Файл: Стратегия управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы разработать стратегию организации необходимо учитывать, как указано в учебнике В.Р. Веснина, то, что «Любая стратегия должна быть:

  • реальной, внутренне целостной;
  • совместимой со средой;
  • сбалансированной по ресурсам;
  • в меру рискованной;
  • органически сочетать долгосрочные и краткосрочные цели.»[1, с.44],

т.е. она не должна быть оторванной от действительности, исходить из реальных условий и не должна существовать сама по себе, а значит должна быть практичной и реализуемой с учетом имеющихся и потенциальных ресурсов, а также учитывать наличие возможных рисков, т.е. она обязательно должна предполагать проведение предварительного (и последующего в ходе реализации для своевременной корректировки) диагностирования и анализа.

Для построения собственно стратегии необходимы:

  • «создание модели будущего фирмы, ее позиционирования на рынках по отношению к конкурентам, четкая формулировка комплекса стратегических целей;
  • инновационные идеи, концепция и общая политика ее развития;
  • разработка внутренних ценностей и ключевой идеологии фирмы;
  • определение главных направлений ее развития;
  • выбор ключевых критериев оценки эффективности, устойчивости и динамики развития;
  • определение видов и масштабов деятельности, продуктов и рынков сбыта;
  • способы создания и поддержания устойчивых конкурентных преимуществ;
  • точное определение вариантов потребностей в ресурсах и эффективности их использования, методы оптимизации распределения ресурсов и стратегических инвестиций;
  • системная интеграция основных видов деятельности фирмы и обеспечение развития фирмы как целостной системы;
  • решение проблем мотивации персонала, развитие лидерства и умения работать в командах;
  • разработка систем управления реализацией стратегии и стратегического контроля» [4, с.21]

Вышеуказанные требования можно использовать в качестве «памятки», пошаговой инструкции к разработке стратегии любой организации, так как любой указанный пункт невозможно исключить из данного перечня без ущерба разрабатываемой стратегии со всеми вытекающими последствиями. Например, пункт об инновационных идеях – без новых, «свежих» идей нет даже смысла выходить на рынок, поскольку предприятие просто не выдержит конкуренции, а вот предпоследний пункт, который касается кадров, обозначен довольно узко, при том, что работа с кадрами является многоплановой и не ограничивается только вопросами мотивации и развития лидерства. В качестве суммирующей обобщающей фразы можно было бы добавить следующую - «решение проблем с быстрой и эффективной адаптацией к изменениям внешних факторов среды», достаточно универсальная фраза, которая подразумевает как экономические, так и социально-политические и другие изменения, а под адаптацией можно понимать и обеспечение высокого уровня квалификации персонала, и создание, в том числе, эффективной системы мотивации и т.д. Естественно, любые инструкции не являются универсальными и могут быть дополнены и усовершенствованы в соответствии с реальными условиями. Но это уже задачи оперативной, текущей деятельности организации.


Последний же пункт указанного перечня необходимых мероприятий по созданию собственной стратегии подводит нас к определению стратегического управления, т.е., проще говоря, к определению управленческой деятельности по формированию и реализации стратегии.

Основным средством достижения долгосрочных стратегических целей является стратегическое управление, или стратегический менеджмент (в разных источниках можно встретить разные термины, но поскольку во всех англо-русских словарях слово management переводится, в том числе, как управление, то мы будем принимать их в нашей работе как синонимы). Для общего понимания термина возьмем определение, данное в учебнике В.Р. Веснина: стратегия управления – это «общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы» [1, с.44], поскольку оно, хотя и не является исчерпывающим, но достаточно емкое и передает основную суть такого явления как стратегическое управление (стратегический менеджмент).

