Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Уровень заработной платы психолога. Данный критерий мы берем за основу, поскольку размер заработной платы психолога зависит от выполненного объёма работы.

3) Квалификация психолога – очень важный критерий. Уровень владения сотрудником профессиональными знаниями и навыками зачастую является определяющим при выборе клиента психологом, который непосредственно будет его обслуживать. Также повышение психологом уровня профессиональной компетенции, как было выяснено в процессе проведения эмпирического исследования, является немаловажным аспектом успешности его профессиональной деятельности.

4) Отзывы клиентов и управляющего персонала. Данный аспект рассматривался нами во взаимосвязи с остальными критериями, так как мнение окружающих по большому счету является следствием проявляемых психологом личностных качеств и черт характера.

Нами выявлены социально-психологические характеристики успешных и неуспешных клинических психологов. Рассмотрим их более подробно.

Неуспешные психолога обладают следующими социально-психологическими качествами: опыт трудовой деятельности в должности психолога в клинике клиники год либо чуть больше, частая смена мест работы, нежелание повышать профессиональную квалификацию. Неуспешные психологи в клинике демонстрируют меньшую способность к обучению.

Склонны к ригидности в деятельности и личных установках, критичны, иногда жестки в оценке людей. В целом данные психолога более сдержанны, обособленны, предпочитают работать в одиночку. Психолога этой подгруппы убеждены в правильности того, чему их учили, и принимают все как проверенное, несмотря на противоречия.

Зависимы от мнения и требований группы, стремятся работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентированы на социальное одобрение.

Эмоционально неустойчивы, импульсивны, отличаются низкой сопротивляемостью к фрустрации, раздражительностью, утомляемостью, Эгоцентричны, настороженны по отношению к людям; склонны к ревности, стремятся возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительны. Откровенны, прямолинейны, не умеют анализировать мотивы партнера, отсутствует проницательность.

Личностный профиль успешного психолога в клинике клиники выглядит следующим образом: это молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие образование не ниже среднего специального и систематически повышающие уровень профессиональной квалификации. Как правило, это люди имеющие опыт работы не менее 2-3-х лет, работа в одной организации.


Успешных клинических психологов отличает: эмоциональная устойчивость, зрелость, выдержанность, работоспособность, ориентированность на реальность. Коммуникабельность, тактичность, любезность, услужливость, точность, надежность, серьезность.

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость, достаточно высокий уровень общей культуры, высокая скорость решения практических задач, ориентация на объективную реальность, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, склонность к эмпатии.

Умение вести себя в обществе, дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. Собранность, энергичность, повышенная мотивация. Адекватная самооценка.

Необходимо сказать, что мотивация к успеху находится в прямой зависимости от удовлетворенности трудом. На данный факт также следует обращать внимание при проведении мероприятий по совершенствованию различных аспектов труда в данных организациях.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании о том, что профессионально успешные психологи в клинике отличаются по ряду психологических характеристик от неуспешных клинических психологов нашла свое подтверждение.

На наш взгляд, полученные  результаты данного исследования можно использовать при профессиональном отборе сотрудников не только в клиникаы , но и любых схожих видов профессиональной деятельности.

Кроме того, с сотрудниками, которые отличаются высоким уровнем профессиональных способностей, можно проводить развивающие и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2012. – 288 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Психология личности. Хрестоматия Т. 2 / Б.Г. Ананьев. - Самара, 2013. – 156 с.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов. - М., 2011. – 338 с.
  4. Асмолов А. Г., Леонтьев Д. А. Личность // Новая философская энциклопедия. - М., 2011. – 482 с.
  5. Берн Э. Три аспекта личности. Хрестоматия. Психология личности. Т.1 / Э. Берн. - Самара, 2011. – 440 с.
  6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2012. – 352 с.
  7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие / В.А. Бодров. – М, 2011. – 318 с.
  8. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2014. - 276 с.
  9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2010. – Вып. 4. – С.23-28
  10. Донская Л.В., Линчевский Э.Э.Психофизиологические аспекты труда работников медперсонала. – Л.: Медицина, 1979. – 168 с.
  11. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. –2011. - № 22. – С.44-45.
  12. Дружилов С.А. Психологический синдром профессионализма // Материалы научно-практич. конф. «Ананьевские чтения 2013». –2013. – С.131-139
  13. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2013. № 4-5. – С.35-42
  14. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. - 2014. - № 2. - С.56-62.
  15. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. – Новокузнецк, 2012. – 204 с.
  16. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. – 2014. - №6. – С.41-44
  17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2010. - 320с.
  18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеев. – М, 2013. – 454 с.
  19. Знаков В.В. Понимание в познании и общение / В.В. Знаков. - Изд.3-е. - Самара 2010. – 482 с.
  20. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. - М.: ПЕР СЭ, 2013. – 286 с.
  21. Квинн В. Прикладная психология. - СПб., 2010. – 416 с.
  22. Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). - СПб., 2010. – 372 с.
  23. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. - М., 2010. – 226 с.
  24. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. Пособие / Е.А. Климов. – М., 2013. – 448 с.
  25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2010. – 662 с.
  26. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Хрестоматия. Т.2. Психология личности. / А.Н. Леонтьев. - Самара, 2011. – 574 с.
  27. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. - М., 2013. – 516 с.
  28. Макаров О.Г. Внутриличностные конфликты в профессиональном пространстве практического психолога//Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - №9. - 2016. - Хабаровск:Изд-во ДВГУПС. – С. 118-124
  29. Макаров О.Г. Типы и виды внутриличностных конфликтов и их проявление в профессиональной деятельности психолога// Материалы Региональной научно-методической конференции «Психолого-педагогические проблемы повышения качества подготовки специалистов». Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2016.- С.80-85.
  30. Макаров О.Г. Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности практического психолога. Конспект лекций. -Хабаровск.: ДВИПиП, 2015. – 153с.
  31. Макаров О.Г. Анализ профессиональной деятельности практического психолога в контексте внутриличностной конфликтности// Материалы У научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (29-31 октября 2014года). – Хабаровск.:ДВИПиП, 2014. С.72-79.
  32. Макаров О.Г. Особенности поведенческих реакций психолога с конфликтных ситуациях// Материалы IУ научно-практической конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» (21-24 октября 2013года). – Хабаровск.:ДВИПиП, 2013. С.36-39.
  33. Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки) / О.Г. Макаров. -Хабаровск 2016. - 28 с.
  34. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
  35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков. - 3-е изд. перераб. И доп. – М., 2012. – 882 с.
  36. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. - М., 2016. - 714 с.
  37. Олпорт Г. Становление личности. - М., 2012. – 114 с.
  38. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М., 2012. – 22 с.
  39. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Н.С. Пряжников. - Москва–Воронеж, 2012. – 370 с.
  40. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие / В.А. Розанова. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". – 2013. - 352 с.
  41. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер. 2013. – 388 с.
  42. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М, 2012. – 326 с.
  43. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2015 - 312 с.
  44. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для вузов/ В.А. Спивак. - СПб: Изд-во «Питер», 2010. – 198 с.
  45. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2015. - 70 с.
  46. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. Пособие / Ю.К. Стрелов. – М., 2011. – 350 с.
  47. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. – СПб., 2013. – 308 с.
  48. Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2015. – 232 с.
  49. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А.И. Турчинов. – М., 2011. – 374 с.
  50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. 2-е изд., перераб. - СПб, 2013. – 458 с.