Файл: Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации
1.1. Сущность и структура психологического климата в коллективе организации
1.2 Факторы формирования социально - психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ психологического климата в коллективе ООО ИД «RETAILER»
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО ИД «RETAILER»
2.2 Анализ психологического климата и особенности управления им в ООО ИД «RETAILER»
Введение
В настоящее время отмечается устойчивый интерес ученых и руководителей-практиков к влиянию психологического настроя сотрудников на деятельность трудового коллектива. Благоприятный психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Вместе с тем, -психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Актуальность темы обусловлена усиливающейся конкуренцией на рынке, что предопределяет поиск способов повышения внутренней эффективности на предприятиях, в том числе через формирование сплоченности персонала, когда члены коллектива становятся соучастниками процессов совершенствования деятельности предприятия.
Цель исследования данной работы - изучение психологического климата в трудовых коллективах на примере ООО ИД «RETAILER» и определение путей совершенствования условий формирования благоприятного психологического климата.
В соответствии с поставленной целью задачами данной работы являются:
- раскрыть понятие, структуру и сущность психологического климата в коллективе организации.
- описать основные факторы влияния на психологический климат, а также показать роль руководителя в разрешении конфликтов.
- дать характеристику ООО ИД «RETAILER», обратить внимание на его особенности и организационную структуру, провести экономическую оценку и анализ его деятельности.
- оценить состояние психологического климата в коллективе ООО ИД «RETAILER», выявить имеющиеся проблемы и сформулировать выводы.
Объектом исследования данной работы выступает трудовой коллектив ООО ИД «RETAILER».
Предметом исследования являются факторы формирования благоприятного психологического климата в коллективе ООО ИД «RETAILER».
Теоретико-методологическую базу работы составили фундаментальные работы таких авторов как: Бакаева И.А., Гурьев М.Е., Зорина Е.А., Конев И.В., Закервашевич М.И., Кононова С.В., Куракин В.С., Сухорукова Н.Ф., Савельева М.В.
Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, метод наблюдения, метод анкетирования.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации
1.1. Сущность и структура психологического климата в коллективе организации
Под социально-психологическим климатом, в самом обще виде, в литературе подразумевают атмосферу коллектива, характер взаимодействий людей внутри коллектива. При этом, в литературных источниках наряду с данным понятием используется и ряд синонимичных: «морально- психологический климат», «психологический климат», «психологический настрой», «морально-психологическая обстановка», «морально- психологические условия», «атмосфера в коллективе», что говорит о невозможности установления четкого определения для рассматриваемой категории[1].
Существует огромное количество определений данного явления, что объясняется различным пониманием сущности социально-психологического климата разными исследователями. Эти определения часто либо слишком узкие и отражают лишь одну из его сторон, либо слишком широкие, абстрактные и недостаточно конкретны. социально-психологический климат – преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу[2].
Благоприятный социально-психологический климат положительно влияет на работоспособность каждого сотрудника и, соответственно, трудового коллектива в целом. Судить о состоянии климата в организации можно по показателю удовлетворённость-неудовлетворённость, для этого необходимо проводить исследования общественного мнения членов трудового коллектива организации сервиса по вопросам отношения к труду, содержания работы, менеджерам и коллегам.
