Файл: Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления психологическим климатом в коллективе организации
1.1. Сущность и структура психологического климата в коллективе организации
1.2 Факторы формирования социально - психологического климата в коллективе
Глава 2. Анализ психологического климата в коллективе ООО ИД «RETAILER»
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО ИД «RETAILER»
2.2 Анализ психологического климата и особенности управления им в ООО ИД «RETAILER»
Существует благоприятный и неблагоприятный социально - психологический климат в коллективе.
Под благоприятным социально - психологическим климатом понимают:
- оптимизм;
- радость в общении;
- доверие;
- чувство защищённости;
- чувство безопасности и комфорта;
- взаимная поддержка;
- теплота и внимание в отношениях;
- межличностные симпатии;
- открытость коммуникации;
- уверенность;
- бодрость;
- возможность свободно мыслить и творить;
- интеллектуально и профессионально расти;
- вносить вклад в развитие организации;
- совершать ошибки без страха наказания[8].
Основа успешной работы и достижения общих целей - это благоприятный социально - психологический климат. Чем лучше взаимоотношения в коллективе, тем приятнее приходить ежедневно на работу, выполнять свои задачи, просто проводить время вместе.
Социально - психологический климат зависит от всех членов, его типа нервной системы, привычек, установок. Чем больше людей в коллективе, готовых прийти на помощь, улыбчивых, доброжелательных, ответственных, тем приятнее обстановка. Небольшой процент закрытых злых личностей всегда присутствует, но чем он выше, тем труднее становится работать вместе.
Здоровой обстановкой называют также хорошие отношения. Она влияет на:
- производительность труда;
- успешность достижения общих целей;
- безопасность;
- эффективность каждого члена группы.
Неблагоприятный социально - психологический климат в коллективе характеризуется следующим образом - это:
- пессимизм;
- раздражительность;
- скука;
- в коллективе высокая напряжённость;
- в коллективе конфликтность отношений;
- неуверенность;
- боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление;
- страх наказания;
- неприятие;
- непонимание;
- враждебность;
- подозрительность;
- недоверие друг к другу;
- нежелание вкладывать усилия в деятельность совместную, в развитие коллектива и организации в целом;
- неудовлетворённость[9].
Ещё есть признаки, по которым можно судить об атмосфере косвенно в коллективе, а именно:
- уровень текучести кадров;
- производительность труда;
- качество продукции;
- количество прогулов и опозданий;
- количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
- выполнение работы в срок или с опозданием;
- аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
- частота перерывов в работе[10].
Необходимо выделить следующие функции социально - психологического климата в коллективе:
- консолидирующая, которая заключается, в сплочении коллектива для решения рабочих задач;
- стимулирующая, которая отвечает за задание «эмоциональных потенциалов» коллектива;
- стабилизирующая, которая обеспечивает устойчивость благоприятного климата внутри коллектива и создаёт предпосылки для включения успешного в коллектив новых специалистов;
- регулирующая, которая проявляется в поддержании норм взаимоотношений между работниками, и оценке этического поведения членов коллектива[11].
Здоровый социально - психологический климат в коллективе вызревает медленно, а поддерживается на нужном уровне трудно. Состояние микроклимата в коллективе может меняться каждый день. Под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных условий настроение может колебаться, а состояний людей могут быстро меняться. К огромному сожалению память человеческая такова, что он быстро забывает всё хорошее и очень долго помнит плохое и поэтому плохие, отрицательные эмоции могут резко ухудшить положительный настрой работника и долгое время влиять на выполнение задач производственных.
В концепции социально - психологического климата существенным элементом является характеристика его структуры. Структура социально - психологического климата представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура социально - психологического климата
Для того чтобы определить социально - психологический климат в коллективе, необходимо сделать анализ всех его структурных составляющих.
Судакова В., в структуре социально - психологического климата выделяет два основных подразделения:
- отношения людей к труду;
- отношения друг к другу[12].
Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя, а именно:
- эмоционального;
- предметного.
Направленность внимания и характер восприятия человеком разных сторон его деятельности подразумевается под настроем предметным. Под настроем эмоциональным подразумевается отношение удовлетворённости или неудовлетворённости этими сторонами деятельности.
Помимо всего этого, Б.Д. Парыгин подчёркивает, социально - психологический климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем. А это может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Определённым образом проявляется климат и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Структура социально - психологического климата состоит из основных направлений:
- отношения людей к труду;
- отношения людей друг к другу;
- отношение к миру и к самому себе.
