Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1252

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовая система Республики Беларусьэто совокупность взаимосвязанных между собой звеньев (финансовых институтов), через которые государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств. Финансовую систему Республики Беларусь составляют: финансы Республики Беларусь, финансы местного управления, республиканский бюджет, местные бюджеты, республиканские внебюджетные фонды, местные внебюджетные фонды, финансы субъектов хозяйствования, государственный и банковский кредиты, страхование.

Финансы Республики Беларусь – это совокупность денежных средств, право формирования, распределения и использования которых принадлежит республиканским органам государственной власти и государственного управления. Они включают в себя республиканский бюджет, республиканские внебюджетные фонды, другие денежные фонды, создаваемые по решениям Парламента, Президента и Правительства.

Финансы местного управления – это совокупность денежных средств, создаваемых по решению органов местного управления и используемых на цели развития региона. Они включают в себя соответствующие местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Для обеспечения задач и функций, стоящих перед государством, образуется основной фонд денежных средств – бюджет. Бюджетная система обеспечивает реальными денежными средствами органы государственной представительной и исполнительной власти на всех уровнях. Из расходной части бюджета осуществляется финансирование народного хозяйства,
социально-культурных, экологических и других программ.

Отдельным элементом финансовой системы Республики Беларусь выступают внебюджетные фонды. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых по целевому назначению – для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту (пенсионный фонд), социальное обеспечение по болезни, инвалидности (фонд социальной защиты населения) и другие фонды. Формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с Положениями о фондах, утвержденными Советом Министров и соответствующими Советами депутатов.

Финансы субъектов хозяйствования как звено финансовой системы – это денежные фонды, создаваемые на предприятиях для обеспечения непрерывности производства и удовлетворения некоторых социальных потребностей членов трудового коллектива.

Государственный кредит в качестве элемента финансовой системы представляет собой деятельность государства по получению в кредит,
т. е. взаймы, средств от юридических и физических лиц
. Он широко применяется при дефиците бюджета и осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг
и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит – это также и внешние займы государства. В данном случае Республика Беларусь выступает заемщиком, а кредиторами – другие государства, иностранные юридические и физические лица (нерезиденты Республики Беларусь).


Банковский кредит – это сложная многосторонняя деятельность, направленная на мобилизацию денежных средств, где вся банковская система (Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки) использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности.

Система кредитных учреждений возглавляется Национальным банком Республики Беларусь, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

Страхование как элемент финансовой системы представляет собой совокупность отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов путем формирования за счет страховых взносов, уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев (стихийных бедствий, эпидемий, других несчастных случаев).



35. Правовые основы природопользования
и охраны окружающей среды


Экологическое право как отрасль системы права Республики Беларусь представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по следующим вопросам: охраны окружающей среды, рационального использования отдельных природных ресурсов, удовлетворения потребностей и соблюдения экологических прав природопользователей, защиты экологических прав физических и юридических лиц, сотрудничества между государствами, международными организациями по охране окружающей среды
от вредных воздействий в интересах всего человечества
.

Систему источников экологического права составляют: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс
о недрах, Закон «Об охране и использовании животного мира», а также специальные законодательные акты, которые регулируют экологические отношения, международные договоры Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды.

Конституция Республики Беларусь, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников экологического права. Согласно Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства (ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Вменяя в обязанность каждому, проживающему на территории Республики Беларусь, охрану природы, бережное отношение к природным богатствам, Конституция одновременно провозглашает право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции).

Право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир является исключительным и неотчуждаемым. Это означает, что никто, кроме Республики Беларусь, не может быть собственником перечисленных природных объектов и распоряжаться ими.


В связи с ограниченным характером частной собственности на природные объекты основной формой использования природных ресурсов является передача их в постоянное или временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Цели, порядок и условия такого пользования определены для каждого природного объекта и регулируются отраслевым экологическим законодательством – земельным, водным, лесным и др.

В зависимости от использования того или иного природного ресурса различают следующие виды природопользования: землепользование, пользование недрами, водопользование, лесопользование, пользование животным миром, пользование ресурсами атмосферы. Эти виды природопользования, урегулированные нормами права, составляют право природопользования, которое выражается в установленном правовыми нормами порядке потребления и использования природных ресурсов с целью извлечения их полезных свойств.