Более полное определение стратегическому управлению (менеджменту) дается в учебнике Ю.А. Маленкова: «Стратегический менеджмент – наука и практика разработки и реализации на основе системного подхода главных целей и направлений развития фирмы, стратегий и стратегических планов организации, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивость развития, экономическую эффективность, инновационное превосходство в долгосрочном периоде. Стратегический менеджмент направлен на достижение комплекса целей долгосрочного развития организаций на основе мотивации персонала, инноваций, роста и эффективного использования экономического и человеческого потенциалов, разработки и внедрения стратегий и планов их реализации, систем управления стратегическим развитием и стратегического контроля, оптимизации использования ресурсов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ.» [4, с.18]. Данное определение является практически исчерпывающим, поскольку составлено на основе процессного и комплексного подходов с акцентом на формулировку и реализацию стратегий, но как можно заметить, оно достаточно громоздкое, поэтому больше подходит для научно-теоретических работ, на практике же более приемлемо использовать определение, данное в учебнике В.Р. Веснина, которое приведено выше [1, с.44] и которое можно принять в качестве «рабочего» определения стратегического управления (менеджмента) для нашей курсовой работы.


Для того, чтобы разграничить стратегический менеджмент от текущего оперативного управления охарактеризуем его основные черты, которые сформулированы в учебнике Ю.А. Маленкова:

- «глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на фирму в целом, изменяя ее главные системообразующие переменные;

- долгосрочность и перспективность. Стратегический менеджмент нацелен на будущее, на периоды не менее 3 лет в неустойчивой среде, 5 лет и более в условиях относительно стабильной среды. (Чем больше период стратегического планирования, тем больше факторов влияют на модель будущего. В связи с этим возникает много, нередко десятки и даже сотни сценариев развития, из которых для эффективного управления нужно выбрать всего несколько).

- критичность для жизнеспособности организации. Исправить стратегические ошибки очень трудно, часто невозможно, так как для этого требуются большие усилия, ресурсы, затраты времени;

- высший уровень приоритета среди других видов управления фирмой. Стратегические решения и планы определяют характер всех других видов управления (тактического, оперативного, функционального). Изменения стратегических планов и стратегий должны сопровождаться изменениями всех планов нижних уровней. Если этого не происходит, то стратегия компании носит формальный характер и нежизнеспособна;

- рост сложности стратегического анализа, прогнозирования и многоальтернативность стратегического выбора. Ошибки стратегического выбора неизбежно ведут к крупным потерям, а часто к полному прекращению деятельности фирмы».[4, с.18-19] При этом стоит добавить еще несколько факторов, характеризующих стратегический менеджмент, поскольку мы рассматриваем именно основные черты, характеризующие стратегический менеджмент, то это - концентрация внимания вовне, т.е. своего рода реакция организации на внешнюю среду, которая чаще всего и становится побуждающим фактором к разработке новой, или изменению имеющейся, стратегии и вовнутрь организации (например, в случае серьезных изменений в структуре управления), а также взгляд на персонал как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия (в отличии от оперативного управления, при котором персонал рассматривается как ресурс организации). Последняя характеристика как раз является для нас ключевой при подходе к вопросу о кадровой стратегии.


Говоря о стратегическом управлении также необходимо упомянуть виды стратегического менеджмента и их особенности, которые рассматриваются в учебнике Маленкова, такие как[4, с.22-31]: государственное стратегическое управление, которое решает задачи стратегического развития государства, регионов, крупных городов, обеспечивая рост качества жизни населения; стратегический менеджмент фирмы (компании) – собственно предмет нашей работы; стратегический менеджмент развития личности, который направлен на рост человеческого капитала руководителей и менеджеров, формирование прогрессивных внутренних ценностей, социальную ответственность личности; стратегическое самоуправление территории, которое обеспечивает жизнеспособность территории, развитие ее инфраструктуры, создание условий для притока инвестиций и т.д.

