Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Профессиональные качества работника
1.2 Психофизиологические особенности взаимодействия личности и профессии
1.3 Факторы препятствующие успешной профессиональной деятельности
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Выявление личностных характеристик клинического психолога
80% испытуемых подгруппы Б отличают откровенность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся (N-). Необходимо отметить, что в деятельности психолога в клинике клиники большое значение имеют как умение в нужных ситуациях проявлять дипломатию, так и эмоциональная выдержка и проницательность, чем не обладают в должной степени испытуемые подгруппы Б. Поэтому данные моменты могут негативно сказываться на их профессиональной деятельности.
Фактор О: «спокойствие – тревожность». Низкие оценки по этому фактору характеризуют тех людей, которые могут справляться со своими неудачами, в отличие от тех, кто переживает неудачи как внутренний конфликт.
Высокие оценки во многом определяют успешное лидерство в сложных ситуациях и стремление личности к самоактуализации. В то же время эти оценки свойственны невротикам, алкоголикам и людям с некоторыми видами психопатии.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень тревожности. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают значительно более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса О-.
Таким образом испытуемых подгруппы Б отличают беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой (О+). Зачастую данные личности тревожны, депрессивны, обеспокоены (тенденция аутопунитивности) чем-либо, мучаются чувством вины. Необходимо отметить, что 40% испытуемых контрольной группы получили оценку 7-8 стенов, что свидетельствует об их депрессивности, преобладании плохого настроения, мрачных предчувствий и размышлений, беспокойства, проявлении тенденций к тревожности в трудных ситуациях. Испытывают чувство, что их не принимает группа.
85% испытуемых подгруппы А отличают жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, небоязливость, хладнокровие, спокойствие (О-). В данном случае испытуемые подгруппы А явно показывают лучшие результаты, как в контексте установления и поддержания межличностных контактов, так и для повышения общего уровня успешности их профессиональной деятельности.
Фактор Q1: «консерватизм – радикализм». Фактор определяет радикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень соотношения консерватизма и радикализма. После проведения проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять нулевую гипотезу, так как испытуемые и экспериментальной, и контрольной групп показывают примерно равные результаты по данному фактору в рамках полюса.
По данному фактору 80% испытуемых подгруппы А и 60% испытуемых подгруппы Б отличают свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, отказ принимать что-либо на веру (Q1+). Это личности экспериментирующие, критические, либеральные, аналитические, свободно мыслящие.
20% испытуемых подгруппы А и 40% испытуемых подгруппы Б отличают консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность (Q1-).Склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций.
Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм». Этот фактор является центральным в факторе второго порядка «зависимость – независимость». Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень степени осознанности в выборе линии поведения. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,01, испытуемые подгруппы А показывают значительно более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса Q2+.
Таким образом испытуемых подгруппы А отличают независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение (Q2+). Это личности предприимчивые, независимые, склонные идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. 80% испытуемых подгруппы Б отличают зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение (Q2-).
Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль». Низкие оценки по этому фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль. Деятельность таких людей неупорядочена и импульсивна. Личность с высокими оценками по этому фактору имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.
Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.
Люди с высокими оценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности и добиваются успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы «я» (фактор С) и силы «сверх-я» (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень самоконтроля. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают значительно более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса Q3+.
По данному фактору 95% испытуемых подгруппы А отличает целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение (Q3+). Данные личности контролируемые, социально точные, следующие «Я»-образу, социально внимательные и тщательные, проявляют то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонны к упрямству.
85% испытуемых подгруппы Б отличают низкая дисциплинированность, потворство своим желаниям, зависимость от настроений (Q3-).
Фактор Q4: «расслабленность – напряженность». Высокая оценка (9-12 баллов) интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.
Исследования показали, что низкая оценка (0-5 баллов) характерна для людей с невысоким уровнем мотивации достижения, довольствующихся имеющимся Лица со значениями этого фактора от 5 до 8 баллов характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.
В начале исследования по данному фактору была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: предполагалось, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп показывают сходный уровень эмоционального самоконтроля. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р≥0,001, испытуемые подгруппы А показывают значительно более высокие результаты по данному фактору в рамках полюса Q4+.
По данному фактору 85% испытуемых подгруппы А отличают собранность, энергичность, напряженность, повышенная мотивация (Q4+).
При этом 85% испытуемых подгруппы Б отличают расслабленность, вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость (Q4-).
Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка». Фактор является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора (от 5 до 9 баллов) характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.
Таким образом испытуемых подгруппы А адекватно оценивают свои возможности, что свидетельствует об определенной эмоциональной зрелости.
45% испытуемых подгруппы Б отличает переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой (MD+). 55% испытуемых отличает недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе (MD-).
2.Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М. В. Секач, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев).
Обработка и интерпретация результатов тестирования по данной методике проводилась в следующей последовательности:
1. Проверка результатов исследования по «шкале лжи». Если количество утвердительных ответов на вопросы 6, 16, 26, 36, 46, 45 больше половины, то данные признаются недействительными.
2. Подсчет общего количества положительных ответов, кроме ответов на вопросы «шкалы лжи».
3. Определение процентного уровня положительных ответов. Для этого их количество делится на константное число 49 и умножается на 100.
Характеристика уровней самооценки психической устойчивости в межличностных отношениях. Высокий уровень психической устойчивости характеризует способность испытуемого выполнять управленческие функции в любых реальных условиях без существенного психического и физического напряжения (70% и более положительных ответов).
Стабильный уровень психической устойчивости позволяет испытуемому осуществлять управленческие функции успешно, без негативных последствий для психического здоровья (50% положительных ответов).
Удовлетворительный уровень обеспечивается, если испытуемый добивается положительных результатов в управленческой деятельности, мобилизуя весь свой творческий потенциал (30% положительных ответов).
Если испытуемый не соответствует одному или нескольким критериям психической устойчивости в такой степени, что не способен успешно выполнять управленческие функции, то его психическую устойчивость можно считать недостаточной (25% положительных ответов).
Недостаточный уровень психической устойчивости не тождественен «неустойчивой психике». Это лишь уровень измерения психической и профессиональной состоятельности с соответствующим стажем работы и определенным возрастом.
Результаты проведенного тестирования отражены на рис. 1 и рис. 2 (также см. Приложение ):
Рис. 1. Уровень психической устойчивости. Экспериментальная группа
Высокий уровень психической устойчивости отмечается у 25% (5 чел.) испытуемых экспериментальной группы, стабильный уровень – у 20% (4 чел.) испытуемых, удовлетворительный уровень – у 55% (11 чел.) испытуемых.
Рис. 2. Уровень психической устойчивости. Контрольная группа
Высокий уровень психической устойчивости отмечается у 5% (1 чел.) испытуемых контрольной группы, стабильный уровень – у 15% (3 чел.) испытуемых, удовлетворительный уровень – у 30% (6 чел.) испытуемых, недостаточный уровень – у 40% (8 чел.).
Рассмотрим результаты исследования более подробно.
1) В начале исследования по данной методике была принята следующая нулевая (Н0) гипотеза: средние величины обеих выборок равны. Однако, после проверки достоверности данной гипотезы, представляется необходимым принять альтернативную гипотезу: при вероятности допустимой ошибки р в 0,1 случае из 100, испытуемых экспериментальной группы отличает более высокий общий уровень психической устойчивости к различным стрессовым ситуациям (t = 4,231, при f = 38, p ≤ 0,001).