Подходы к определению понятия «социально-психологический климат» с точки зрения различных авторов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия «социально-психологический климат»
Автор |
Определение |
как преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива |
|
Большакова А.Н |
Общий социально-экономический настрой, настроение коллектива. |
Конев И.В., Закервашевич М.И. |
Состояние групповой психики, представляющее собой сплав ее эмоциональных и рациональных компонентов, отражающих особенности ее жизнедеятельности |
Кузнецова Л.Э. |
Эмоциональные, волевые, интеллектуальные состояния, свойства группы и интегративные особенности психологии группы, значимые для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения |
как характер взаимоотношений в коллективе |
|
Николаева Н.В. |
Стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом |
Турченко И.В., Кауфман Н.Ю. |
Социальная и психологическая совместимость членов группы, их морально-психологическое единство, сплоченность, наличие общих мнений обычаев и традиций |
как интегральная характеристика состояния коллектива |
|
Хаджиибрагимова Г.М. |
Показатель уровня социального развития персонала и его психологических резервов, способных к более полной реализации Сочетание социально-психологического состояния отношений в коллективе, характер ценностных ориентаций, взаимных ожиданий, имиджевых характеристик компании, благожелательной атмосферы, обеспечивающей всем членам коллектива условия для раскрытия своих сил и возможностей |
как совокупность социально-психологических характеристик |
|
Шкердина А.А. |
Отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования Совокупность условий, которые положительно или негативно влияют на деятельность работника и организации в целом Полифункциональное социально- психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. Социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как целому |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что существует несколько подходов к определению социально-психологического климата.
Можно выделить четыре основных направления в понимании природы социально-психологического климата.
Представителями первого направления социально- психологический климат понимается как «общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания». Для них климат – это «отражение в сознании членов коллектива комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями их труда, методами его стимулирования[3].
Сторонники второго направления акцентируют своё внимание на том, что важнейшей «характеристикой социально-психологического климата коллектива является общий эмоционально-психологический настрой» этого коллектива. Для них климат - это «настроение группы людей, который определяет «уровень удовлетворенности работника трудом» и его «общее социальное самочувствие».
Авторами наиболее широко используемого третьего направления являются Сафронова Е.В., Демидова Л.И.. Они определяют социально-психологический климат через характер взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, и считают, что в процессе формировании климата складывается система межличностных отношений, которые определяют социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы в отдельности[4].
По мнению В.М Шепеля, климат отношений между членами одной группы состоит из трех климатических зон.
Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько высоко в данном коллективе работники осознают общие цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдают все конституционные права работников как граждан.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности являются принятыми в данном коллективе.
Третья климатическая зона - психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, отношения, складывающиеся между людьми, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом.
То есть, можно сказать, что психологический климат - это микроклимат, с более локальной зоной действия, чем у морального и социального климата.
Сторонниками четвертого подхода являются Турченко И.В., Кауфман Н.Ю.. Они определяют климат через термины «социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально- психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций»[5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально- психологический климат в коллективе - это устойчивое эмоционально- нравственное состояние внутри коллектива, выражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их межличностные отношения, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей.
Базой в формировании социально - психологического климата в коллективе являются межличностные отношения. С данным термином и ряд других используется:
- социально - психологическая атмосфера;
- морально - психологический настрой;
- морально - психологическая обстановка.
По содержанию и степени разработанности наиболее глубоким является определение социально - психологического климата, которое дал Морозов А.В. По его мнению, морально - психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели.
Психологический климат отражает преобладающий психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации.
На успешность совместной деятельности влияют условия, в которых взаимодействуют работники. Санитарно - гигиенические условия в которых работают специалисты тоже влияют. Это температурный режим, влажность, освещённость, просторность помещения, наличие хорошего рабочего места и многое другое.
Огромное значение в коллективе имеют взаимоотношения. Для обозначения психологического состояния группы используют следующие понятия:
- «социально-психологический климат»;
- «психологическая атмосфера»;
- «социальная атмосфера»;
- «климат организации»;
- «микроклимат» и др[6].
Эти понятия являются метафоричными. Сравнение можно провести с природно - климатическими условиями, в которых растение растёт. В одном климате оно может расцвести, а в другом — завянуть. Тоже самое можно сказать и о социально - психологическом климате: в одних условиях коллектив работает отлично и все члены коллектива получают возможность реализовывать свой потенциал. А в других — люди чувствуют себя очень плохо, т.е. некомфортно, и как можно быстрее стремятся покинуть этот коллектив и этим замедляют рост своей личности.
Под социально - психологическим климатом в коллективе, подразумевают следующее:
- совокупность социально - психологических характеристик группы;
- преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
- характер взаимоотношений в коллективе;
- интегральная характеристика состояния коллектива[7].