Перечень основных видов права природопользования дается в специальном экологическом законодательстве – Кодексе Республики Беларусь о земле, Кодексе о недрах, Водном кодексе, Лесном кодексе, Законах Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».

Право природопользования может быть общим и специальным. Право общего пользования природными ресурсами предоставляется гражданам для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих природных ресурсов за отдельными лицами и без соответствующих разрешений. Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными органами. Основным принципом права природопользования является целевое использование природных ресурсов, т. е. использование их в соответствии с той целью, для которой они предоставлены или которая указана в законодательстве.



36. Предмет и система уголовного права


Уголовное право – это совокупность установленных законодательным органом юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляющих основания и условия привлечения к уголовной ответственности, устанавливающих наказания и иные меры уголовной ответственности, применяемые к лицам, совершившим преступления.

Задача уголовного права – охрана мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, установленного правопорядка от преступных посягательств. Оно призвано способствовать предупреждению преступлений
и воспитанию граждан в духе соблюдения законов.


Основной функцией уголовного права является охрана важнейших общественных отношений от преступлений. Это позволяет утверждать, что уголовное право является охранительной отраслью права и тем самым отличается от большинства иных отраслей права, выполняющих преимущественно регулятивную функцию.

Уголовное право закрепляет и обеспечивает реализацию принципов, на которых основывается уголовная ответственность. Это принципы законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости.

Принцип законности уголовной ответственности заключается в том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления
и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положений, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Эффективность уголовного закона обеспечивается не его жестокостью, а неотвратимостью ответственности за преступление.

Каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, т. е. умысел или
неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, т. е. устанавливаться и назначаться с учетом характера
и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Источниками уголовного права Беларуси являются Конституция Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь, во-первых, очерчивает круг социально значимых ценностей, подлежащих уголовно-правовой охране: жизнь человека (ст. 24), свобода, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25), неприкосновенность жилища (ст. 29), отношения собственности (ст. 13, 44) и т.д.; во-вторых, закрепляет ранее рассмотренные принципы уголовной ответственности (ст. 22, 26); в-третьих, определяет основы механизма реализации уголовной ответственности (ст. 26, 27, 60 и др.).


Своеобразным источником уголовного права Беларуси являются
и некоторые нормы международного права. В ч. 3 ст. 21 Конституции Республики Беларусь сказано: «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

Важнейшим источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК ) – это единственный уголовный закон, действующий на территории государства. Все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, должны включаться в УК Республики Беларусь.

УК имеет научно обоснованную систему, позволяющую легко находить необходимую норму уголовного права. Он состоит из двух взаимосвязанных частей: Общей и Особенной.

В Общей части УК регламентируются все общие вопросы уголовной ответственности.

В Особенной части УК дается систематизированный, исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, указываются юридически значимые признаки конкретных преступлений, называются виды и размеры наказания за определенные преступления.



37. Понятие, признаки и классификация преступлений


Основанием уголовной ответственности является совершение преступления.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Преступление – это лишь такое деяние, которое является общественно опасным. Этот признак преступления заключается в способности деяния причинить существенный вред охраняемым законом интересам.

Преступление – это не всякое общественно опасное деяние, а лишь такое, которое запрещено уголовным законом. Это деяние, прямо указанное в УК в качестве конкретного преступления. Преступление – это уголовно противоправное деяние. Однако совершение лицом запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния не всегда расценивается как преступление. Нужно установить наличие вины, т. е. наличие соответствующего психического отношения лица к деянию и наступившим последствиям в форме умысла или неосторожности. Таким образом, преступление – это виновное деяние.

Важно проводить отличие между преступлением и иными видами правонарушений. Главное, существенное отличие – характер и степень общественной опасности. Преступление всегда причиняет больший вред общественным отношениям, чем, например, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

В ч. 4 ст. 11 УК формулируется важное правило, согласно которому не является преступлением действие или бездействие, хотя формально
и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного в УК,
но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности либо имеющее ничтожную общественную опасность.