
9- |
9- |
12- |
11- |
10к, |
5-к, |
к. |
к. |
к. |
к. |
11- |
к, |
к, |
к. |
к, |
1д> |
1-Д |
|
5-п |
9- |
7- |
1-Д, |
п |
7- |
1- |
4-п |
1-Д, |
5-п |
10- |
|
п |
п |
5-п |
п |
Д, 6- п |
3-п |
п |
Таким образом, данный опросник показал, что коллектив воспринимает руководителя отдела как либерально-демократического управленца, что в тесте выражено попустительским и коллегиальным компонентом. Директивный компонент у руководителя отдела в стиле управления не присутствует. Исключение составили 5 сотрудников, которые единожды выбрали его как преимущественный.
В качестве основного способа воздействия на персонал, начальник использует метод убеждения и просьбы, что также характеризует его как приверженца демократического стиля управления.
Неотъемлемой часть эффективно функционирующего предприятия является психологическая совместимость сотрудников, которая опирается на темперамент каждого из них. В соответствии с этим, был привлечен специалист со стороны, который провел тестирование сотрудников .
В рамках проведенного тестирования, 12 респондентов ответили на вопросы, в ходе которых выявилась следующая тенденция: 2 флегматика, 2 холерика, 2 меланхолика, 3 сангвиника и у 3 респондентов был выявлен смешанный тип (50 на 50): холерик- сангвиник, флегматик-сангвиник и флегматик-меланхолик (Таблица 14).
Таблица 14
Типы темпераментов сотрудников
№ п/п |
Должность |
Возраст работника |
Тип темперамента |
1 |
Начальник редакционного отдела |
36 |
Холерик- сангвиник |
2 |
Руководитель группы технического отдела |
40 |
Сангвиник |
3 |
Специалист группы технического отдела |
28 |
Меланхолик |
4 |
Главный редактор |
27 |
Флегматик |
5 |
Редактор |
22 |
Меланхолик |
6 |
Редактор |
25 |
Флегматик- сангвиник |
7 |
Редактор |
25 |
Флегматик- меланхолик |
8 |
Редактор |
28 |
Сангвиник |
9 |
Редактор сайта |
35 |
Холерик |
10 |
Веб дезайнер |
29 |
Флегматик |
11 |
Копирайтер |
43 |
Холерик |
12 |
Копирайтер |
41 |
Сангвиник |
На сегодняшний день, при приёме на работу в ООО ИД «Retailer» , такой аспект как психологическая совместимость не учитывался, в силу чего некоторые сотрудники испытывают дискомфорт в процессе общения и совместной деятельности с другими сотрудниками отдела. Наиболее остро противоречие возникает между холериком и меланхоликом, которые вынуждены сидеть рядом и ежедневно нагнетать обстановку во всем коллективе.
После того как мы определили темперамент, целесообразно провести ещё один тест на определение тактики поведения в конфликтной ситуации.
Данный тест адаптирован Н. В. Гришиной для определения стиля поведения, изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Итоги теста показали: «соперничество» или «соревнование» как способ регулирования конфликта встречается у 6 респондентов из 12 и варьируется от 2 до 6 баллов, что является не особо большим показателем, свидетельствующим об отсутствии ярко выраженной напористости внутри коллектива и заострении внимания исключительно на своих собственных интересах в ущерб интересам окружающих. «Компромисс» был выбран всеми респондентами, а показатели варьируются от 5 до 9, что говорит о желании сотрудников в той или иной мере приходить к всеобщему консенсусу, находить баланс и некоторое равновесие. «Избегания» придерживаются в большей степени 3 респондента, которые отдали свое предпочтение именно данной модели поведения, свидетельствующей об отсутствии стремления к кооперации и преобладаем собственных интересов над интересами других. Большая часть сотрудников выбрали «сотрудничество» и «приспособление», баллы по которым варьируются от 6 до 10.
Таким образом, данный тест показал нам, что в целом в коллективе царит доброжелательная атмосфера, в которой сотрудники не стремятся прыгать через головы друг друга в угоду собственных желаниям и интересам, а, напротив, стремятся к кооперации, совместному решению проблем и всячески пытаются помочь друг другу в процессе трудовой деятельности.
Говоря о сплочённости коллектива, был проведен опрос (таблица 2.7), в котором были представлены следующие три вопроса:
1.В случае расформирования отдела или массового увольнения, с кем бы вы хотели продолжить работать?
2. Кого бы из коллег вы пригласили па свою свадьбу, День Рождения?
3. С кем бы из коллег вы пошли в поход?
В ходе проводимого опроса респондентам предлагалось выбрать в каждом вопросе до трех своих коллег (они могли быть продублированы в каждом).