Перечисленные виды стратегического управления взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга прямо или косвенно, особенно, если это касается так называемых «градообразующих» предприятий (здесь взаимосвязь и влияние особенно тесные). Все указанные виды стратегического менеджмента нельзя было не упомянуть, потому что при осуществлении собственного стратегического управления организации невозможно игнорировать влияние (о котором мы упомянем только вскользь ввиду ограниченного объема данной работы) и других видов стратегического управления. Например, высокая криминогенная обстановка в городе (регионе) понижает общий психологический настрой жителей города (региона), что не способствует полноценному выполнению своих функций работниками организации, находящейся на территории данного города (региона), если вообще предприятие будет создано в таких условиях. Или, например, общее понижение уровня культуры, чему способствует присутствие в наших средствах массовой информации и культуры далеко не самых лучших образцов западной культуры, созданных на основе индивидуализма, стяжательства, эгоизма, повлечет за собой и снижение производительности труда в результате деформации (искажения) внутренних ценностей и снижения мотивации работников. А решение подобных вопросов (безопасность, рост качества жизни, социальный прогресс общества, защита прав личности и др.) находится в ведении государства, и в частности в ведении местных органов самоуправления. Не меньшее влияние на стратегический менеджмент компании оказывает стратегический менеджмент развития личности. В учебнике Ю.А. Маленкова особо подчеркивается, что «Успех стратегии сильно зависит от уровня развития менеджеров…. Отсутствие стратегического менеджмента развития личности ведет к дефициту лидеров в управлении, безликости и бюрократии. В результате нередко качество управления фирм, территорий и даже целых стран падает до очень низкого уровня, возникают кризисы.» [4, с.22]. Приведенный комментарий опять же касается необходимости разработки кадровой стратегии, поскольку опыт показывает, что от личных способностей руководителей и менеджеров зависит успех как отдельного мероприятия, так и организации в целом, а руководители и менеджеры также должны являться объектом кадровой стратегии, поскольку могут рассматриваться в данном случае и как средство и как ресурс. И опять же «Она (стратегия) большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.» [3, с.119], т.е. так или иначе задействуется человеческий фактор, при чем на всех уровнях управления, поскольку управление осуществляется людьми, а от того какие это люди и как они осуществляют свое руководство зависят общие результаты работы организации. В учебнике Ю.А. Маленкова также особо подчеркивается, что «…главный элемент, определяющий эффективность стратегического управления – человеческий фактор, и в первую очередь, такие его компоненты, как уровень мотивации и подготовки (компетентности) разработчиков стратегии и работников ее реализующих.» [4, с.32].


Из всего вышесказанного мы можем кратко суммировать следующее:

Стратегия – это всесторонний комплексный план по обеспечению миссии организации в долгосрочном периоде. Для ее построения необходимо провести ряд обязательных мероприятий, которые были перечислены в данной главе, но приведем, на наш взгляд, первостепенные, такие как составление четкой формулировки стратегии (на нашем предприятии – АО «ЦС «Звездочка» уже определена главная стратегическая цель, которая приведена выше); выявление и поддержание конкурентных преимуществ с анализом положения на рынке (АО «ЦС «Звездочка» располагает огромным опытом в сфере судоремонта и судостроения, уникальным кадровым потенциалом, опытом изготовления высокотехнологичной и наукоемкой, а также «пилотной» продукции); точное определение потребностей в ресурсах и эффективности их использования (на нашем предприятии подобные программы постоянно разрабатываются и передаются для утверждения источников финансирования); внесение инновационных идей, технологий и разработок (в настоящее время на предприятии внедряется Производственная Система); формирование и поддержание на высоком уровне организационной культуры как важнейшего элемента системы управления (за 65 лет своего существования на нашем предприятии, естественно сложилась определенная организационная культура, но некоторые ее элементы, например, мотивация, требуют пересмотра и изменения); решение проблем с быстрой и эффективной адаптацией к изменениям внешних факторов среды (АО «ЦС «Звездочка» практически одно из первых оборонных предприятий вышло на международный рынок продукции гражданского назначения, но сейчас оно не выдерживает конкуренции с азиатскими судоверфями, так как если в конце 1990-х гг. – начале 2000-х западные фирмы привлекала дешевая, но при этом достаточно квалифицированная рабочая сила (качество работ, выполняемое сварщиками, АО «ЦС «Звездочка» высоко ценилось), то в настоящее время заработная плата основной категории рабочих заметно повысилась, тем самым понизив привлекательность Общества для западных компаний; разработка специальной политики по управлению персоналом с созданием возможностей его развития (оформленную в феврале 2020г. «Политику управления персоналом АО «ЦС «Звездочка» можно рассматривать как первый шаг в этом направлении); разработка систем управления реализацией стратегии и стратегического контроля (а эта задача еще только стоит перед высшим руководством предприятия).