Таким образом, когда речь идёт о социально - психологическом климате в коллективе, то имеют в виду совокупность социально - психологических характеристик:
- преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
- характер взаимоотношений в коллективе;
- интегральную характеристику состояния коллектива в целом.
Проявляется он в эффектах групповых, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Все эти эффекты во взаимоотношениях выражаются, связанных с процессом труда и решение задач общих в коллективе.
1.2 Факторы формирования социально - психологического климата в коллективе
Руководитель непосредственно может влиять на социально - психологический климат в коллективе, тем самым регулируя взаимоотношения в коллективе. Руководитель должен знать закономерности его формирования и осуществлять управление с учётом всех факторов. Факторов которые непосредственно влияют на социально - психологический климат в коллективе.
Для создания благоприятного социально - психологического климата в коллективе, руководителю нужно научиться подбирать коллектив, где люди между собой буду совместимы по темпераменту, опыту работы и возрасту. Это можно делать с помощью собеседования, наблюдения, анкетирования и психологического тестирования; работать с мотивацией сотрудников (материальные и нематериальные поощрения, система санкций); сам руководитель должен быть ярким примером для подражания; ставить ясные задачи и контролировать их качественное выполнение; поддерживать и создавать корпоративный дух (с помощью праздников корпоративных, формы фирменной и значков, хорошей репутацией фирмы и престижем работы именно в данной организации); каждому сотруднику давать возможность реализоваться и давать оптимистичные перспективы на будущее; создать нормальные условия труда.
Два фактора влияют на социально - психологический климат:
- факторы макросреды;
-факторы микросреды[13].
Факторы макросреды, влияющие на формирование социально - психологического климата, - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей:
-
- Общественно - политическая ситуация в стране - ясность и чёткость политических и экономических программ, доверие к правительству.
- Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.
- Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.
- Организация жизни населения - система бытового и медицинского обслуживания.
- Социально - демографические факторы - удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.
- Региональные факторы - уровень экономического и технического развития региона.
- Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнических конфликтов[14].
Факторы микросреды - это материальное и духовное оружие личности в организации. Микросреда предприятия, учреждения - это «поле» повседневной деятельности людей, конкретные материалы и духовные условия, в которых они работают.
На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько является однородным состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.
Три уровня совместимости выделяют:
- психофизиологический;
- психологический;
- социально - психологический.
Психофизиологический уровень совместимости в своей основе имеет оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и темперамента свойств. Особое значение этот уровень совместимости приобретает при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой в работе сбои и напряжённость в отношениях между рабочими в коллективе.
Предполагает психологический уровень совместимость характеров, мотивов и типов поведения.
Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Обеспечивает она максимально возможную успешность совместной деятельности при затратах минимальных.
- Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора социально - психологического климата.
- Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального социально - психологического климата является решающей.
Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность.
Стиль авторитарный порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие.
Стиль попустительский имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворённость совместной деятельностью и ведёт к формированию неблагоприятного социально - психологическому климату.
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учитывает интересы служащих, объясняет им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, другими словами, больше станет внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчинёнными.
Существенно руководитель может повлиять на характер межличностных отношений в трудовом коллективе, а также на отношение к совместной деятельности, удовлетворённость условиями и результатами работы, т.е. на социально - психологический климат. От социально - психологического климата зависит эффективность деятельности организации в целом.
Существует множество подходов к определению социально - психологического климата в трудовом коллективе. Социально - психологический климат - один из наиболее важных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека, подверженный изменению как факторами внешней (макро) среды, так и факторами внутренней(микро) среды предприятия.
Таким образом, были рассмотрены теоритические аспекты формирования социально - психологического климата в организациях, а именно:
- сущность и структура социально - психологического климата в коллективах;
- факторы формирования социально - психологического климата в коллективе.
Здоровый социально - психологический климат - один из главных фактов успешной жизнедеятельности человека, важнейшее условие совершенствования образа жизни, формирования и раскрытия потенциальных способностей и возможностей личности.
Глава 2. Анализ психологического климата в коллективе ООО ИД «RETAILER»
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО ИД «RETAILER»
ООО «Издательский Дом «Retailer» существует на рынке 15 лет и доносит до читателей последние новости и аналитические статьи из сфер технологий в розничной торговле, недвижимости, законодательства, экономики и финансов.
Наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью ИД «RETAILER»