Таблица 15
Результаты опроса по определению лидера
№ п/п |
Занимаемая должность (возраст) |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
1 |
Начальник редакционного отдела |
2, 7,8 |
2, 8, 12 |
2, 5, 12 |
2 |
Руководитель группы технического отдела |
1,8, 12 |
1,4,7 |
1,5,6 |
3 |
Специалист группы технического отдела |
6,8, 12 |
6, 8, 12 |
5,6,8 |
4 |
Главный редактор |
6, 7, 8 |
6, 7, 8 |
- |
5 |
Редактор |
2, 6, 7 |
6, 8, 12 |
2, 8, 12 |
6 |
Редактор |
2, 8, 10 |
1,8, 10 |
1,8, 10 |
7 |
Редактор |
3, 6, 8 |
5, 6, 8 |
4, 6,8 |
8 |
Редактор |
4, 6, 7 |
2, 4, 6 |
2, 6,7 |
9 |
Редактор сайта |
2, 10, 11 |
1, 2, 11 |
1 |
10 |
Веб дезайнер |
6. 8. 12 |
6, 8, 12 |
6, 8, 12 |
11 |
Копирайтер |
1,2,9 |
1,2,9 |
- |
12 |
Копирайтер |
2,6, 10 |
3,5,8 |
2, 6, 10 |
Количество выборов каждого сотрудника представлено в следующей таблице (таблица 16):
Таблица 16
Распределение и количество выборов сотрудников редакционного отдела
Должность (возраст) |
Количество выборов |
Начальник редакционного отдела |
9 |
Руководитель группы технического отдела |
15 |
Специалист группы технического отдела |
2 |
Главный редактор |
4 |
Редактор |
5 |
Редактор |
18 |
Редактор |
6 |
Редактор |
20 |
Редактор сайта |
2 |
Веб дезайнер |
6 |
Копирайтер |
2 |
Копирайтер |
9 |
Проведенный опрос наглядно демонстрирует, что неформальным лидером выступает Руководитель группы технического контроля, набравший 15 выборов. Говоря о редакторах, которые набрали больше выборов, чем руководитель группы технического контроля, отметим, что в большинстве случаев, их выбор был взаимно обусловлен и опирается на дружеские отношения, а не на деловые качества, в то время как руководитель группы избирался на основании деловых качеств и в его основе лежит общение на работе в процессе трудовой деятельности. Кроме того, выбор руководителя группы обусловлен его профессиональным и обширным опытом в сфере деятельности компании, его знаниях и навыках.
Меньше всего баллов набрали три сотрудника: Специалист группы технического отдела , Редактор сайта и Копирайтер набрал 2 балла по причине недавнего устройства на работу и еще не успел себя показать в полной мере, а два сотрудника набравших наименьшее число баллов ограничились взаимным выбором друг друга, что связано с их не особо хорошим отношением к другим членам коллектива, хотя они этого и не демонстрируют в открытую.
Так или иначе, данный опрос показывает, что в отделе имеются несколько маленьких групп сотрудников, образованных по разным признакам. Некоторые из них возникли на почве дружбы, поскольку были знакомы ранее, некоторые - на почве совместных общих интересов, а третьи — на фоне сходства характеров и негативном отношении к другим сотрудникам отдела.
- В качестве слабого и уязвимого момента психологического управления персоналом выступает корпоративная культура ООО ИД «Retailer». Корпоративная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые выступают специфическими исписанными правилами, которые определяют, как должны работать и вести себя сотрудники.
Оповещения о всех новостях, нововведениях, новых сотрудниках, достижениях канала и другой каждой информации публикуются на общем корпоративном портале, к которому, однако, не у всех сотрудников имеется доступ к нему. Кроме того, у них нет возможности получить данную информацию из других источников, например, стенда. Работники отдела самостоятельно пытаются развивать корпоративную культуру, которая заключается в совместном проведении отдыха за городом, празднование Дней Рождений, Нового года и других праздников. Тем не менее, этого не хватает для ощущения целостности всего предприятия.
Не менее важным показателем для любого сотрудника в организации выступают его харизматические качества, показывающие способности убеждать и вести за собой (лидерские качества), и, в конечном счете, помогающие оценить сотрудника с точки зрения его готовности к продвижению дальше по карьерной лестнице.
Проведем анализ внутрикорпоративной культуры с использованием анкеты. Участниками анкетирования выступили 12 человек.
В результате обработки полученных результатов анкеты был произведен анализ результатов, представленный в таблице 17. Цифры в столбцах означают количество «плюсов» за каждый ответ.
Таблица 17
Результаты анкеты «Анализ состояния внутрикорпоративной культуры»
Участники |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Нет |
1 |
3 |
7 |
6 |
4 |
2 |
2 |
8 |
5 |
5 |
3 |
5 |
6 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
7 |
7 |
5 |
7 |
6 |
4 |
3 |
6 |
3 |
7 |
6 |
4 |
7 |
8 |
10 |
2 |
0 |
8 |
0 |
10 |
2 |
8 |
9 |
5 |
5 |
4 |
6 |
10 |
3 |
2 |
5 |
10 |
11 |
3 |
3 |
3 |
II |
12 |
5 |
8 |
5 |
2 |
Итого |
47 |
75 |
53 |
65 |
Анализ и обработка результатов представлены в следующей таблице 1. За каждый ответ «всегда» - 3 балла, «часто» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, и за ответ «нет» - 0 баллов (таблица 18).
Таблица 18
Обработка результатов анкеты