Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1249

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, содержащие совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений.

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

14. Приказы – нормативные правовые акты функционально-отраслевого характера, издаваемые руководителями республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.

15. Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования. Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текстов нормативных правовых актов
в «Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» и иных
официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их
в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на определенные отношения, возникшие до его вступления в силу.


Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие
в случаях:

истечения срока действия акта, если он был принят на определенный срок;

признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.



6. Характеристика Конституции
Республики Беларусь


В современных государствах важнейшим источником права является Конституция (Основной Закон). Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение.

Конституция – это Основной Закон государства, закрепляющий правовое положение граждан, организацию государственной власти
и определяющий
ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Конституции государств, как правило, закрепляют два важнейших вопроса:

1) права и свободы личности, гарантии их реализации, обязанности человека и гражданина;

2) система государственной власти.

Социально-политическая сущность конституции состоит в том, что она выступает в качестве ограничителя власти государства, т. е. устанавливает пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Любая конституция обладает следующими основными юридическими свойствами: является Основным Законом государства; обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам; выступает в качестве базы для развития текущего законодательства; принимается и изменяется в особом порядке; выступает в качестве стабильного документа, что сочетается с подвижностью ее содержания.

Действующая Конституция Республики Беларусь была принята
15 марта 1994 г. Верховным Советом, а позднее, с изменениями и дополнениями,– 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме. Структурно она состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, 146 статей.

В преамбуле в краткой форме указываются причины, условия и цели принятия Конституции, ее значение. В концентрированном виде здесь закреплены основные положения, которыми должно руководствоваться государство в рамках государственного строительства.

В разделе І закреплены наиболее важные нормы, которые определяют основы общественного и государственного устройства. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового и светского.

Унитарное устройство государства означает, что оно является единым и не имеет в своем составе других государственных образований.

Демократическое государство предусматривает в первую очередь реализацию принципа плюрализма в различных сферах. Власть наро-
да осуществляется через представительную и непосредственную демократию.

Социальное государство должно быть ответственным за развитие общества; в его рамках личность имеет обязанности как перед иными лицами, так и перед обществом в целом, обеспечивается достойное существование человека.


Правовое государство означает: обеспечение верховенства закона, господства права, основанного на легитимно выраженной воле граждан; незыблемость прав и свобод личности; взаимную ответственность государства и личности; разделение властей, при котором судебная, исполнительная
и законодательная власти взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга; наличие действенного механизма по обеспечению прав и свобод, контроля за их реализацией в рамках государства.

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. В рамках такого государства обеспечивается свобода вероисповеданий. При этом те или иные религиозные убеждения не могут навязываться гражданам.

Раздел ІІ посвящен правам, свободам и обязанностям человека
и гражданина.

В разделе ІІІ фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел ІV посвящен статусу государственных органов и изложен
с учетом принципа разделения властей.

Положения V раздела касаются местного управления и самоуправления.

В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

В VIII разделе рассматриваются вопросы действия Конституции, порядка ее изменения и дополнения.

Заключительные и переходные положения находятся в разделе
ІХ Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами
обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции.



7. Конституционные права, свободы и обязанности
человека и гражданина


Конституционные права, свободы человека и гражданина имеют базисный характер. Они закреплены во втором разделе Конституции – «Личность, общество, государство». Права, свободы человека и гражданина определяют возможности личности пользоваться благами в различных сферах.

Понимание природы прав человека основывается как на естественно-правовом, так и на позитивистском подходах. Естественно-правовая теория исходит из признания наличия прав у индивида в силу природы самого человека, а позитивистская определяет их как благо, даруемое государством. В настоящее время признаются как естественный характер прав человека, так и необходимость их обеспечения со стороны государства, что выступает в качестве высшей цели его деятельности. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, установленных Конституцией и законами.


Наиболее распространенной классификацией является деление прав и свобод человека исходя из сфер проявления человеческой деятельности. Выделяют гражданские (личные), политические, социально-экономи-ческие, культурные права и свободы.

К гражданским (личным) правам и свободам относят: право на жизнь; право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности; презумпция невиновности; невозможность принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; право на личную жизнь; неприкосновенность жилища и иных законных владений; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; право на создание семьи и заключение брака; свобода мнений и убеждений; право на сохранение своей национальной принадлежности, пользование родным языком; право на судебную защиту; право на защиту международных организаций; право на юридическую помощь.

Политическими правами и свободами в Республике Беларусь, как правило, обладают только ее граждане. К таким правам и свободам относят: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным; право на обращение в государственные органы; свобода ассоциаций; свобода проведения массовых публичных мероприятий (митингов, собраний и т. д.); свобода печати и информации; право на равный доступ к любым должностям в государственных органах.

Реализация социально-экономических и культурных прав находится
во многом в зависимости от уровня развития национальной экономики. К этому перечню прав личности относят: право на труд; на справедливую долю вознаграждения
в экономических результатах труда; на отдых; на собственность; на жилище; на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду;
на образование; на
социальное обеспечение; на участие в культурной жизни.

Обязанности личности являются оборотной стороной прав и свобод. Конституционные обязанности устанавливают необходимость для индивида придерживаться определенного поведения.

К конституционным обязанностям относят: необходимость соблюдения Конституции, законов и уважения национальных традиций; уважение достоинства, прав и свобод других лиц; участие граждан в финансировании государственных расходов; охрану природной среды; защиту Республики Беларусь; бережное отношение к историко-культурному, духовному наследию и другим национальным ценностям.



8. Гражданство Республики Беларусь


Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Правовые основы гражданства Республики Беларусь закреплены Конституцией, Законом «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.


Выделяют следующие основные принципы белорусского гражданства: 1) право на гражданство, 2) равное гражданство, 3) единое гражданство, 4) свободный характер гражданства, 5) сохранение гражданства, 6) недопустимость произвольного лишения гражданства, 7) защита и покровительство граждан, 8) отсутствие автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом,
не принадлежащим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов.

Гражданство Республики Беларусь может приобретаться по рождению, в результате приема в гражданство, в порядке регистрации, по иным основаниям, предусмотренным Законом «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г.

Приобретение гражданства по рождению основано как на принципе «крови», так и на принципе «почвы».

В порядке приема гражданство приобретается на основании письменного заявления лица, достигшего 18-летнего возраста, если оно: берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь; знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения; постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет; имеет законный источник средств существования; не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

В порядке регистрации гражданство могут приобрести: лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки; дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь; дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство,– по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.