Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Для подавляющего большинства сотрудников, работающих в сфере услуг, основным содержанием труда является взаимодействие с людьми – потребителями услуг, имеющее различное целевое назначение и потому требующее специальных знаний, умений и навыков.

Нагрузка работников медперсонала не регламентируется и почти не управляется. Оценка качества работы сложна из-за разнообразия оказываемых услуг, отсутствия точных критериев. Большую роль играет и то обстоятельство, что на качество услуг  определенным образом влияет и эмоциональное состояние и поведение самих потребителей.

Л. В. Донская и Э. Э. Линчевский, выбрав за основу фактор общения, разделяют профессии медперсонала на три группы:

1 группа – профессии, для которых взаимное общение с потребителями услуг составляет главное содержание труда и определяет его результат. К этой группе относятся работники системы просвещения, медицинские работники. Вероятно, к этой же группе могут быть причислены и работники театрального искусства.

2 группа – профессии, для которых взаимное общение с потребителями услуг служит инструментом труда. Оно занимает основную часть рабочего времени, однако не является конечной целью труда и не составляет главного его содержания. К этой группе следует отнести основные торговые профессии, некоторые профессии общественного питания, профессии бытового обслуживания, некоторые виды учреждений связи и т. п..

3 группа – профессии, для которых взаимное общение не обязательно, присутствует эпизодически, не составляет основного содержания работы, а является её условием и не определяет результат труда. К ним можно отнести большинство работников коммунального хозяйства и предприятий бытового обслуживания, пассажирского транспорта, общественного питания, учреждений связи и т. п.[14]

В соответствии с данной классификацией, профессию психолога в клинике клиники , вероятно, следует отнести ко второй группе.

Для данного типа деятельности характерна интенсивность контактов  с потребителями услуг (клиентами клиник), от качества которых зависит комфорт и эмоциональное состояние клиентов.

1.2 Психофизиологические особенности взаимодействия личности и профессии


При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения, в дальнейшем процессе становления профессионала, в условиях выполнения трудовой деятельности, повышения квалификации, достижения профессиональных успехов, - на всех этапах развития человека как профессионала, выделяют две группы факторов факторов: объективных и субъективных.

Объективные факторы - это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы - это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач[15].

Желательно, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. При этом в реальной жизни проявляются различные «варианты» взаимодействия объективных профессиональных требований и субъективных возможностей и способностей человека.

Часто, в ходе профессионального обучения и профессионального опыта человек подстраивается к профессиональным требованиям выполняемой деятельности - изменяет, преобразует и развивает себя до необходимого уровня.

Реализуется и другой путь в профессии: когда человек ни по каким меркам, на первый взгляд, не подходит к профессиональным требованиям и длительный период не принимается в профессиональном сообществе. Однако через какое-то время, демонстрируя продукты своего труда, он становится признанным и создает новые профессиональные образцы и систему новых профессиональных требований[16]. В последнем случае работник подстраивает, точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность. Так происходит в случаях профессионального новаторства, нововведений, профессионального творчества.

Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда[17]. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.


Профессиональная пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода его жизни[18].

Следует отметить, что в ходе длительного трудового стажа работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом, профессия накладывает свой отпечаток и на внешний облик человека.

Время, необходимое для формирования профессиональной личности, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека, в частности адаптационного потенциала[19].

Профессиональный отбор - система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня психолога и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический[20]. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков. Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.


Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении таких условий, как наличии объективной социально-экономической необходимости (например, наличия большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии); наличии определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, как напряженная и стрессовая деятельность, требует специального психологического отбора работников по фактору стрессустойчивости); наличии разработанной и апробированной системы отбора («батареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополнительности и взаимозаменяемости); наличии специалистов, подготовленных к проведению профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профессионального отбора[21].

На первый взгляд, профессиональный отбор в его грамотном «исполнении» - есть разрешение всех проблем, возникающих при взаимодействии объективных требований профессии и субъективных возможностей и способностей человека. Однако это не совсем так.

Факт «соответствия - несоответствия» индивидуально-психологических особенностей человека профессиональным требованиям довольно трудно оценить и доказать. Наиболее очевидными являются доказательства «соответствия - несоответствия» человека к профессии по параметрам физическим и физиологическим, временных и пространственных профессиональных ограничений, требований к скорости и точности действий, умению переносить физические перегрузки, невесомость, недостаток движений.

Менее очевидными выступает оценка «соответствия - несоответствия» человека по отношению к профессиональным требованиям по фактору познавательной деятельности. Существуют определенные трудности в прогнозировании того, кто будет более успешен, если человеку, имеющему практический склад ума, приходится решать сугубо теоретические проблемы, а теоретику, имеющему слабый «социальный интеллект», - общаться с людьми и реализовывать организационно-управленческую деятельность[22].

Подчас, практически невозможно установить степень «соответствия - несоответствия» профессиональных требований и его индивидуально- личностных особенностей.

В истории культуры описано огромное количество примеров, когда человек, руководствуясь сугубо материальными интересами и стремлением получить высокий заработок, достигал высоких результатов в творчестве.


Не менее важным признаком соответствия человека его профессиональной деятельности выступает степень удовлетворенности работника своим трудом, получаемая им радость в процессе своего труда, преобладание позитивных внутренних состоянии человека в ходе выполнения собственной профессиональной деятельности.

Логично будет поставить вопрос другим образом не человека подбирать к профессиональным требованиям (профессиональный отбор), а, наоборот, к профессии подбирать человека (т.е. осуществлять профессиональный подбор). Профессиональный подбор, таким образом, - это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение.

Если в центр системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия - несоответствия» поставить профессию, необходимо говорить о профессиональном отборе. Если же в центр данного взаимодействия поставить человека, нужно говорить о профессиональном подборе. Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек-профессия» стоит человек[23].

Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора будущей профессии.

Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями.

Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек выбирает профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и прочее.

Проблема самоактуализации, становится актуальной при выполнении взрослым работником выбранной трудовой деятельности.

Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация школьника или взрослого человека в общем виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека (школьника или взрослого) к своей (будущей или реальной) профессии и к самому себе как (потенциальному или реальному) субъекту профессиональной деятельности или профессионалу[24].